Дело № 2-155/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н., при секретаре судебного заседания Григорьевой О.Н., с участием прокурора города Кизела Семухиной С.В., ответчика : представителя Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №» Логинова И.А., действующего на основании приказа о назначении Агентства по управлению Государственными учреждениями Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица -представителя Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения « Кизеловская городская больница» Колчевой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по заявлению прокурора города Кизела к Агентству по управлению государственными учреждениями Пермского края о возложении обязанности по финансированию мероприятий по приведению медицинского блока Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начального профессионального образования « Профессиональное училище №» города Кизела Пермского края в соответствие с санитарными и строительными нормами, и возложении на Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования « Профессиональное училище №» обязанности привести медицинский блок в соответствие с санитарными и строительными нормами, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Кизела обратился с заявлением к Агентству по управлению государственными учреждениями Пермского края о возложении обязанности по финансированию мероприятий по приведению медицинского блока Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начального профессионального образования « Профессиональное училище №» города Кизела Пермского края в соответствие с санитарными и строительными нормами, и возложении на Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования « Профессиональное училище №» обязанности привести в соответствие медицинский блок в соответствии с санитарными и строительными нормами, указав в обоснование требований, что прокуратурой города Кизела в ходе проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних было установлено, что Государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования « Профессиональное училище №» г. Кизела ( в дальнейшем «Образовательное учреждение») законодательство Российской Федерации в указанной сфере надлежащим образом не исполняется. Участвующий в судебном заседании помощник прокурора города Кизела Семухина С.В. заявление в части возложения обязанности на образовательное учреждение привести медицинский блок в соответствие с санитарными и строительными нормами в срок до ДД.ММ.ГГГГ поддержала, на удовлетворении требований к Агентству по управлению государственными учреждениями Пермского края не настаивает, так как образовательное учреждение на момент вынесения решения произвело необходимые работы, уложившись в выделенные средства, пояснила, что в соответствии с п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ « Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных средств. Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, определенных к его компетенции Законом « Об образовании», его Уставом, в том числе за жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения. Согласно ст. п.19 ч.2 ст. 32 Закона РФ « Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений, организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Частью 11 ст. 39 Закона РФ « Об образовании» установлено, что образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Образовательное учреждение с согласия учредителя или самостоятельно, если образовательное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между образовательным учреждением и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования. Между такими государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе. Согласно ч.4 ст. 51 вышеназванного Закона медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ площадь процедурного кабинета в помещении Образовательного учреждения не соответствует требованиям п. 3.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10; процедурный кабинет оборудован раковиной с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук, без установки локтевого сместителя, что не соответствует требованиям п. 5.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10. Между Кизеловской городской больницей и образовательным учреждением заключен договор на оказание медицинской услуги, имеется трудовой договор между Кизеловской городской больницей и ФИО1, но в связи с тем, что Образовательное учреждение не предоставило помещение с соответствующими условиями, нарушаются конституционные права учащихся на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении. Представитель Образовательного учреждения Логинов И.А. исковые требования прокурора признал, пояснил, что в настоящее время работы по приведению процедурного кабинета в соответствие с санитарными и строительными нормами завершены, денежные средства на эти цели Агентством были запланированы и направлены при выделении субсидирования. Площадь процедурного кабинета приведена в соответствие с санитарными и строительными нормами, установлен локтевой сместитель на раковину. В настоящее время необходимо внести изменения в технический паспорт помещения, заключить договор на безвозмездную передачу помещения Кизеловской городской больнице, надеется на получение положительного заключения Роспотребнадзора. Предоставленный прокурором срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ считает достаточным. Представитель Агентства по Управлению Государственными учреждениями Пермского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что с исковыми требованиями прокурора не согласны, указали, что в соответствии с п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ « Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного учреждения, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств. В соответствии с п.19 ч.2 ст. 32 Закона к компетенции образовательного учреждения входит создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся. Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность, за невыполнение функций, определенных к его компетенции Законом, а также его уставом, в том числе за жизнь и здоровье детей. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Финансовое обеспечение учреждения производится из средств краевого бюджета, рассчитанного согласно утвержденного государственного задания. При этом объем субсидирования на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг ( выполнение работ) и нормативных затрат на приобретение и содержание имущества. Приказом Агентства от 30.07.2010 года СЭД-51-01-01-289 утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг государственными учреждениями, подведомственными Агентству, а также нормативных затрат на содержание и приобретение имущества государственных учреждений. В 2012 году субсидия на оказание услуг ( в том числе на содержание имущества) предусмотренных государственным заданием, предоставлена учреждению в полном объеме. Дополнительное финансирование на исполнение предписаний надзорных органов действующим законодательством Российской Федерации Пермского края не предусмотрено. Представитель третьего лица МБУЗ « Кизеловская городская больница» Колчева Н.А. поддержала требования прокурора, указав, что начиная с 2008 года ими получались отрицательные заключения по соответствию санитарным и техническим требованиям помещений образовательных учреждений. В настоящее время они готовы обратиться в Роспотребнадзор с заявкой на получение заключения, однако, необходимо заключить договор о безвозмездной передаче помещения МБУЗ « Кизеловская городская больница» Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора города Кизела обоснованны и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям: Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц. Часть 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантировано наличие бесплатной системы медицинской помощи. В соответствии с п.2 ст.2 Федерального Закона РФ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья граждан- система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского в том числе санитарно-противоэпидемиологического ( профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ « Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, определенных к его компетенции Законом « Об образовании», его Уставом, в том числе за жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения. Согласно ст. п.19 ч.2 ст. 32 Закона РФ « Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений, организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч.3 ст. 32 Закона « Об образовании», несет образовательное учреждение. Частью 11 ст. 39 Закона РФ « Об образовании» установлено, что образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Образовательное учреждение с согласия учредителя или самостоятельно, если образовательное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между образовательным учреждением и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования. Между такими государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе. Согласно ч.4 ст. 51 вышеназванного Закона медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Подпунктом 96 п.1 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 года « О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность относится к виду деятельности, подлежащему лицензированию. Пунктом 4 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденным постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 года установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ ( услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно- поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Как следует из материалов дела протокола ( акта) санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ и экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ площадь процедурного кабинета медицинского блока не соответствует требованиям п. 3.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», процедурный кабинет оборудован раковиной с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук, без установки локтевого сместителя, что не соответствует требованиям п. 5.6 главы 1 СанПи Н 2.1.3.2630-10 ( л.д. 49-51). Из представленного санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что медицинский блок, расположенный по адресу: <адрес> не соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам ( л.д.35). Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ между ММУЗ « Кизеловская городская больница» и ФИО1 заключен трудовой договор с трудовой функцией -фельдшер училища ( л.д. 40-41). Согласно абзаца 2 п. 2.14 Устава Образовательного учреждения учреждение создает необходимые условия, в том числе обязано предоставить помещение, для организации работы подразделений медицинских учреждений ( л.д.10-23). Проанализировав положения и требования действующего законодательства, регулирующие ответственность Образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся и работников Учреждения, суд приходит к выводу, что ответчик обязан создать безопасные условия пребывания учащихся в образовательном учреждении, создать необходимые условия для получения учащимися качественной медицинской помощи, поэтому на Образовательное учреждение следует возложить обязанность по приведению медицинского блока в соответствие с санитарными и строительными нормами, а именно в соответствие с п. 3.6 и п.5.6 главы 1 СанПиН структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. С целью создания оптимальных условий проведения лечебно-диагностического процесса, комфортного пребывания пациентов и обеспечения безопасности труда медицинского персонала, площади отдельных помещений могут увеличиваться. Площадь помещений, не указанных в таблице, принимается по заданию на проектирование и определяется габаритами и расстановкой оборудования, числом лиц, одновременно находящихся в помещении, с соблюдением последовательности технологических процессов и нормативных расстояний, обеспечивающих рациональную расстановку оборудования и свободное передвижение больных и персонала. Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой сместителей с локтевым управлением и дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков. Как Федеральным законом « Об образовании», так и Уставом Образовательного учреждения в компетенцию Образовательного учреждения включено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств, в том числе предоставляет помещение для организации работы подразделений медицинских учреждений, создает необходимые условия для его работы. Несоответствие медицинского блока Образовательного учреждения установленным санитарным и строительным нормам подтверждается актом, санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривается самим Образовательным учреждением, подтверждается представителем МБУЗ « Кизеловская городская больница». Таким образом, требования прокурора по приведению медицинского блока Образовательным учреждением в соответствие с санитарными и строительными нормами, подлежит удовлетворению, так как несоответствие помещения для оказания медицинской помощи учащимся установленным нормам и стандартам нарушает конституционные права учащихся Образовательного учреждения на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении, нарушает и Уставную деятельность самого Образовательного учреждения. Судом установлено, что на момент вынесения решения Образовательным учреждением работы по приведению помещения процедурного кабинета в соответствие санитарным и строительным нормам завершены, из пояснений представителя Образовательного учреждения Логинова И.А. данные работы были Агентством заранее профинансированы, дополнительных средств не требуется. Поскольку в судебном заседании установлено, что Образовательным учреждением работы по приведению медицинского блока в соответствие с санитарными и строительными нормами завершены, и дополнительного финансирования не требуется, то суд считает необходимым отказать прокурору в части требований к Агентству по управлению государственными учреждениями Пермского края профинансировать мероприятия по приведению медицинского блока в соответствие с санитарными и строительными нормами, не настаивает на удовлетворении данных требований и участвующий в судебном заседании прокурор. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования « Профессиональное училище №» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие медицинский блок в помещении училища по адресу: ул. <адрес> в соответствии с санитарными и строительными нормами, пунктами 3.6 и 5.6 главы 1 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ № 58 от 18 мая 2010 года. В иске прокурора города Кизела к Агентству по управлению государственными учреждениями Пермского края о возложении обязанности по финансированию мероприятий по приведению медицинского блока Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №» в соответствие с санитарными и строительными нормами отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Судья: