Дело № 2-31-2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Мольковой Л.Н., с участием истцов Семибратовой Е.А. и Семибратовой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Семибратовой Е. А. и Семибратовой Е. Д. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты, у с т а н о в и л : Истцы обратились с иском в суд к ответчику о включении в список граждан для переселения Семибратовой Е. А., Семибратовой Е. Д. и предоставлении социальной выплаты на семью из двух человек для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В судебном заседании истица Семибратова Е.Д., настаивая на исковых требованиях, пояснила, что квартира по <адрес> принадлежит на праве собственности ее матери Семибратовой Е. А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. С момента приобретения жилого помещения в него вселились она и ее мать. Она и Семибратова Е.А. зарегистрированы по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В ДД.ММ.ГГГГ года она устроилась на работу в <адрес>, в связи с чем, стала снимать жилье в <адрес>, последний адрес <адрес>. Ее мать стала проживать вместе с ней, в последующем трудоустроилась в <данные изъяты>. До этого в ДД.ММ.ГГГГ году она вместе с Семибратовой Е.А. приехали из <адрес> на постоянное место жительства в <адрес>, где сначала на протяжении месяца проживали у своих знакомых ФИО7 по <адрес>, имели там временную регистрацию для получения российского гражданства. Вскоре была приобретена квартира по <адрес>, куда она переселилась вместе с матерью. Она и Семибратова Е.А. устроились на работу в <адрес>. Еще за 2-3 года до переезда в <адрес>, она с матерью регулярно ездили на работу в <адрес>, работали в <данные изъяты> и проживали в общежитии по <адрес>, где имели временную регистрацию. До этого, она с матерью проживали по <адрес>. Данная квартира была муниципальной. Она была зарегистрирована по <адрес> с 4-х лет. Жилое помещение предоставлялось ее отцу ФИО1, с которым она и мать не проживали, так как брак между ним и Семибратовой Е.А. был расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ году. Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, так как поселок снесут, у нее с матерью в квартире по <адрес> остались вещи. В данном доме проживать невозможно и здоровье Семибратовой Е.А. не позволяет ей там жить. Истица Семибратова Е.А., натаивая на исковых требованиях, поддержала доводы истца Семибратовой Е.Д., дополнений не имеет. Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Администрация Кизеловского муниципального района исковые требования не признает. Во исполнение Федерального закона от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительством РФ было принято Постановление от 24.12.2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования». Пунктом 8 этого Постановления утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе и снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья. В соответствие с пунктами 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2005 года № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемых и ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Такое содействие осуществляется в форме предоставления гражданам социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются гражданам на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных Федеральным агентством по энергетике. В соответствии с пунктом 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. При этом, в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем(собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Основанием включения в список граждан, проживающих в ветхом жилье, является также заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Средства федерального бюджета по направлению «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» выделяются согласно списку на переселение, который является неотъемлемой частью утвержденного проекта ликвидации шахты. Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006 -2010 годах, утвержденных Приказом Минэнерго России от 26.07.2006 года №177, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт Кизеловского угольного бассейна. В целях наиболее полного освоения выделенных средств Администрация Кизеловского муниципального района проводит корректировку списка граждан путем включения в него граждан взамен выбывших (умерших, выехавших), зарегистрированных в ветхом жилищном фонде, прошедшем экспертизу по оценке влияния горных работ. Обязательными условиями формирования списка являются - факт регистрации гражданина на момент принятия решения о ликвидации объекта угольной отрасли - шахты- в жилом помещении, которое по заключению технической экспертизы признано ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а так же факт наличия у гражданина (собственника или нанимателя) всех правоустанавливающих документов на жилое помещение. Администрация Кизеловского муниципального района право истцов на получение социальной выплаты оспаривает, поскольку у них отсутствует регистрация по адресу <адрес> на момент ликвидации шахты «им. Ленина», т.е. на июнь 1997 года, право собственности возникло лишь в 2003 году на основании договора купли-продажи. Дом по указанному адресу признан ветхим, подвергающимся вредному влиянию горных работ, согласно заключению Уральского филиала ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил. Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.Кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади. Как следует из материалов дела и установлено судом, истица Семибратова Е.А. является собственником квартиры по <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о внесении изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Истица Семибратова Е.Д. согласно свидетельству о рождении является дочерью Семибратовой Е.А. (л.д. 14). Истцы зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой с места жительства (л.д. 10). 9-1/15-22/2003-70 (л.д.9). Согласно приказу акционерного общества открытого типа по добыче угля "Кизеуголь" № 157 от 13.06.1997 года шахты "им. Ленина" ликвидирована с 16.06.1997 года (л.д. 16). По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> по результатам проведенных расчетов и оценке деформации на основе результатов инструментальных наблюдений в Кизеловском угольном бассейне претерпел под влияние горных работ деформации более допустимых (предельных) показателей деформации, что негативно отразилось на его общем состоянии и привело к аварийном состоянию здания, его следует признать подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д. 17-20). Как следует из пояснений истицы Семибратовой Е.Д., ранее она вместе с матерью Семибратовой Е.А. проживали по <адрес> в муниципальной квартире, предоставленной ее отцу ФИО1 Она имела регистрацию по данному адресу с 4-х лет. ФИО1 с ними не проживал, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году брак между ним и Семибратовой Е.А. был расторгнут. С ДД.ММ.ГГГГ года она вместе с матерью регулярно выезжали на работу в <адрес>, работали в <данные изъяты> и проживали в общежитии по <адрес>, где имели временную регистрацию. В ДД.ММ.ГГГГ году она вместе с матерью выехали на постоянное место жительства в <адрес>, на протяжении месяца проживали у знакомых ФИО8 по <адрес> и имели по данному адресу временную регистрацию для получения российского гражданства. С момента приобретения квартиры по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году она вместе с Семибратовой Е.А. заселились в данное жилое помещение и трудоустроились в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году она стала работать в <адрес> и снимать жилье, вместе с ней стала проживать ее мать, которая также подыскала работу в <адрес>, трудоустроившись в <адрес>. В настоящее время она и Семибратова Е.А. снимают квартиру по <адрес>. Истцы просят предоставить им социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел на семью состоящую из двух человек, в связи с тем, что дом, в котором они зарегистрированы, находится на горном отводе и непригоден для проживания по критериям безопасности. В Список на переселение они не были включены. Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что у семьи истцов право на предоставление социальной выплаты не возникло по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданское права. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Судом с достоверностью установлено, что на момент ликвидации шахты «им. Ленина» по состоянию на 13.06.1997 года истцы в регистрации на жилой площади по <адрес> в доме, признанном в установленном порядке ветхим по критериям безопасности в результате ведения горных работ не значились. Зарегистрированы по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Указанная квартира была приобретена Семибратовой Е.А. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Фактически Семибратовы до ДД.ММ.ГГГГ года проживали в другом государстве Украина. Поэтому суд считает, что у истцов не возникло право на предоставление социальной выплаты, как и не имеется оснований для их включения в список на переселение, поскольку на момент ликвидации соответствующего объекта угольной промышленности они не были зарегистрированы в жилом помещении, которое в установленном порядке признано ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу. Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что у истцов не возникло право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Отказать Семибратовой Е. А. и Семибратовой Е. Д. в иске к Администрации Кизеловского муниципального района о включении Семибратовой Е. А. и Семибратовой Е. Д. в список граждан на переселение и предоставлении социальной выплаты на семью из двух человек для приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий подпись Верно.Судья Т.В.Митракова Секретарь Л.Н.Молькова