Дело № 2-77-2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Мольковой Л.Н., с участием истца Самохина Г.И. и его представителя Стефанцовой Т.Г., представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Самохина Г. И. и Самохиной Т. Д. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты, у с т а н о в и л : Истцы обратились с иском в суд к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Самохина Г. И. и Самохину Т. Д. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставить семье, состоящей из двух человек, социальную выплату на переселение из ветхого и аварийного жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания. В судебном заседании истец Самохин Г.И. на удовлетворении исковых требований настаивает. В судебном заседании представитель истца Самохина Г.И. Стефанцова Т.Г. поддержала исковые требования, пояснила, что истцы являются ее родителями, они больные люди, поэтому нуждаются в социальной выплате для приобретения жилья недалеко от г. Перми для того, чтобы она могла навещать их и осуществлять за ними уход. У истцов большой стаж работы на шахте. Она настаивает на предоставлении им социальной выплаты, а не сертификата как высвобожденным работником ликвидированной организации угольной промышленности. Дом по <адрес> является непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Социальную выплату необходимо предоставить из-за аварийности жилья. Квартира по <адрес> предоставлялась истцам по ордеру в ДД.ММ.ГГГГ году. В ордере значатся только Самохин Г.И. и Самохина Т.Д., которые зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. У истцов нет другого жилья. На момент закрытия шахты "Северная" ее родители проживали и были зарегистрированы по <адрес>. Указанная квартира также занималась на основании ордера, который в последующем был сдан в Администрацию г. Кизел, поскольку соседка истцов ФИО3 не давала им спокойно проживать в доме и через суд было решено предоставить им жилье. Она также значилась в регистрации по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году она вступила в брак со ФИО2, от которого детей не имеет. Вместе с мужем она проживали по <адрес>, а в ДД.ММ.ГГГГ году они выехали в <адрес>, проживали без регистрации по <адрес>, затем прекратили совместное проживание, ДД.ММ.ГГГГ брак был расторгнут. Она осталась проживать и работать по <адрес>", имеет регистрацию по <адрес> в доме своих знакомых. Она не претендует на социальную выплату. В квартире по <адрес> была также зарегистрирована ее сестра ФИО1, которая в ДД.ММ.ГГГГ-х года уехала в <адрес>, вышла замуж, стала ФИО1, зарегистрирована и проживает вместе с мужем по <адрес> в муниципальной квартире. По указанному адресу по <адрес> в регистрации значился ее брат ФИО4, который в последующем с женой и двумя детьми проживал по <адрес>, потом его семью переселили на <адрес> и по данному адресу он получил социальную выплату. Она просит предоставить истцам социальную выплату по <адрес> на основании Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года, судебно-техническую экспертизу на предмет влияния степени горных работ на дом по <адрес> проводить не желает. В судебном заседании истец Смохин Г.И. на доводах, изложенных его представителем настаивает, дополнений не имеет, судебно-техническую экспертизу на предмет влияния степени горных работ на дом по <адрес> проводить не желает. В судебное заседание истец Самохина Т.Д. не явилась, надлежащим образом извещена о дне слушания дела, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает. Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования не признала, пояснила, что истцы на момент ликвидации шахты "Северная" были зарегистрированы по <адрес> в доме, который обследованию не подвергался, заключения ОАО "ВНИМИ" по нему не имеется, в список ТЭО он не включался. Социальная выплата не может быть предоставлена Самохиным, поскольку они зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть, на момент ликвидации шахты "Северная" они не проживали и не значились в регистрации на данной жилой площади. Сыну истцов ФИО4, как переселенному с <адрес> в дом по <адрес>, была предоставлена социальная выплата на него, его жену и двоих детей, на средства которой была приобретена квартира по <адрес>. У истцов не возникла права на получение социальной выплаты по <адрес>. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие. В составе проекта ликвидации ОАО "Кизеуголь" шахты "Северная" имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в котором дом по <адрес> не значится. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, являющегося получателем бюджетных средств, то есть Администрации Кизеловского муниципального района. Суд находит исковые требования не подлежащим удовлетворению. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Как следует из материалов дела и установлено судом, что истцы проживали и были зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой с места жительства, копиями карточек регистрации формы "А,Б", копией паспорта гражданина РФ на имя Самохина Г.И. (л.д. 48, 7-8, 107-109). Из справки Администрации Шахтинского сельского поселения следует, что ордер на данное жилое помещение не сохранился (л.д. 106). Истцы и дом по <адрес> в списке пенсионеров и работников шахты "Северная" ОАО "Кизеуголь", проживающих в жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания, не значится, заключения о степени влияния горных работ на данную жилую застройку не имеется, что подтверждается данными Списками, а также сведениями Губахинского межрайонного следственного отдела Следственного управления по Пермскому краю (л.д. 99). По Постановлению главы местного самоуправления г. Кизел Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан на заселение освободившегося жилья и обмен жилых помещений, согласно которому Самохину Г.И. предоставлена квартира по <адрес> на основании ордера в виду переселения из аварийного жилья (л.д. 104-105). На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Самохину Г.И. выдан ордер № на заселение квартиры по <адрес> с семьей в составе: жена Самохина Т. Д. (л.д. 66). В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иной не предусмотрено федеральным законом. Из постановления Администрации г. Кизел № от ДД.ММ.ГГГГ и ордера, дающего право на занятие квартиры по <адрес>, не следует, как утверждает представитель истца, что данное жилое помещение предоставлялось по решению суда. В архиве Кизеловского городского суда такого решения суда не имеется. Самохин Г.И. и Самохина Т.Д. зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой паспортиста (л.д. 13). По приказу АОО по добыче угля «Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года на основании решения Совета директоров от 26.02.1998 года № 4 шахта «Северная» ликвидирована с 17.04.1998 года (л.д. 43). По справке Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" физический износ жилого двухэтажного домаДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного по адресу <адрес>, составляет № % по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). Из акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом по <адрес> отнесен к категории непригодных для проживания (л.д. 15-16). По заключению Уральского филиала ОАО "ВНИМИ" от ДД.ММ.ГГГГ жилая застройка по <адрес> признана ветхой, ставшей непригодной для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и подлежащей сносу (л.д. 49-52, 44). По сведениям Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП "Центр технической инвентаризации" и Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю истцы в приватизации не участвовали, права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ними не зарегистрированы (л.д. 11, 45-46). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что у истцов право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого по адресу <адрес> не возникло. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно вышеуказанных правовых норм, предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения строительства жилья за счет средств федерального бюджета. Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. На основании изложенного, суд считает, что достоверных доказательств того, что истцы были переселены на <адрес> в связи с тем, что дом по <адрес> находится на горном отводе, как и этом, что <адрес> является ветхим, непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит, в установленном порядке был включен в список ТЭО либо признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, не имеется. Как было установлено судом, истцы зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, право на вселение в указанное жилое помещение у них возникло ДД.ММ.ГГГГ при выдаче ордера, дающего право на его занятие. Данный дом с ДД.ММ.ГГГГ является непригодным для постоянного проживания согласно Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, а также в установленном порядке признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Однако, по состоянию на момент ликвидации шахты «Северная» 17.04.1998 года Самохин Г.И. и Самохина Т.Д. в доме по <адрес> не проживали, нанимателями, собственниками или членами их семьи <адрес> по указанному адресу не являлись, в связи с чем, право на получение социальной выплаты у них не возникло. Признание жилого помещения ветхим в соответствии с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ безусловно является основанием для улучшения жилищных условий, но в ином порядке, по договору социального найма. Действующее законодательство, регулирующее программу по переселению из сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не предусматривает таких оснований как состояние здоровья граждан для выделение средств из федерального бюджета Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку истцы на момент ликвидации объекта угольной промышленности шахты «Северная» по состоянию на 17.04.1998 года не проживали и не были зарегистрированы в доме по <адрес>, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, то у них не возникло право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, следовательно, в удовлетворении исковых требований Самохину Г.И. и Самохиной Т.Д. о включении в список лиц, подлежащих переселению, и о предоставлении социальной выплаты на двух человек для приобретения жилья, следует отказать.приватизация была призамутдиновитает юридически значимым для разрешения данного спора, поскольку истец и Низамутдиновжилым поме Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Отказать Самохину Г. И. и Самохиной Т. Д. в иске к Администрации Кизеловского муниципального района о включении Самохина Г. И. и Самохиной Т. Д. в список граждан, проживающих в ветхом жилье ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и обязании предоставить семье, состоящей из двух человек, социальную выплату на переселение из ветхого и аварийного жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий подпись Верно.Судья Т.В.Митракова Секретарь Л.Н.Молькова