о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты (2-49-2012)



Дело № 2-49-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Мольковой Л.Н.,

с участием истца Фархутдиновой Ф.Х. и ее представителя Фархутдиновой М.Б.,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Фархутдиновой Ф. Х. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

        Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении Фархутдиновой Ф. Х. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, и обязании Администрацию Кизеловского муниципального района предоставить Фархутдиновой Ф. Х., проживающей по адресу <адрес>, социальную выплату для переселения из ветхого и аварийного жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания.

       В судебном заседании истица Фархутдинова Ф.Х. на исковых требованиях настаивает.

       В судебном заседании представитель истца Фархутдинова М.Б. исковые требования поддержала, пояснила, что истица является ее матерью. Квартира по <адрес> была предоставлена ее отцу ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году. В ордер были включены его жена Фархутдинова Ф.Х. и дети ФИО5, Фархутдинова М. Б. (представитель истицы), ФИО2. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 и Фархутдинова Ф.Х. приватизировали данную квартиру. Она, Фархутдинова М.Б., в ДД.ММ.ГГГГ году, после окончания средней школы , поступила в <данные изъяты>, в связи с чем, снялась с учета по <адрес>. После окончания института она по распределению уехала в <адрес>, где в настоящее время работает в <данные изъяты>, проживает и зарегистрирована в приватизированной ею квартире по адресу <адрес>. Ее брат ФИО5 также в ДД.ММ.ГГГГ году снялся с регистрационного учета по ул. <адрес>, уехал жить и работать в <адрес>, где в настоящее время работает и проживает по <адрес> в приватизированной им квартире. Ее сестра ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году снялась с учета по <адрес>, обучалась в <адрес>, вышла замуж, стала ФИО6, вместе с мужем уехала в <адрес>, где в настоящее время зарегистрирована и проживает в приватизированной ею квартире по адресу <адрес>. Ее отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти в наследство на 1/2 долю в праве собственности на квартиру по <адрес> вступили Фархутдинова Ф.Х., Фархутдинова М.Б. ФИО5, ФИО4, но дети истицы не претендуют на социальную выплату. В жилом помещении 2 года был зарегистрирован ее племянник ФИО3 для того, чтобы помогать Фархутдиновой Ф.Х., а также для того, чтобы у него была прописка, так как он учился и работал в <адрес>. До этого, он проживал и был зарегистрирован вместе с отцом и матерью в <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО3 снялся с учета по <адрес> и уехал в <адрес> где в настоящее время проживает и зарегистрирован по тому же адресу <адрес>. Истица зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Считает, что Фархутдинова Ф.Х. имеет право на социальную выплату, так как на момент ликвидации шахты "Северная" была зарегистрирована и проживала в доме, находящемся на горном отводе, по <адрес>, и иного жилья не имеет. Ни она, ни ФИО5, ни ФИО4 не претендуют на социальную выплату.

          Истица поддержала доводы своего представителя, дополнений не имеет.

          Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования не признала, пояснила, что право истца на получение социальной выплаты не оспаривается. Фархутдинова Ф.Х. является собственником квартиры по <адрес>, имеет регистрацию в доме, находящемся на горном отводе, на момент ликвидации шахты «Северная», в настоящее время также зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении, иного жилья не имеет. При поступлении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков ей будет предоставлена социальная выплата.          

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

          Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

          Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

           В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

         Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

         Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, жилое помещение по адресу <адрес> принадлежало на праве совместной собственности ФИО1 и Фархутдиновой Ф. Х. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Пермской регистрационной палате ДД.ММ.ГГГГ за , что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, 25, 18). Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. После его смерти в наследство на 1/2 долю в праве собственности на квартиру по <адрес> вступили жена Фархутдинова Ф. Х., сын ФИО5, дочь Фархутдинова М. Б. и дочь ФИО4 по 1/4 доле каждый, в настоящее время истица является собственником 5/8 долей в праве собственности на указанное жилое помещение, а ФИО5, Фархутдинова М.Б. и ФИО4- по 1/8 доле в праве каждый, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). Согласно справке паспортиста (л.д. 27, 39-41) истица зарегистрирована по <адрес> со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО5 числился в регистрации по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, карточка о регистрации на Фархутдинову М.Б. не сохранилась, ФИО3 был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Как видно из свидетельства о праве на наследство по закону ФИО5 зарегистрирован <адрес>, Фархутдинова М.Б. зарегистрирована в <адрес>, ФИО4- <адрес> (л.д. 26). Как пояснила в судебном заседании представитель истца, она, ее брат и ее сестра проживают и зарегистрированы в выше указанных жилых помещениях и принимали участие в их приватизации, ФИО4 до регистрации и после снятия с учета по <адрес> зарегистрирован и проживает с родителями в <адрес>

        По справке Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» физический износ жилого двухэтажного дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного по адресу <адрес>, составляет % по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). Шахта «Северная» ликвидирована с 17.04.1998 года (л.д. 29). По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безолпасности (л.д.30-34).

        Из сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что за истец зарегистрировано только 5/8 доле в праве собственности на квартиру по <адрес>, права на другие объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

        Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец Фархутдинова Ф.Х. имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

         В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

         Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты (п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза). Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения.

          Суд считает, что истца Фархутдинову Ф.Х. следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты «Северная» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она проживала и была зарегистрирована в жилом помещении по адресу <адрес>, собственником которого является, данный дом в установленном порядке признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, и иного жилья она не имеет.

           Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истице. Суд считает, что Фархутдинова Ф.Х. вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать ей в переселении.

          Истице следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, должна составлять на одного человека 33 кв.метра.

         Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

        Таким образом, суд удовлетворяет требования истца, ее следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел.

        Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

         Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Фархутдинову Ф. Х. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

         Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Фархутдиновой Ф. Х. социальную выплату на одного человека Фархутдинову Ф. Х., для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения Фархутдиновой Ф. Х. в избранный ей для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца.

Председательствующий