Дело № 2-144-2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Наумовой Н.Н, с участием представителя истца Серебренниковой Р.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Макаровой З.М. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики Российской Федерации, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты, У С Т А Н О В И Л : Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении Макаровой З.М. в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, и обязании Администрацию Кизеловского муниципального района предоставить Макаровой З.М. социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения в избранном ею для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских годов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в носимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. В судебное заседание истица Макарова З.М. не явилась, надлежащим образом извещена о дне слушания дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает. В судебном заседании представитель истца Серебренникова Р.С. исковые требования поддержала, пояснила, что Макарова З.М. является ее матерью. Квартира по <адрес> была предоставлена истице на основании ордера в ДД.ММ.ГГГГ году. Жилое помещение предоставлялось на одну Макарову, она проживала и была зарегистрирована в квартире одна. Истица была зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соседней квартире с Макарово З.М. в этом же доме и в этом же подъезде проживала ее сестра (истицы) ФИО1. Дом по <адрес> стали сносить, поэтому в администрации Макаровой и ФИО1 предложили занять какую-либо жилплощадь временно. Истица с сестрой вынужденно переселились в комнату № по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Макарова З.М. зарегистрирована по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. Летом ДД.ММ.ГГГГ года дом по <адрес> был снесен. Макарову З.М. переселили по <адрес>, но не выдали ни ордер, ни договор социального найма, не разрешили прописаться в жилом помещении. В результате чего, истица переехала к ней на <адрес>, где проживает до настоящего времени без регистрации. Данное домовладение принадлежит ее мужу. В настоящее время Макарова З.М. осталась без жилья. Считает, что социальная выплата должна быть предоставлена, поскольку истица из дома, находящегося на горном отводе, была переселена в такой же ветхий дом. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что право истицы не оспаривается. Макарова З.В. на момент ликвидации шахты «им. Ленина», на 1997 год, была зарегистрирована по <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ год, являлась нанимателем данной квартиры. В последующем, ей было предоставлено жилое помещение по <адрес>, где она была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года и сохраняет регистрацию по настоящее время. Дома по <адрес> и по <адрес> согласно Заключениям Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» признаны ветхими, непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, то есть, жилищные условия истицы не были улучшены. Социальная выплата будет предоставлена при поступлении финансирования на данную программу. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ серии № Макаровой З.М. предоставлена квартира по адресу <адрес> на нее одну. (л.д.10). По данному адресу истца была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой паспортиста (л.д.12). На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Макаровой З.М. предоставлена комната № в <адрес>, в ордер включены Макарова З.М. и ее сестра ФИО1 (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла (л.д. 29). Согласно справке паспортиста Макарова З.М. зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что также подтверждается копией паспорта гражданина РФ на ее имя (л.д.6). Согласно приказу от 13.06.1997 г. № 157 Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» шахта «им. Ленина» ликвидирована с 13.06.1997 года (л.д.17). По приказу АОО по добыче угля «Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года на основании решения Совета директоров от 26.02.1998 года № 4 шахта «Северная» ликвидирована с 17.04.1998 года (л.д. 18). Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом по <адрес> негативно повлияли горные работы, и он непригоден для проживания по критериям безопасности (л.д.19-20). По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д. 21-24). Из справки Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что Макарова З.М. приватизированного, кооперативного и частного жилья в г. Кизеле не имеет, ранее в приватизации не участвовала, права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ней не зарегистрированы. На основании решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 является собственником жилого дома по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кизеловского муниципального района и ФИО3, проживающим по адресу <адрес>, заключен договор №, в соответствии с которым Администрация обязуется за счет средств межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков предоставить гражданину и его семье, состоящей из 7 человек: ФИО3, Серебренниковой Р. С., ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, социальную выплату. Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты (п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза). Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Как следует из вышеуказанных нормативных актов социальная выплата предоставляется на семью. Суд считает, что Макарову З.М. следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты «им. Ленина», на ДД.ММ.ГГГГ, она была зарегистрирована и проживала по адресу <адрес> в доме, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, являлась нанимателем жилого помещения, в последующем была переселена по адресу <адрес> комната № в дом, который также испытал негативное влияние горных работ, являлась нанимателем жилого помещения, сохраняет в нем регистрацию до настоящего времени, то есть, жилищные условия истицы по существу не были улучшены, иного жилья она не имеет, поэтому ей необходимо выделить социальную выплату. Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком и свидетельствует о том, что Макаровой З.В. не было оказано содействие в приобретении благоустроенного жилого помещения для улучшения жилищных условий. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты на истца. Суд считает, что Макарова З.В. вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не праве препятствовать ей в переселении. Поскольку в настоящее время семь истца состоит из одного человека, то ей следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения на одного человека с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять для одиноких граждан 33 кв. метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Таким образом, суд удовлетворяет требования истца в полном объеме. Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Макарову З. М. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Макаровой З.М. социальную выплату на одного человека на Макарову З. М. для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения Макаровой З.М. в избранный ею для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись Верно.Судья Т.В.Митракова Секретарь Н.Н.Наумова