Дело № 2-88-2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Наумовой Н.Н., с участием Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Захарова А.А., представителя ответчика ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю Трошева А.Ю., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю», третье лицо Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, об обязании исполнить требования Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», У С Т А Н О В И Л: Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю», третье лицо Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, об обязании ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю получить лицензию на флюорографическое обследование лиц, содержащихся в следственном изоляторе. В судебном заседании Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Захаров А.А., настаивая на иске, уточнил исковые требования: просит обязать ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю получить лицензию на флюорографическое обследование лиц, содержащихся в следственном изоляторе, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, пояснил, что Прокуратурой Пермского края и Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю. В ходе данной проверки в деятельности учреждения были выявлены нарушения требований п. 46 ст. 12 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому медицинская деятельность подлежит лицензированию. В нарушение требований Закона ФКУ СИЗО-3 не имеет лицензии на флюорографическое обследование лиц, содержащихся в следственном изоляторе. Согласно представленных учреждением данных ДД.ММ.ГГГГ в Медицинское управление ГУФСИН России по Пермскому краю были направлены локальные сметные расчеты, составленные Пермской проектной студией, для подготовки флюорографических кабинетов медицинской части ФКУ СИЗО-3 к предстоящему лицензированию. Учреждение имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, которая предусматривает осуществление медицинской деятельности на следующие виды работ и услуг: доврачебная помощь (лечебное дело, сестринское дело, предрейсовые и послерейсовые осмотры, экспертиза временной нетрудоспособности), амбулаторно-поликлиническая помощь (терапия, хирургия), прочие работы и услуги. Вместе с тем, фактически ФКУ СИЗО-3 также осуществляется медицинская деятельность по рентгенологическому обследованию лиц, содержащихся в учреждении, без лицензии. В штате медицинской части имеются заполненные ставки врача-рентгенолога и рентгенлаборанта. ФКУ СИЗО-3 является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний. На основании ч.2 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ для медицинского обслуживания спецконтингента при ФКУ СИЗО-3 организована и функционирует медицинская часть. Согласно п.46 ст. 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 69 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-Ф3 медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. №30, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.05.2007 г. № 323 в перечень работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ, включаются работы (услуги) по рентгенологии. Статьей 24 Федерального закона РФ от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пунктом 4 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что администрация следственного изолятора обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, осужденных. Вместе с тем, в нарушении требований п. 46 ст. 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 69 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-Ф3, ФКУ СИЗО-3 осуществляет медицинскую деятельность по рентгенологии с нарушением требований и условий разрешения (лицензии), что создает угрозу для жизни и здоровья пациентов-подследственных и осужденных, влечет бесконтрольность за условиями и качеством предоставляемых медицинских услуг. Несмотря на то, что ФКУ СИЗО-3 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор об оказании платных услуг с ООО «Медико-санитарная часть Сода», оплата по которому за год превысит затраты на лицензирование, ДД.ММ.ГГГГ осужденному ФИО3 был произведен снимок на цифровом флюорографе. По постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по факту его травмы в возбуждении уголовного дела было отказано. Данный случай является не единичным. ООО «Медико-санитарная часть Сода» это передвижная станций, которая базируется в г. Березники, и не может каждый день приезжать в г. Кизел для обследования вновь поступающего контингента, то есть удовлетворить потребности учреждения. Фактически каждый день обследование производится в медицинской части СИЗО-3, а не ООО «Медико-санитарной частью Сода», поскольку в следственный изолятор ежедневно поступают граждане, которые должны обследоваться на предмет выявления заболевания «туберкулез». За ДД.ММ.ГГГГ года в условиях учреждения обследовано № человек, в ДД.ММ.ГГГГ года флюорографическое обследование прошел № человек. В случае, если «туберкулез» выявлен, то подследственный или осужденный должны направляться для обследования в ФКЛПУ ОТБ-7 в г. Губаха или в ФКЛПУ ОТБ-17 в пос. Нижнее Мошево г. Соликамск, то есть в специализированные профилактические учреждения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в данном случае- пациентов- подследственных и осужденных, состав и количество которых постоянно меняется, которым в условиях медицинской части ФКУ СИЗО-3 оказывается или будет оказываться такой вид работ и услуг как рентгенология. Учреждение является казенным, юридическим лицом и согласно п. 5.12 Устава только в случае недостаточности у него собственных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю. Оказание квалифицированной медицинской помощи должно соответствовать установленным требованиям и условиям, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности, поэтому обязанность по получению лицензии необходимо возложить именно на ответчика. В судебном заседании представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю Трошев А.Ю. исковые требования не признал, пояснил, что с иском согласен в части того, что отсутствует лицензия на флюорографическое обследование. В виду предстоящего лицензирования медицинской деятельности учреждения в октябре 2010 года Пермской проектной студией были составлены локальные сметы на 450 000 рублей и направлены в ГУФСИН России по Пермскому краю для согласования. Ответа на данный запрос по настоящий момент не поступало. ДД.ММ.ГГГГ получена лицензия на осуществление медицинской деятельности, за исключением лицензии на проведение флюорографического обследования спецконтингента, содержащегося в ФКУ СИЗО-З. Причиной неполучения лицензии на данный вид медицинской деятельности явилось отсутствие денежных средств для приведения флюорокабинета в соответствие с требованиями Закона «Об охране здоровья граждан» № 323-ФЗ от 21.11.2011г., СанПиН 2.1.3.2630-10, ФЗ-99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов медицинской деятельности», Постановления Правительства Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности». 10.01.2012 года ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Пермскому краю заключен договор № 11 от 10.01.2012 г. на оказание платных медицинских слуг по рентгенологии подозреваемым, обвиняемым, осужденным, содержащимся в учреждении, с ООО «Медико-санитарная часть Сода», имеющем лицензию № ЛО-59-01-000931 от 28.12.2010 года на осуществление медицинской деятельности, в том числе на оказание рентгенологических услуг. В случае выявления у поступающих граждан туберкулеза, они направляются в специализированные лечебные учреждения в г. Губаха и пос. Нижнее Мошево г. Соликамск, где даются рекомендации по лечению. Когда осужденные или подследственные поступают назад в СИЗО-3, то на основании назначений данных учреждений проводится их лечение, в том числе стационарное, поскольку в следственном изоляторе имеются койки-места в специально-оборудованных камерах. Специалисты ООО «Медико-санитарная часть Сода» приезжают из г. Березники в г. Кизел, когда накопиться достаточное количество заявок, в экстренных случаях граждане пользуются услугами флюорокабинета в СИЗО-3. 14.02.2012 года в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю направлено повторно письмо с просьбой о выделении денежных средств для приведения флюорографического кабинета ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с требованиями нормативных документов. У учреждения нет своих собственных средств, поскольку финансирование выделяется только на определенные статьи расходов. Представитель третьего лица Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен, просит производство по делу прекратить. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту права, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Аналогичные положения содержатся в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 02.12.2003 г. N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве, в силу п. 2 которого, прокурорам приказано предъявлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим гражданином; указывать, в чем конкретно заключаются интересы неограниченного круга лиц; какое право нарушено, а также ссылаться на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты субъективного права. Лица, содержащиеся в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю в случае нарушения их прав, в частности в рамках оказания услуг рентгенологии учреждением, не имеющим лицензии, могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Неопределенного круга лиц в данном случае быть не может, так как в учреждении находятся известное количество граждан, чьи права, по мнению прокурора нарушаются. Согласно разъяснениям, содержащимся в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ", в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должны содержаться обоснования невозможности предъявления иска самим гражданином, Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. Между тем, как видно из материалов дела, в заявлении прокурора не содержится доказательств невозможности предъявления иска гражданами, содержащиеся в исправительном учреждении, на основании заявлений которых предъявлен иск прокурора. На основании ст. 200 и ч. 1 ст. 134 ГПК РФ производство по делу подлежит прекращению. Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ ( в ред. от 19.10.2011г., с изм. от 21.11.2011 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию медицинская деятельность. В 2011 году действительно имели место случаи пользования рентгенологическим аппаратом, в рамках оказания услуг рентгенологии спецконтингенту, при отсутствии у ответчика соответствующей лицензии, что безусловно являлось нарушением. Однако, в целях устранения вышеуказанного нарушения, 10.01.2012 года между ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю и ООО «МСЧ Сода» заключен договор № 11 на оказание услуг по рентгенологии лицам, содержащимся в следственном изоляторе. ООО «МСЧ Сода» имеет лицензию от 28.12.2010 г. № ЛО-59-01-000931 на осуществление медицинской деятельности, в том числе на оказание услуг по рентгенологии. Поскольку в настоящее время услуги рентгенологии оказываются спецконтингенту (подозреваемым, обвиняем, осужденным) с соблюдением установленного законом порядка, заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично. В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Жизнь и здоровье - нематериальные блага, данные человеку с рождения согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ. В законодательстве отсутствует определение жизни и здоровья. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как "состояние полного социального, психического и физического благополучия". Охрана здоровья граждан - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность. Основными принципами охраны здоровья граждан в силу ст. 2 ФЗ-323 являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 77 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исключительны(см. текст в предыдущей редакции) х случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. В соответствии со ст. 5.1. Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 года № 5473-1, согласно которой, на территориях учреждений, исполняющих наказания, могут оборудоваться специальные помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. В соответствии со ст. 101 УИК в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. (см. текст в предыдущей редакции) Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции) В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица. Статьей 24 указанного закона предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд. В силу п. 2 ст. 33 № 103-ФЗ отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении. По Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Приказу Министерства юстиции РФ № 190 от 17.10.2005 года утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, который регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, а также лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.Медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями (далее - медицинские службы), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения (пункт 3 Порядка). Согласно п. 6 основными задачами медицинской службы являются: организация оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России; осуществление контроля за состоянием здоровья лиц, содержащихся в Учреждениях; организация подготовки медицинских работников по профессиональным и специальным вопросам; гигиеническое обучение и воспитание подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пропаганда здорового образа жизни; соблюдение в Учреждениях санитарно-эпидемиологических требований; организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке; организация взаимодействия с органами управления здравоохранением и ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья (пункт 8 Порядка). В соответствии с пунктами 11, 12 государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, устанавливаемом соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических, противоэпидемических правил и нормативов является обязанностью работников (сотрудников) Учреждений, а установленная законодательством Российской Федерации ответственность за их нарушение распространяется, в том числе, на подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В соответствии с разделом II указанного Порядка " Организация работы медицинской части следственного изолятора и исправительного учреждения" для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора. Учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по видам медицинской помощи (работам и услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность. Основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. В зависимости от местных условий, вида Учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи. Основными задачами медицинской части являются: оказание неотложной медицинской помощи; оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи; организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации; организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни. Медицинская часть может иметь в своем составе амбулаторию, стационар, медицинский изолятор, аптеку и стерилизационную (автоклавную). Все помещения медицинской части оборудуются инженерно-техническими средствами охраны и надзора. Наличие в составе медицинской части тех или иных функциональных подразделений, количество коек в стационаре и штатная численность медицинского персонала определяются ФСИН России исходя из особенностей территориального расположения Учреждения по отношению к лечебно-профилактическим учреждениям и лимита наполнения Учреждения, установленного Минюстом России. Амбулатория медицинской части предназначена для оказания амбулаторной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в Учреждении. В состав амбулатории входят кабинеты: начальника медицинской части; врачебного приема (терапевта, фтизиатра, психиатра, психиатра-нарколога, стоматолога и другие кабинеты); доврачебного приема (фельдшера, медсестры); физиотерапевтический; процедурный; вспомогательные диагностические, в т.ч. функциональной диагностики, рентгенологический, флюорографический. Стационар медицинской части предназначен для: стационарного обследования и лечения больных с предполагаемой продолжительностью их пребывания до 14 суток; временной изоляции инфекционных больных, а также больных с заболеваниями, подозрительными на инфекционные, до их направления в ЛПУ; восстановительного лечения больных после выписки их из больницы в соответствии с заключением специалистов; стационарного лечения нетранспортабельных больных до улучшения их состояния и перевода в ЛПУ; содержания больных, подлежащих досрочному освобождению по болезни, при невозможности нахождения их в общежитии и отсутствии показаний для направления в больницы уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Медицинские части размещаются и содержатся в помещениях в соответствии с государственными санитарными правилами и нормами для лечебно-профилактических учреждений. Согласно разделу III «Лечебно-профилактическое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в медицинской части» по прибытии в следственный изолятор всем поступившим (в том числе следующим транзитом) проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом, проводится сбор эпиданамнеза. Первичный медицинский осмотр проводится в кратчайшие сроки до направления прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных в "общие" камеры. Осмотр проводит врач или фельдшер в специально оборудованной медицинской комнате сборного отделения СИЗО, оснащенной аппаратом для измерения артериального давления, фонендоскопом, термометрами, шпателями для осмотра ротовой полости, рефлектором, весами, ростомером. В срок не более трех дней с момента прибытия в СИЗО все поступившие, кроме следующих транзитом, проходят углубленный врачебный осмотр (в фельдшерских здравпунктах - фельдшерский), а также рентгенофлюорографическое обследование. В соответствии с пунктами 318, 319, 330, 331 Порядка Учреждения (исправительные учреждения, следственные изоляторы), в которых созданы изолированные участки для содержания и лечения больных туберкулезом, а также туберкулезные лечебно-диагностические отделения больниц либо медицинских частей, иные медицинские подразделения, оказывающие противотуберкулезную помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным, исполняют функции медицинских противотуберкулезных организаций. С целью выявления, диагностики, дифференциальной диагностики туберкулеза, эффективного лечения в Учреждениях проводится в том числе рентгено-флюорографическое исследование органов грудной клетки лицам, содержащимся в Учреждениях. При выявлении туберкулеза больной госпитализируется в противотуберкулезное ЛПУ либо в туберкулезное отделение Учреждения. При направлении на лечение в медицинскую карту больного вкладываются флюорографические кадры и рентгеновские снимки с выявленными туберкулезными изменениями. В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности № 99-ФЗ от 04.05.2011 года к перечню видов деятельности, на которые требуется лицензия относится медицинская деятельность. В силу статьи 2 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.Согласно ст. 3 указанного Федерального закона под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 30 22.01.2007 года № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» включает работы (услуги) по рентгенологии. Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, скорой и специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи, высокотехнологичной медицинской помощи, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 323 от 10.05.2007 года, также включает в себя работы и услуги по рентгенологии. Судом установлено, что в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю функционирует медицинская часть, в составе которой имеется рентгеновский кабинет, в штат которого входит врач-рентгенолог и рентгенолаборант, что подтверждается положением о медицинской части учреждения, штатным расписанием следственного изолятора, должностными инструкциями врача-рентгенолога и рентгентлаборатна (л.д. 66-70). У ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю имеется лицензия № ФС-59-01-001262 от 18.10.2011 года на осуществление медицинской деятельности: работы (услуги), выполняемые: при оказании доврачебной медицинской помощи: по лечебному делу, по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), по сестринскому делу, экспертизе временной нетрудоспособности ; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе, при первичной медико-санитарной помощи по контролю качества медицинской помощи, при осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии, стоматологии хирургической, экспертизе временной нетрудоспособности (л.д. 28-32). Лицензия на работы (слуги) по рентгенологии отсутствует, что не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика, а также подтверждается материалами дела: справками медицинской части следственного изолятора, из которых видно, что все лица из числа вновь прибывших в обязательном порядке проходят флюорографическое обследование, а содержащиеся более 6-ти месяцев, проходят его повторно, за 8 месяцев 2011 года впервые выявлен туберкулез легких у 13 человек, за ноябрь 2011 года флюроографическое обследование прошло порядка 256 человек, за декабрь 2011 года- 171 человек (л.д. 36-40); справкой о результатах проверки учреждения заместителя прокурора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7- 12), представлением заместителя прокурора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15), заключением служебной проверки по факту нарушения требований федерального законодательства с приказом о наказании сотрудников учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-22, 23-24), ответом начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю на представление прокурора (л.д. 17-18). ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН Росси по Пермскому краю и ООО "Медико-санитарная часть Сода" заключен договор на оказание платных медицинских услуг подозреваемым, обвиняемым, осужденным, содержащимся в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю, в том числе на амбулаторно-поликлиническую помощь по рентгенологии. У ООО "Медико-санитарная часть Сода" имеется лицензия на данный вид работ (услуг). Из п. 3.1. договора следует, что услуги оказываются при наличии заявок. ООО "МЧС Сода" находится в г. Березники. (л.д. 73-77). Между тем как следует из пояснений представителя ответчика до настоящего времени силами медицинской части учреждения проводится флюорографическое обследование спецконтенгента, который поступает в следственный изолятор каждый день, особо в экстренных случаях, что также подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что осужденному ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в связи с его травмой в быту врачом-рентгенологом СИЗО-3 был сделан снимок на цифровом флюорографе (л.д. 56-58). Согласно п. 1.4. Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ", утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ № 20 от 25.01.1999 года, следственный изолятор является юридическим лицом, имеет гербовые печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, а также текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках и других кредитных организациях, открываемые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следственный изолятор вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие стоящим перед ним задачам (целям) и не запрещенные законом. По Уставу Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" является юридическим лицом, участником бюджетного процесса- получателем бюджетных средств, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права. нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в суде. Учреждение осуществляет: медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья, а также организацию оказания медицинской помощи в объемах, предусмотренных государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи; амбулаторно-поликлиническую и стационарно-медицинскую помощь и по отдельным видам медицинской деятельности в соответствии с полученной лицензией, в том числе психиатрическое и наркологическое обследование; деятельность в области источников ионизирующего излучения; проведение лабораторных исследований, в том числе по диагностике туберкулеза (п. 2.5.2. Устава). При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством ( п. 5.12. Устава). Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; в Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения (статья 41, части 1 и 2); регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "в"). Из приведенных конституционных положений следует, что исходя из специфики тех или иных видов деятельности и оказываемых услуг - дополнительные требования к ним могут вводиться только федеральными законами и только в целях защиты названных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц. Такими законами являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (с последующими изменениями и дополнениями), которые к числу основных принципов охраны здоровья граждан относят соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (статья 2), и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", который, относя к лицензируемым видам деятельности такую деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба здоровью граждан (статья 4), в статье 17 закрепляет, что медицинская деятельность подлежит лицензированию (подпункт 96 пункта 1). Доводы представителя ответчика о том, что учреждение не имеет достаточного финансирования для приведения флюорографического кабинета в соответствие с требованиями СаНПиН 2.1.3.2630-10, о чем составлена смета на сумму 450 000 рублей и неоднократно направлялась заявка в Медицинское Управление ГУФСИН России по Пермскому краю, подлежат отклонению. Приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. Поскольку ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю в силу вышеприведенных положений закона и Устава обязано осуществлять регулярное флюорографическое обследование подозреваемых, обвиняемых и осужденных не только в экстренных случаях, связанных с получением травм, но и для выявления на ранних стадиях такого заболевания как туберкулез, при наличии некоторых разновидностей которого пребывающие должны содержаться раздельно, получать квалифицированную медицинскую помощь не только медикоментозную, но и в условиях стационара, вплоть до направления в специализированные лечебно-профилактические учреждения с возможным дальнейшим долечиванием в условиях следственного изолятора, являясь казанным учреждением, вправе заниматься иной приносящей доход деятельностью, следовательно не имеет значения за счет каких средств ответчик будет соблюдать требования лицензирования медицинской деятельности по оказанию работ и услуг в области рентгенологии. Кроме того, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит исключений для казенных учреждений и не ставит соблюдение ими требований о лицензировании в зависимость от наличия или отсутствия финансовых средств. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 51 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся порядка содержания под стражей, установленного настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 года № 2202-1 предметом надзора являются, в том числе: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. Судом установлено, что Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с иском в суд в связи с несоблюдением ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России требований федерального законодательства: осуществление учреждением работ и услуги по рентгенологии в отсутствие медицинской лицензии, то есть деятельности, нарушающей охрану здоровья, которую невозможно индивидуализировать, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц: подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе, которых также невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, поэтому доводы представителя третьего лица ГУФСИН России по Пермскому краю в данной части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона. Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для все без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Эти требования корреспондируют к статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским судом по правам человека, в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации. На основании изложенного, суд считает, что целесообразным для исполнения решения суда установить разумный срок в 6 месяцев, что не будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства. Таким образом, на ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю следует возложить обязанность по получению лицензии на оказание работ и услуг в области рентгенологии сроком в 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по рентгенологии в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий подпись Верно.Судья Т.В.Митракова Секретарь Н.Н.Наумова