Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н., при секретаре Григорьевой О. Н., с участием истцов Домарацкой Т.И. и Домарацкого В.В., представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А.. действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Домарацкой Т. И. и Домарацкого В. В. к Администрации Кизеловского муниципального района об установлении факта проживания и пользования жилым помещением, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л : Домарацкая Т. И. и Домарацкий В. В. обратились с иском к Администрации Кизеловского муниципального района об установлении факта проживания и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ годы, включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на состав семьи из двух человек для приобретения жилья взамен ветхого. В обоснование своих требований указали, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время они проживали и проживают в жилых помещениях, которые находились на горных отводах и признаны непригодными для проживания по критериям безопасности, другого жилья не имеют. Поскольку жилищные условия их семьи не улучшаются, то считают, что они имеют право на переселение. В судебном заседании истцы на удовлетворении своих требований настаивают, пояснили, что в ДД.ММ.ГГГГ года Домарацкому В.В. была предоставлена квартира по адресу: <адрес> на состав семьи из четырех человек, с ДД.ММ.ГГГГ года они были зарегистрированы в указанной квартире вплоть до ДД.ММ.ГГГГ года. В жилом помещении по адресу: <адрес> проживали родители истицы, после их смерти в ДД.ММ.ГГГГ году они произвели обмен квартирами, но официально документы ими были оформлены только в ДД.ММ.ГГГГ года. В указанной квартире они проживают и зарегистрированы по настоящее время, их сыновья на выделение социальной выплаты не претендуют, так как имеют собственное жилье. Документы, подтверждающие предоставление жилья по адресу: <адрес> и совершение обмена квартирами не сохранились, но факт проживания и пользования жилым помещением подтверждают представленные документы. Они считают, что имеют право на получение социальной выплаты, так как оба жилых помещения признаны непригодными для проживания по критериям безопасности, какого-либо другого жилого помещения они не имеют. Просят предоставить им социальную выплату на двух членов семьи для приобретения благоустроенного жилого помещения за пределами города Кизела. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, однако, право истцов на получение социальной выплаты не оспаривает, как не оспаривает и факт проживания и пользования истцами жилым помещением по адресу: <адрес>, указав, что семья Домарацких является нанимателем жилых помещений по адресу: <адрес> и <адрес>, оба жилых помещений признаны непригодными для проживания по критериям безопасности, таким образом, жилищные условия истцов не улучшены. Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что в составе проекта ликвидации ОАО « Кизелуголь» шахты « Северная» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> не значится. Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования сноса ветхого жилья и содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления-получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района. Выслушав объяснения сторон, пояснения свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя). Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность. В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факт пользования и владения недвижимым имуществом. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16 июня 1997 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 157 от 13 июня 1997 года ( л.д.36). Из представленного ордера № серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Домарацкой Т.И. была предоставлена квартира по адресу: <адрес> на состав семьи из четырех человек: Домарацкую Т.И., мужа- Домарацкого В.В., двух сыновей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д.11). Как следует из представленных сведений о регистрации истица Домарацкая Т.И. по вышеуказанному адресу зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истец Домарацкий В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д. 9-10, 30). Согласно заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания, на ДД.ММ.ГГГГ год имеет №% износа ( л.д.13-16). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома по адресу: <адрес> и <адрес> были подвержены влиянию подземных горных работ бывшей шахты имени Ленина, в результате чего указанные здания испытали деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришли в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д. 37-40). Кроме того, судом с достоверностью было установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ года семья Домарацкой Т.И. в составе четырех человек проживала и была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>. Указанная квартира истцам была предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ года, истцы проживали, пользовались данной квартирой и в ней были зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ года. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в представленных в материалы дела документах. Так, из справки с места жительства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он значился в регистрации по адресу : <адрес> ( л.д.26); из учетно-алфавитной книги призывников видно, что место жительства ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на ДД.ММ.ГГГГ указано <адрес> ( л.д.28); из сведений в личной карточке истицы Домарацкой Т.И. формы № следует, что местом жительства истицы является: <адрес> ( л.д.29); выписка из реестра акционеров № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная на имя истца Домарацкого В.В., удостоверяет, что истец согласно паспорта имеет регистрацию места жительства по адресу: <адрес> ( л.д.12). Факт проживания и регистрации истцов по адресу: <адрес> подтвердили свидетели: ФИО3, ФИО4, ФИО5, которые пояснили суду, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ года согласно выданного ордера проживали в квартире по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года оплачивали коммунальные платежи за указанную квартиру. Дом был новым заселялся в ДД.ММ.ГГГГ году, принадлежал <...>, квартиры предоставлялись работникам данного учреждения. После смерти родителей истицы, стали проживать по адресу: <адрес>, где живут по настоящее время. Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого. Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности. Судом было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год истцы на законных основаниях проживали по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом был признан заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» непригодным для проживания по критериям безопасности. С февраля 1999 года истцы значатся в регистрации и проживают по настоящее время в жилом помещении по адресу: <адрес>. Данный дом также признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Какого-либо другого жилого помещения истцы не имеют. При таких обстоятельствах, суд считает, что истцы имеют право на получение социальной выплаты, поскольку после предоставления другого жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ году улучшения жилищных условий истцов не произошло, то и другое жилое помещение признано непригодными для проживания по критериям безопасности. Какого-либо другого жилого помещения истцы не имеют, жилое помещение, в котором они зарегистрированы в настоящее время является их постоянным и единственным местом жительства. Поскольку истцы проживают и зарегистрированы в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности, то право истцов на финансовую помощь государства должно быть судом защищено. Суд считает, что отсутствие финансирования и денежных средств у ответчика на данные цели в настоящее время не является основанием для отказа в удовлетворении требований истов, поскольку изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие выделение социальных выплат на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, не произошло, поэтому доводы представителя ответчика в этой части суд отвергает и считает несостоятельными. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу. Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета двух членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на двух членов семьи - 42 квадратных метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Установить факт пользования и проживания Домарацкой Т. И. и Домарацкого В. В. в жилом помещении по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Домарацкую Т. И. и Домарацкого В. В. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Домарацкой Т. И. и Домарацкому В. В. социальную выплату на семью, состоящую из двух человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Судья: Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 час.