о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты (2-186/2012)



Дело № 2-186/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.,

с участием истца Марамзиной С.А.,

представителя ответчика администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Марамзиной С. А. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Марамзину С. А., зарегистрированную по адресу <адрес>, в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении Марамзиной С. А. социальной выплаты для приобретения жилья на одного человека взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

В судебном заседании Марамзина С.А., настаивая на исковых требованиях, пояснила, что квартира по <адрес> предоставлялась ей на основании ордера в ДД.ММ.ГГГГ году. Она жила по <адрес> в трехкомнатной квартире, которая был предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ году отцу ее матери ФИО1- участнику Великой Отечественной войны, на семью в составе: отец истицы ФИО2, мать истицы ФИО3 и она истица, Марамзина С.А. Когда ей было 6-7 лет, дед умер. Ее отец умер ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году она обменяла квартиру по <адрес> на меньшую- на <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан ордер на квартиру на семью в составе: она и ее мать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ее мать умерла. Она зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, проживает в жилом помещении одна, замужем не была, братьев, сестер и детей не имеет. Дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте имени Ленина, о чем имеется экспертиза. Другого жилья у нее нет, поэтому считает, что ей должна быть предоставлена социальная выплата.

          Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования не признала, пояснила, что право истицы на получение социальной выплаты не оспаривается. На момент ликвидации шахты «им.Ленина» Марамзина была зарегистрирована и проживала по <адрес>, является нанимателем данного жилого помещения, иного жилья не имеет. По заключению Уральского филиала ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Социальная выплата будет предоставлена при поступлении денежных средств на данную программу.

         Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

          Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

          Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

          В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

         Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

         Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

         Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, по условиям договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ истицы является нанимателем квартиры по <адрес> (л.д. 6-10). Указанное жилое помещение было предоставлено ранее Марамзиной С.А. на основании ордера серии от ДД.ММ.ГГГГ на семью в составе: Марамзина С.А., мать ФИО3. Мать истицы умерла ДД.ММ.ГГГГ в г. Кизел, ее отец ФИО2 также умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти. На основании заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> претерпел под влиянием горных работ деформации более допустимых показателей деформаций, что привело к его аварийному состоянию, его следует признать подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д. 14-20). Согласно приказа № 157 Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» шахта «Ленина» ликвидирована с 13.06.1997 года (л.д. 13). Истица зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время одна, что подтверждается справкой паспортиста. По сведениям Кизеловским отделом Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Пермского края Марамзина С.А. собственником недвижимости в г. Кизеле не числится, ранее в приватизации не участвовала, права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ней не зарегистрированы.

        Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истица имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

         В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

         Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.

         Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты (п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза). Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения.

          Суд считает, что Марамзину С.А. следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты «им. Ленина», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она проживала и была зарегистрирована по адресу <адрес> в доме, который в установленном порядке признано ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, являлась нанимателем указанной квартиры, до настоящего времени проживает и зарегистрирована в ней, поскольку продолжает занимать жилое помещение по договору социального найма, и иного жилья не имеет.

          Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты на истца. Суд считает, что Марамзина С.А. вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать ей в переселении. Социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения следует предоставить с учетом одного члена семьи с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять для одиноких граждан 33 кв. метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

         Таким образом, суд удовлетворяет требования истца в полном объеме, Марамзину С.А. следует включить в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел.

         Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

         Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Марамзину С. А. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

         Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Марамзиной С. А. социальную выплату на одного человека: Марамзину С. А., для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения Марамзиной С. А. в избранный ею для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

          Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

          Председательствующий: подпись

          Верно.Судья                                                                   Т.В.Митракова

          Секретарь                                                                        Н.Н.Наумова