Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н., при секретаре Григорьевой О.Н., с участием истцов Власовских В.В., Власовских Л.Л., Власовских И.В., Влассовских А.В., представителя истцов- адвоката Кизеловского адвокатского офиса № 1 Кельн О.Ю., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Власовских В. В., Власовских Л. Л., Власовских И. В. и Власовских А. В. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л : Семья Власовских В.В. в составе четырех человек обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, мотивируя требования тем, что они проживают в жилом помещении, которое признано в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности, а потому имеют право на финансовую помощь государства для приобретения благоустроенного жилого помещения. В судебном заседании истцы на удовлетворении своих требований настаивают, пояснили, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности по праву наследования Власовских В. В.. На момент ликвидации шахты в указанном жилом доме проживали и были зарегистрированы все члены семьи: Власовских В.В., Власовских Л.Л., Власовских И.В. и Власовских А.В. В настоящее время в указанном жилом доме проживают и зарегистрированы Власовских В.В., Власовских Л.Л. и Власовских И.В. Власовских А.В. с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирован и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности их старшему сыну - ФИО5, который в настоящее время выехал за пределы города Кизела, проживает в <адрес>, жилья там не имеет, сохранил регистрацию в жилом доме по адресу: <адрес>. Считают, что Власовских А.В. не приобрел право на жилой дом по адресу: <адрес>, он там проживает с целью сохранить данный жилой дом в целости, является членом их семьи. Жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Просят предоставить социальную выплату на четырех членов семьи для приобретения жилья в городе Кизеле. Представитель истцов- адвокат Кизеловского адвокатского офиса № 1 Кельн О.Ю. поддержала требования истцов, считает, что они имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку истцы были зарегистрированы и проживали в указанном доме на момент ликвидации шахты, дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилья они не имеют. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования признала частично, право истца Власовских А.В. на получение социальной выплаты оспаривает, указав, что снявшись с регистрационного учета из жилого дома по адресу <адрес> Власовских А.В. утратил право на получение социальной выплаты. Право истцов Власовских В.В., Власовских И.В. и Власовских Л.Л. на получение социальной выплаты не оспаривает, поскольку собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Власовских В.В., истцы зарегистрированы и проживают в данном жилом помещении как на момент ликвидации шахты, так и в настоящее время, дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, сведений о том, что истцы имеют другое жилое помещение, Администрация района не имеет. Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя). Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16 июня 1997 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 157 от 13 июня 1997 года ( л.д.44). С ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> по праву наследования принадлежит на праве собственности Власовских В.В. ( л.д.12). По вышеуказанному адресу Власовских В.В. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Власовских Л.Л. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Власовских И.В. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Власовских А.В. по адресу: <адрес> был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д.9-11, 55, 27-39). Таким образом, все члены семьи собственника на момент ликвидации шахты имени Ленина были зарегистрированы и в нем проживали. На основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. ( л.д. 13-14). Из представленных справок Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» ( л.д.15-16) жилой дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки имеет физический износ №% на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ, Власовских В.В., ФИО14 и Власовских И.В. приватизированного жилья на территории <адрес> не имеют, в приватизации участия не принимали. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ года жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности ( л.д. 45-48). Кроме того, судом установлено, что истец Власовских А.В. в жилом доме по адресу : <адрес> проживал с детства вместе с родителями, являлся членом их семьи, находился на иждивении своих родителей, так как являлся несовершеннолетним, на момент ликвидации шахты имени Ленина продолжал проживать в данном доме в качестве члена семьи собственника. С ДД.ММ.ГГГГ истец Власовских А.В. зарегистрирован в жилом доме по адресу: <адрес>, в котором в регистрации также значится его брат- ФИО5. Согласно представленного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома по адресу: <адрес> является ФИО5. Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого по адресу: <адрес>. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Суд приходит к выводу, что Власовских А.В. имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого по адресу: г <адрес>, поскольку он, на момент ликвидации шахты имени Ленина являлся членом семьи собственника, приобрел право пользования указанным жилым помещением равное с собственником, указанное жилое помещение являлось для него постоянным местом жительства. С учетом всех обстоятельств дела, суд считает, что истец Власовских А.В. не утратил право пользования данным жилым помещением. Снятие истца с регистрационного учета по вышеуказанному адресу в ДД.ММ.ГГГГ году и регистрация в жилом доме по <адрес> не может свидетельствовать о безусловном прекращении права на жилье, поскольку, как установлено в судебном заседании истец членом семьи собственника вышеуказанного дома не являлся, ФИО5 выехал за пределы города Кизела около восьми лет назад, право пользования данным жилым помещением истец не приобрел, за ним закреплено только право проживания на указанной жилой площади. Отсюда следует сделать вывод, что с регистрацией по другому адресу Власовских А.В. не утратил право на предоставление финансовой поддержки для улучшения условий путем приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, а потому право истца на получение социальной выплаты должно быть судом защищено. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Администрацией Кизеловского муниципального района какие-либо доказательства в обоснование своих возражений в части оснований утраты истцом Власовских А.В. права пользования жилым помещением по <адрес> суду не представлено, доводы истцов о сохранении за ним права пользования указанным жилым помещением ничем не опровергнуты. Кроме того, представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебном заседании не оспаривает, что Власовских А.В. на момент ликвидации шахты являлся членом семьи собственника Власовских В.В. пользовался и проживал в вышеуказанном доме. Суд считает, что основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Судом было установлено, что на дату ликвидации шахты имени Ленина истцы были зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>, постоянно в нем проживали, вышеуказанный жилой дом признан заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности, подлежащему сносу, другого жилого помещения истцы не имеют, а потому, суд считает, что семью Власовских в составе четырех членов семьи следует включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности и предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения взамен ветхого. Истцам следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с учетом четырех членов семьи с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеназванных Правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из четырех человек- на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более - по 18 кв.метра на каждого. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Власовских В. В., Власовских Л. Л., Власовских И. В. и Власовских А. В. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Власовских В. В. социальную выплату на семью, состоящую из четырех человек: Власовских В. В., Власовских Л. Л., Власовских И. В. и Владсовских А. В. для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном им для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Судья: <данные изъяты>