о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (2-173/2012)



Дело № 2- 173/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                        

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О. Н.,

с участием истца Ауман Д.Г.,

представителя истцов Ауман В.С. и Ауман Д.Г. - Ларионова Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску      Ауман В. С. и Ауман Д. Г. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

                   Ауман В. С. и Ауман Д. Г. обратились     с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении       в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на состав семьи из трех человек для приобретения жилья взамен ветхого.

    В обоснование своих требований указали, что на момент ликвидации шахты «Северная» они проживали и были зарегистрированы в признанном непригодным для проживания по критериям безопасности жилом помещении по адресу: <адрес>, проживают в нем по настоящее время, а потому имеют право на получение социальной выплаты для приобретения другого благоустроенного жилого помещения.

              В судебном заседании истец на удовлетворении требований о предоставлении социальной выплаты Ауман В.С. настаивает, требования в отношении себя и несовершеннолетнего сына не поддерживает, пояснил, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является его бабушка - Ауман В.С. Ранее указанный жилой дом принадлежал ее мужу ФИО2 На момент ликвидации шахты в жилом доме проживала и была зарегистрирована Ауман В.С., сохранила регистрацию в нем по настоящее время. В жилом доме по вышеуказанному адресу он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, до этого был зарегистрирован по месту жительства своих родителей по <адрес>. При получении паспорта он зарегистрировался в жилом доме бабушки, которая была согласна на его регистрацию. В ДД.ММ.ГГГГ году у него родился сын, которого он также зарегистрировал в жилом доме истицы.

    Истица Ауман В.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

     Представитель истцов Ларионов Д.В. поддержал требования Ауман В.С., указав, что истица имеет право на переселение, поскольку на момент ликвидации шахты она была зарегистрирована и проживала в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилья не имеет. Истец Ауман Д.Г. право на получение социальной выплаты не имеет, так как не имеет регистрации в жилом доме по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты «Северная», что является существенным для приобретения права на переселение.

     Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. иск не признала, право истицы Ауман В.С. на получение социальной выплаты не оспаривает, пояснив, что истица на момент ликвидации шахты была зарегистрирована и проживала в жилом доме, который признан непригодным для проживания по критериям безопасности, сохранила регистрацию в нем по настоящее время, является собственником вышеуказанного дома. Право истца Ауман Д.Г. и его несовершеннолетнего сына ФИО1 на получение социальной выплаты оспаривает, поскольку он на момент ликвидации шахты Северная» не был зарегистрирован по адресу: <адрес>, право несовершеннолетнего сына истца на переселение производно от право самого истца.

           Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

    Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ, поскольку он надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

              Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

     Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

        Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта « Северная» АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.30). Собственником жилого дома по адресу: <адрес> значится Ауман В.С. согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.14).       Как следует из представленных сведений о регистрации      Ауман В.С. в жилом доме по вышеуказанному адресу зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Ауман Д.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 23). Из представленной справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ имеет % износа ( л.д. 18). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО

« Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> был подвержен влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Северная», в результате чего указанное здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д.19).

                

        Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истица Ауман В.С. имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, у истца Ауман Д.Г. право на переселение не возникло.

     Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.

          Судом было установлено, что собственником жилого дома по адресу: <адрес>, признанного в установленном порядке непригодным для проживания по критериям безопасности, является Ауман В.С. Истица зарегистрирована в указанном жилом доме на момент ликвидации шахты « Северная», сохранила регистрацию в нем по настоящее время. Данное жилое помещение для нее является основным и постоянным местом жительства.

     Как ранее отмечалось судом, право на предоставление социальной выплаты возникает на момент ликвидации организации угольной промышленности.

    Судом было установлено, что в жилом доме по адресу: <адрес> Ауман Д.Г. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ликвидации шахты « Северная», отсюда следует, что право на переселение у истца не возникло. Равно не возникло право на переселении и у несовершеннолетнего сына Ауман Д.Г. - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку его право на получение социальной выплаты производно от права истца.

      

       Таким образом, суд считает, что требования истицы Ауман В.С. на получение социальной выплаты подлежат удовлетворению, поскольку она проживает в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, а потому имеет право на финансовую помощь государства и ее право судом должно быть защищено.

Какого-либо другого жилого помещения истица не имеет, жилое помещение, в котором истица зарегистрирована в настоящее время является ее постоянным и единственным местом жительства.

     В удовлетворении же требований Ауман Д.Г. и ФИО1 следует отказать, поскольку на момент ликвидации шахты указанные лица в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, не были зарегистрированы.

                  Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истице Ауман В.С.

        Истице следует предоставить социальную выплату из расчета одного члена семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного человека- 33 квадратных метра.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

            Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

     Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Ауман В. С. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

    Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Ауман В. С. социальную выплату на семью, состоящую из одного человека, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

    В иске Ауман Д. Г. о включении его и его сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

          Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                                                              

<...>