о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (2-152/2012)



Дело № 2- 152/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                        

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О..Н.,

с участием истца Яббарова Г.К.,

представителя истицы - Ларионова Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску     Яббарова Г. К. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

                   Яббаров Г. К. обратился с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении его     в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на состав семьи из одного человека для приобретения жилья взамен ветхого.

    В обоснование своих требований указал, что на момент ликвидации шахты «Северная» он проживал в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности. В порядке улучшения жилищных условий ему была предоставлена другая квартира в доме, который также признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Поскольку его жилищные условия не были улучшены, считает, что он сохранил право на переселение.

            В судебном заседании истец на удовлетворении своих требований настаивает, пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году ему была предоставлена квартира по адресу: <адрес> на состав семьи из трех человек. Вместе с ним в указанной квартире проживали были зарегистрированы жена, умершая в ДД.ММ.ГГГГ году и дочь. В ДД.ММ.ГГГГ года его семье в составе двух человек была предоставлена квартира по адресу : <адрес>, в которой он проживает и зарегистрирован по настоящее время. Жилые дома по адресу: <адрес> и <адрес> признаны непригодными для проживания по критериям безопасности. Предоставив другое жилье взамен ветхого его жилищные условия не были улучшены, поэтому считает, что сохранил право на получение социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения за пределами города Кизела.

     Представитель истца Ларионов Д.В. поддержал требования Яббарова Г.К., указав, что истец имеет право на переселение, поскольку на момент ликвидации шахты он был зарегистрирован и проживал в квартире по адресу: <адрес>, при предоставлении другого жилого помещения в январе ДД.ММ.ГГГГ года улучшение жилищных условий истца не произошло, так как ему была предоставлена квартира в доме, признанном также непригодным для проживания по критериям безопасности.                      

       Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направила в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что право истца на получение социальной выплаты Администрацией района не оспаривается, с иском не согласны в связи с отсутствием в настоящее время финансирования на эти цели, заключение Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о непригодности жилого дома по адресу: <адрес> не оспаривается. На момент ликвидации шахты «Северная» истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>. По данному адресу в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена социальная выплата на семью из двух человек, на истца социальная выплата не предоставлялась.

           Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

      Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ, поскольку он надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

       Выслушав пояснения истца, его представителя, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

     Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

        Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта « Северная» АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.24). Из представленного ордера от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Яббарову Г.К. была предоставлена благоустроенная квартира по адресу: <адрес> на состав семьи из двух человек: Яббарова Г.К. и жену- ФИО1, умершую согласно свидетельства о смерти ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.9-10). Согласно справки Шахтинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ корешок ордера на жилое помещение по адресу: <адрес> не сохранился ( л.д. 42). Из справки ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края»

( л.д.14) жилой дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки на момент последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ имеет физический износ %.      Как следует из представленных сведений о регистрации      истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время значится в регистрации по адресу: <адрес> ( л.д. 7, 13). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела,

расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ      жилые дома по адресу: <адрес> и <адрес> были подвержены влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Северная», в результате чего указанные здания испытали деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришли в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д. 25-31, 44).

      Кроме того, из представленного договора на предоставление социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.3) следует, что по адресу: <адрес> социальная выплата была предоставлена дочери истца- ФИО2 и ее сыну ФИО3 На истца социальная выплата не предоставлялась.

         

        Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец сохранил право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.

     Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.

          Судом было установлено, что в 1976 году истцу была предоставлена квартира по адресу: <адрес> на состав семьи из трех человек. Указанный жилой дом был признан заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» непригодным для проживания по критериям безопасности. В январе 1998 года истцу была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Данный дом также был признан непригодным для проживания по критериям безопасности. На момент ликвидации шахты « Северная» истец значился в регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес>, имея на то время все правовые основания для проживания в предоставленном жилье по адресу: <адрес>.

       При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты, поскольку предоставляя Яббарову Г.К. квартиру по адресу: <адрес> улучшения жилищных условий не произошло, так как то и другое жилое помещение признано непригодными для проживания по критериям безопасности. Какого-либо другого жилого помещения истец не имеет, жилое помещение, в котором истец зарегистрирован в настоящее время является его постоянным и единственным местом жительства.

     Поскольку истец проживает и зарегистрирован в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности, то его право на финансовую помощь государства должно быть судом защищено.

                       Суд считает, что отсутствие финансирования и денежных средств у ответчика на данные цели в настоящее время не является основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие выделение социальных выплат на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, не внесены, поэтому доводы представителя ответчика в этой части суд отвергает и считает несостоятельными.

                  Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу.

        Яббарову Г.К. следует предоставить социальную выплату из расчета одного члена семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного человека- 33 квадратных метра.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

            Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

     Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Яббарова Г. К. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

    Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Яббарову Г. К. социальную выплату на семью, состоящую из одного человека, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

          Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                                                              

<данные изъяты>