о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты (2-177/2012)



Дело № 2-177/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.,

с участием истцов Зуева Н.Н., Зуевой С.В., Зуевой А.Н., их представителя Ларионова Д.В.,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Зуевой С. В., Зуева Н. Н.ча, Зуевой А. Н. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

        Истцы обратились в суд с иском к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Зуеву С. В., Зуева Н. Н.ча, Зуеву А. Н., ФИО3 в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и выделить на семью, состоящую из четырех человек: Зуевой С. В., Зуева Н. Н.ча, Зуевой А. Н., ФИО3, социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения семьи в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

        В судебном заседании истец Зуев Н.Н., настаивая на исковых требованиях, пояснил, что ему в ДД.ММ.ГГГГ году по ордеру от шахты «Коспашская» предоставили квартиру по <адрес> на семью в составе: он и его жена Зуева С. В.. ДД.ММ.ГГГГ у него родилась дочь Зуева А. Н., которая с рождения была зарегистрирована и проживала по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ у него родилась дочь ФИО3, которая также с рождения зарегистрирована и проживает по <адрес>. Его жена зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Его дочь Зуева А. учится в <данные изъяты> и проживает в общежитии по <адрес>, где имеет временную регистрацию. Его дочь ФИО3 еще учится в школе. Он был зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ снимался с учета, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году купил дом с земельным участком по <адрес> у ФИО2 по расписке. Так как документов на домовладение не было и ФИО2 уезжала из <адрес>, он для того, чтобы закрепить свои права зарегистрировался по <адрес> с разрешения ФИО2: в ее присутствии по домовой книге его прописали в паспортном столе. Он приобрел данный дом под «огород», поскольку земельный участок находится в центре города, сразу же разобрал дом, баню, сарай, яму и установил теплицы, в дом не заселялся, так как он не пригоден для жилья. Его постоянное место проживания ул. <адрес>.

         Истцы Зуева С.В. и Зуева А.Н. на исковых требованиях и доводах, изложенных истцом Зуевым Н.Н., настаивают, дополнений не имеют.

        Представитель истцов Ларионов Д.В. исковые требования и доводы, изложенные истцами поддержал, пояснил, что истцы соответствуют всем критериям получателей социальной выплаты, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года и Эталоном проекта ликвидации угольной шахты (разреза). Дом по ул. <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Истцы на момент присоединения шахта «Коспашская» в 1996 году к шахте «40-летия ВЛКСМ», которая была ликвидирована в декабре 1998 года, проживали и были зарегистрированы по ул. <адрес>, являлись нанимателями жилого помещения, сохраняют в нем регистрацию до настоящего времени и другого жилья не имеют. Право собственности на дом по <адрес> у Зуева Н.Н. юридически не оформлено, право пользования у него не возникло, установить статус данного жилого помещения не возможно, так как домовладение не стоит на учете в Центре технической инвентаризации. Считает, что исковые требования необходимо удовлетворить в полном объеме.

         Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что право истцов на получение социальной выплаты не оспаривается. Истцы являются нанимателями жилого помещения по ул.<адрес>, имеют регистрацию в нем на момент ликвидации шахты и сохраняют ее до настоящего времени. По заключению Уральского филиала ОАО ВНИМИ дом признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу. Социальная выплата будет предоставлена при поступлении финансирования на данную программу.

          Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

          Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

          Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

          В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

           Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между Зуевым Н. Н.чем и ФИО1 заключен брак, после регистрации которого жене присвоена фамилия Зуева (л.д. 13). На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Зуеву Н.Н. предоставлена квартира по адресу <адрес> на семью в составе: Зуев Н.Н., жена Зуева С.В. (л.д. 16). ДД.ММ.ГГГГ у Зуевых родилась дочь Зуева А. Н., ДД.ММ.ГГГГ- дочь ФИО3 (л.д. 14-15). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Центрально-Коспашского сельского поселения и Зуевой С.В. заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому истица является нанимателем квартиры по <адрес> и совместно с ней в жилое помещение вселены ее члены семьи: дочь Зуева А.Н., дочь ФИО3, позднее включен муж Зуев Н.Н. (л.д. 17). Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Коспашская» ОАО «Кизелуголь», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д.18). По приказу № 153 от 07.10.1996 года АООТ «Кизелуголь» все имущество до 18.11.1996 года ликвидированной шахты «Коспашская» передается шахте «им. 40-летия ВЛКСМ», при которой на базе шахты «Коспашская» создается соответствующий участок. По приказу № 121 от 17.09.1998 года АООТ «Кизеуголь» филиал шахты им. 40- летия ВЛКСМ ОАО «Кизеуголь» ликвидирован (л.д. 32-33). Истцы зарегистрированы по <адрес>: Зуева С.В. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Зуева А.Н. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО3 - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Зуев Н.Н.- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается сведениями паспортиста (л.д.19, 30). Зуева А.Н. является студентом 2-го курса биологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета по очной форме обучения и имеет временную регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>- общежитие, что следует из справок образовательного учреждения.

         Истцы, а также ФИО3 в приватизации не участвовали, жилья в частном доме на праве собственности в г. Кизеле не имеют, права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ними не зарегистрированы, что подтверждается сведениями Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д. 24, 20-23).

В судебном заседании установлено, что Зуев Н.Н. приобрел у ФИО2 дом по адресу <адрес>, о чем им представлена расписка от ДД.ММ.ГГГГ. Истец был зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта на его имя и сведениями домовой книги прописки граждан. Однако, по данным архива ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ строение на участке по <адрес> на учете не числится и право собственности не зарегистрировано.

Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

           Анализируя изложенное, суд считает, что регистрация Зуева Н.Н. по <адрес> не лишает его права на получение социальной выплаты, поскольку Эталоном проекта ликвидации шахты предусмотрена возможность переселения лиц временно отсутствующих в жилых помещениях и сохраняющих право пользования ими, указанное обстоятельство не свидетельствует об изменении месте жительства истца либо об улучшении его жилищных условий, достоверных доказательств того, что Зуев Н.Н. приобрел право собственности на домовладение по <адрес> в установленном законом порядке и сделка между ним и ФИО2 является действительной не добыто, поскольку право собственности на дом за ним не зарегистрировано, по мнению суда, само строение является самовольным, так как оно не числится на учете и его владелец не известен, по аналогичным основаниям нельзя сказать, что истец приобрел право пользование данным жилым помещением, поскольку собственник дома не известен, поэтому регистрация Зуева Н.Н. с разрешения ФИО2 не может породить у него каких либо прав на него. Кроме того, истец не утратил право пользования квартирой по ул. <адрес>, поскольку был включен в ордер на жилое помещение, в последующем в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя и зарегистрирован на указанной жилой площади без каких-либо препятствий.

         Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.         

           В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

            Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты (п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза). Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.            Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Как следует из вышеуказанных нормативных актов социальная выплата предоставляется на семью.

            Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов.          

           Истцы просят предоставить им социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел в связи с тем, что дом, в котором они зарегистрированы и проживали на момент ликвидации шахты «Коспашская» был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в список на переселение они не включены.

            Суд считает, что истцов следует включить в Список на переселение, поскольку на момент ликвидации шахты «Коспашская», являющейся участком шахты «40-летия ВЛКСМ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, они проживали и были зарегистрированы по адресу <адрес> в доме, который в установленном порядке признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, Зуева С.В. является нанимателем данной квартиры, а Зуева А.Н. и Зуев Н.Н. членами ее семьи, истцы сохраняют регистрацию в жилом помещении и проживают в нем до настоящего времени, и иного жилья не имеют, поэтому имеют право на получение социальной выплаты.

           На основании выше изложенного, суд считает, что ФИО3 не лишена права на включение в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, и получения социальной выплаты в составе семьи нанимателя жилого помещения- ее матери Зуевой С.В., поскольку место жительства несовершеннолетней ФИО3 определено по месту жительства матери и отца, и иного жилья у нее не имеется.

            Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам. Суд считает, что семья истцов вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении. Истцам следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с учетом четырех членов семьи с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из четырех человек- на каждого члена семьи, состоящей из трех и более -18 кв.метров.

           Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

          Таким образом, суд удовлетворяет требования истцов, их следует включить в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел.

          Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

           Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Зуеву С. В., Зуева Н. Н.ча, Зуеву А. Н., ФИО3 в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

           Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату на семью, состоящую из четырех человек: Зуева С. В., Зуев А. Н., Зуева А. Н., ФИО3, для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения семьи, состоящей из четырех человек: Зуева С. В., Зуев А. Н., Зуева А. Н., ФИО3, в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

           Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

          Председательствующий