о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (2-151/2012)



Дело № 2- 151/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                        

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О..Н.,

с участием истцов Ануфриевой Г.А., Ануфриева С.А., Ануфриева А.С., Ануфриевой Н.С.,

представителя истцов - адвоката Кизеловского адвокатского офиса № 1 Кельн О.Ю., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску     Ануфриевой Г. А., Ануфриева Сергея Александровича, Ануфриева А. С. и Ануфриевой Н. С. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

                    Истцы обратились с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении       в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на состав семьи из четырех человек для приобретения жилья взамен ветхого.

    В обоснование своих требований указали, что на момент ликвидации шахты «Северная» они проживали и были зарегистрированы в признанном непригодным для проживания по критериям безопасности жилом доме по адресу: <адрес>

<адрес> проживают в нем по настоящее время, а потому имеют право на получение социальной выплаты для приобретения другого благоустроенного жилого помещения.

              В судебном заседании истица Ануфриева Н.С. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что изначально жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности ее бабушке - ФИО1, умершей в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году по договору дарения ФИО1 передала указанный жилой дом Ануфриевой Г.А.- своей дочери. На момент ликвидации шахты « Северная» в данном доме проживали и были зарегистрированы все члены семьи, собственником жилого дома являлась ее мать- Ануфриева Г.А. В ДД.ММ.ГГГГ году жилой дом по адресу: <адрес> по договору дарения был передан отцу-Ануфриеву С.А., Ануфриева Г.А. зарегистрировалась в квартире своего отца по адресу: <адрес>, но продолжила проживать вместе с ними в жилом доме по адресу: <адрес>. Считает, что они имеют право на получение социальной выплаты, поскольку дом находится на горном отводе, признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Просит предоставить социальную выплату на семью из четырех человек для приобретения жилья в городе Кизеле.

     Истица Ануфриева Г.А. на требованиях настаивает, пояснила, что она являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты « Северная». Поскольку Администрация Кизеловского муниципального района отказывала им в предоставлении социальной выплаты, указывая, что они не имеют на это право, она передала указанный жилой дом в собственность мужа по договору дарения, а сама зарегистрировалась в квартире отца по адресу: <адрес>. Отец желал приватизировать данную квартиру, но в настоящее время передумал. Несмотря на то, что она зарегистрирована в квартире отца, она продолжала проживать вместе со своей семьей по адресу: <адрес>.

    Истцы Ануфриев С.А. и Ануфриев А.С. на своих требованиях также настаивают, поддержали пояснения предыдущих истцов.

        Представитель истцов адвокат Кизеловского адвокатского офиса № 1     Кельн О.Ю. поддержала требования семьи Ануфриевых, указав, что семья истцов в составе четырех человек имеют право на получение социальной выплаты, поскольку на момент ликвидации шахты « Северная» они были зарегистрированы и проживали в жилом доме, который был признан непригодным для проживания по критериям безопасности, Ануфриева Г.А. являлась собственном жилого дома. Считает, что истица Ануфриева Г.А. не утратила право на получение социальной выплаты, так как, несмотря на регистрацию по месту жительства ее отца, она продолжила жить в вышеуказанном жилом доме.

      Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. иск не признала, право истицы Ануфриевой Г.А. на получение социальной выплаты оспаривает, полагая, что она утратила право на получение социальной выплаты, так как приобрела право на жилое помещение по адресу: <адрес>. Право истцов Ануфриева А.С., Ануфриева С.А. и Ануфриевой Н.С. представителем не оспаривается, поскольку они проживали и были зарегистрированы в жилом доме признанном непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахты.

       Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,     просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт. В составе проекта ликвидации ОАО « Кизелуголь» шахты «Северная» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> не значится. В соответствии с Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования « Снос ветхого жилищного фонда» являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления-получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района.

               Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

     

        Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта «Северная» АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.35). Жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом по договору дарения ФИО1 передан дочери-Ануфриевой Г.А., однако, указанный договор в органах БТИ не зарегистрирован ( л.д. 73). В связи с указанным обстоятельством, Ануфриева Г.А. после смерти наследодателя вступила в права наследования жилым домом по адресу: <адрес>, что следует из свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права ( л.д.34, 76, 77). На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> Ануфриевой Г.А. передан в собственность Ануфриеву С.А., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о государственной регистрации права ( л.д. 15-17).

      Как следует из представленных сведений о регистрации      истцы по вышеуказанному адресу зарегистрированы : Ануфриева Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время значится в регистрации по адресу: <адрес> ; Ануфриев С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Ануфриев А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Ануфриева Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д. 9-11, 23, 24-29, 71, 80). Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП

« Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что дом по <адрес> имеет % износа на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.22).. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО

« Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> был подвержен влиянию подземных горных работ бывшей шахты

« Северная», в результате чего указанное здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д. 36-40).

     Кроме того, судом установлено, что нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года является ФИО2 ( л.д. 72, 74). Постановлением главы местного самоуправления города Кизела от ДД.ММ.ГГГГ дочь ФИО2-Ануфриева Г.А. включена в ордер. Как следует из представленного ордера серии ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи основного квартиросъемщика включена Ануфриева Г.А. Согласно сведений о регистрации Ануфриева Г.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.

                

        Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы Ануфриев С.А. Ануфриев А.С. и Ануфриева Н.С. имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, истица же Ануфриева Г.А. утратила право на финансовую помощь государства.

     Основанием включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.

          Судом было установлено, что собственником жилого дома по <адрес> на момент ликвидации шахты «Северная» являлась Ануфриева Г.А. согласно договора дарения, на тот момент все члены семьи проживали и были зарегистрированы в нем. В ДД.ММ.ГГГГ году истица согласно договора дарения передала данный дом мужу- Ануфриеву С.А., с ДД.ММ.ГГГГ значится в регистрации по адресу: <адрес>. Жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, Ануфриев А.С., Ануфриев С.А. и Ануфриева Н.С. зарегистрированы и проживают в указанном доме по настоящее время. Данный дом для них является постоянным и единственным местом проживания.

    Таким образом, суд считает, что истцы Ануфриев С.А. и члены его семьи: Ануфриев А.С. и Ануфриева Н.С. имеют право на получение социальной выплаты, поскольку они проживают в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности по настоящее время,сохранили в нем регистрацию, а потому их право на переселение должно быть защищено судом.

    Суд считает, что истица Ануфриева Г.А. утратила право на получение социальной выплаты, поскольку она приобрела право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в составе семьи своего отца -ФИО2

     Следовательно, считать, что жилой дом по адресу: <адрес> является для нее постоянным и единственным местом жительства оснований не имеется. Жилое помещение по адресу: <адрес> является благоустроенным жильем, отвечает техническим и санитарным требованиям, непригодным для проживания не признано.

    То обстоятельство, что истица не заселилась в указанное жилое помещение, не является юридическим значимым обстоятельством, влияющим на право предоставления социальной выплаты, равно не является юридически значимым обстоятельством и факт оказания семье Ануфриевых неквалифицированной юридической помощи.

    По мнению суда, истица не может быть отнесена к категории лиц, нуждающихся в социальной помощи в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности, учитывая, что данная мера     социальной помощи носит целевой характер, предусмотренные государством мероприятия по реструктуризации угольной промышленности не преследуют цели защиты прав иных лиц, улучшивших свои жилищные условия, приобретшие право на другие жилые помещения.        

             

        Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

        Семье Анферова С.А.     следует предоставить социальную выплату из расчета трех членов семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять по 18 квадратных метра на каждого человека.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

            Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

           Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Ануфриева Сергея Александровича, Ануфриева А. С. и Ануфриеву Н. С. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

    Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Ануфриеву Сергею Александровичу, Ануфриеву А. С. и Ануфриевой Н. С.     социальную выплату на семью, состоящую из трех

человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В иске Ануфриевой Г. А. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

               Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: