о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по включению имущества в реестр муниципального имущества сельского поселения и регистрации права на объекты недвижимости (2-325/2012)



Дело № 2-325/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Григорьевой О.Н.,

с участием прокурора города Кизела Воробьевой О.Ю.,

представителя ответчика -Администрации Северно-Коспашского сельского поселения Козырева И.М.,

представителей третьего лица - МУ « Культурно-досуговый центр» Северно-Коспашского сельского поселения Гарифзяновой Л.Н.,

представителя МУП « Северно-Коспашская поселковая баня» Щелчковой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по заявлению прокурора города Кизела к Администрации Северно-Коспашского сельского поселения о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по включению имущества в реестр муниципального имущества Севаерно-Коспашского сельского поселения и регистрации права на объекты недвижимости, возложении обязанности по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества и включении в реестр муниципальной собственности поселения объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор города Кизела обратился с заявлением к Администрации Северно-Коспашского сельского поселения о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по включению имущества в реестр муниципального имущества Севаерно-Коспашского сельского поселения и регистрации права на объекты недвижимости, возложении обязанности по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества и включении в реестр муниципальной собственности поселения объектов недвижимости, указав в обоснование требований, что прокуратурой города Кизела проведена проверка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в казне муниципального образования Северно-оспашского сельского поселения. По результатам проверки были выявлены нарушения законодательства о местном самоуправлении и гражданского законодательства.

     Участвующий в судебном заседании помощник прокурора города Кизела Воробьева О.Ю. на удовлетворении заявления настаивает, пояснила, что согласно Перечня объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района передаваемых в собственность Северно-Коспашского сельского поселения, утвержденного Законом Пермского края от 18.12.2006 года № 3410-801 « О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района» Северно-Коспашскому сельскому поселению переданы: - <...>. Однако, в нарушение требований действующего законодательства в реестре муниципальной собственности Северно-Коспашского сельского поселения отсутствуют вышеуказанные объекты недвижимости.

     В соответствии с п. 13 ч.1 ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Органы местного самоуправления обязаны вести реестры муниципального имущества. Порядок ведения реестра муниципального имущества устанавливается постановлением Правительства РФ. Органы местного самоуправления также вправе принимать муниципальные правовые акты о реестре муниципального имущества. 22.08.2008 года Советом депутатов Северно-Коспашского сельского поселения принято решение № 10, которым утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Северно-Коспашского сельского поселения. Согласно п. 5.1 Положения учет муниципального имущества ведется в Едином реестре муниципального имущества. Правила ведения единого реестра муниципального имущества регулируются Положением о Едином реестре имущества и Положением о порядке учета, управления имуществом муниципальной казны сельского поселения, утвержденным постановлением главы Северно-Коспаского сельского поселения.

     Кроме этого, отсутствуют свидетельства о государственной регистрации права за муниципальным образованием на выше перечисленные объекты недвижимости, <...>».

    В силу ст. 131 ГК РФ права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит также право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на указанные объекты недвижимого имущества влечет за собой препятствие для регистрации права оперативного управления, хозяйственного ведения. Вышеуказанное свидетельствует о том, что администрацией Северно-Коспашского сельского поселения учет муниципального имущества ведется ненадлежащим образом, что указывает на ненадлежащее исполнение администрацией поселения положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Незаконные действия администрации сельского поселения по ведению учета муниципального имущества нарушают права и интересы муниципального образования по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Выявленные нарушения законодательства об использовании муниципального имущества нарушают интересы самого муниципального образования, данные нарушения привели к тому, что часть муниципального имущества осталась неучтенной, чем создана благоприятная обстановка для коррупционных проявлений. Не включение той или иной категории имущества или конкретного объекта в реестр муниципального имущества может привести к использованию не по назначению, незаконному распоряжению им, что в свою очередь наносит ущерб интересам муниципального образования. На удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по включению в реестр муниципальной собственности вышеперечисленных объектов недвижимости не настаивает, поскольку Северно-Коспашским сельским поселением в этой части требования исполнены добровольно. Не настаивает прокурор и на удовлетворении требований по учету и регистрации встроенного здания Сбербанка, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку данное помещение не используется, нуждается в сносе.

      Представитель ответчика-Администрации Северно-Коспашского сельского поселения, Глава поселения Козырев И.М. исковые требования прокурора признал в полном объеме, указав, что Законом Пермского края Северно-Коспашскому сельскому поселению были переданы: <...>. На практике     они не знали, как правильно следует учитывать муниципальное имущество, но ему было известно, что указанное выше имущество было включено в реестр, однако, почему его нет, не знает. В настоящее время утверждено распоряжение № 7 от 03.05.2012 года « Об утверждении реестра муниципального имущества», все спорное имущество включено в указанный реестр. После передачи сельскому поселению вышеуказанного имущества, он пытался выяснить вопросы его регистрации, обращался в регистрационную палату, где ему сообщили, что переданное им имущество, автоматически признается собственностью сельского поселения. В настоящее время администрацией поселения заключен договор с Центром технической инвентаризации о подготовке технических паспортов, необходимых для обращения в регистрационную палату. Здание <...> переданы в аренду.

     Представитель третьего лица- МУ « Культурно-досуговый центр» Гарифзянова Л.Н. исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что назначена директором данного учреждения распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, здание <...>» передано им в оперативное управление, договор передачи имущества в оперативное управление ими также не зарегистрировано в государственном реестре. В настоящее время они готовят технический паспорт на указанное здание, намерены устранить нарушения действующего законодательства.

     Представитель третьего лица- МУП « Северно-Коспашская поселковая баня» Щелчкова Л.И. исковые требования прокурора также поддержала, указав, что на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ она назначена директором данного унитарного предприятия, в хозяйственное ведение Северно-Коспашским сельским поселением было передано здание бани . Право на хозяйственное ведение не зарегистрировано в государственном реестре. В настоящее время принимают меры к устранению нарушений положений действующего законодательства по учету, владению и распоряжению муниципальным имуществом.

           Суд, выслушав прокурора, пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора города Кизела обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

     В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, то есть имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Управление муниципальной собственностью согласно ст. 132 Конституции РФ возложено на органы местного самоуправления.

       В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

     Согласно ст. 51 вышеназванного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны вести реестры муниципального имущества. Порядок ведения реестра муниципального имущества устанавливается постановлением Правительства РФ. Органы местного самоуправления также вправе принимать муниципальные правовые акты о реестре муниципального имущества.

         Согласно ст. 164 Гражданского Кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

     В соответствии со ст. 131 Гражданского Кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат : право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

    В силу ч.1 ст. 4 Федерального Закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» № 122-ФЗ от 21.07.1997 года государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной         регистрации              ограничения ( обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

     Согласно ч.1 ст. 16 вышеназванного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им ( ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

    В случае, если права на имущество возникают на основании акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

        Статьи 2, 4, 6 Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривают, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество_ юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

           Судом установлено, что согласно Перечня объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района передаваемых в собственность Северно-Коспашского сельского поселения, утвержденного Законом Пермского края № 3410-801 от 18.12.2006 года « О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района» Северно-Коспашскому сельскому поселению переданы следующие объекты: <...> ( л.д. 26-33). Как следует из сведений Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии вышеуказанные объекты собственностью Северно-Коспашского сельского поселения не являются.

     Решением Совета Депутатов Северно-Коспашского сельского поселения № 37 от 26.09.2007 года утверждено Положение об имуществе муниципальной казны Северно-Коспашского сельского поселения.

     Решением Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения № 38 от 26.09.2007 года утверждено Положение « Об учете и ведении реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности Северно-Коспашского сельского поселения».

Решением Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения № 10 от 22.02.2008 года утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Северно-Коспашского сельского поселения. Согласно п.4.1, п. 4.2.2.2 указанного Положения Совет депутатов Северно-Коспашского сельского поселения утверждает Положение о реестре муниципального имущества, учет муниципального имущества ведется в Едином реестре муниципального имущества ( п. 5.1), правила ведения единого реестра муниципального имущества регулируются Положением о едином реестре имущества, являющегося муниципальной собственностью Северно-Коспашского сельского поселения и Положением о порядке учета и управления имуществом муниципальной казны Северно-Коспашского сельского поселения, утвержденным постановлением главы Северно-Коспашского сельского поселения ( п. 5.1.2), ведение реестра муниципального имущества осуществляется администрацией Северно-Коспашского сельского поселения ( п.5.1.3) ( л.д.9-14). Из представленного в материалах дела реестра ( л.д.15-23) видно, что в реестр муниципального имущества спорное имущество, переданное в собственность поселения, не включено. Постановлением Главы Северно-Коспашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное унитарное предприятие « Северно-Коспашская поселковая баня». Согласно утвержденного Устава унитарного предприятия его учредителем и собственником имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение является Администрация Северно-Коспашского сельского поселения. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается его самостоятельном балансе. Данному предприятию в хозяйственное ведение передано здание бани , расположенное по адресу: <адрес> ( л.д. 40- 60). Постановлением главы Северно-Коспашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и решением Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное                учреждение « Культурно-досуговый центр». Согласно устава указанного муниципального учреждения учредителем и собственником имущества является администрация муниципального образования Северно-Коспашское сельское поселение. Администрация муниципального образования « Северно-Коспашское сельское поселение закрепляет за Учреждением имущество на праве оперативного управления. Данному учреждению в оперативное управление передано здание <...>», расположенного по адресу: <адрес>.

     Распоряжением Администрации Северно-Коспашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности Северно-Коспашского сельского поселения. Согласно Приложения , Приложения к распоряжению в реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности Северно-Коспашского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ включено спорное имущество: здание клуба « Горняк», здание бани , встроенное помещение аптеки , три встроенных помещений магазинов.

                   Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что ответчиком допущены нарушения положений действующего законодательства по учету муниципального имущества, владению, пользованию и распоряжению имуществом, обязательной регистрации права на недвижимое имущество, регистрацию переданного в хозяйственное ведение, или оперативное управление имущество.

     Как было установлено в судебном заседании на момент проведения проверки и на момент рассмотрения дела судом переданное Северно-Коспашскому сельскому поселению     муниципальное имущество не зарегистрировано в едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество, в реестре муниципального имущества Северно-Коспашского сельского поселения спорное имущество отсутствует.       Передача имущества Администрацией Северно-Коспашского сельского поселения в хозяйственное ведение и оперативное управление унитарному предприятию и муниципальному учреждению ( в частности здание <...>» и здания бани ) согласно требований действующего законодательства осуществлено без заключения договора, в государственном реестре прав право данных учреждений по владению данным имуществом не зарегистрировано.

    Судом также установлено, что право собственности Северно-Коспашского сельского поселения на рассматриваемые судом объекты недвижимости в государственном реестре не зарегистрировано, что является препятствием для     муниципального образования по распоряжению данным имуществом.

        К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц ( должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

         Суд считает, что бездействие Администрации Северно-Коспашского сельского поселения по непринятию мер для включения в реестр муниципального имущества Северно-Коспашского сельского поселения вышеуказанного имущества и непринятия мер по регистрации права собственности на перечисленные выше объекты недвижимости следует признать незаконным, поскольку ответчиком длительное время с октября 2005 года не принималось действенных мер по включению в реестр муниципальной собственности объектов, ставших предметом рассмотрения суда и регистрации права собственности на данные объекты, не выполнялись положения и требования действующего федерального законодательства, Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

     Прокурор не настаивает на удовлетворении своих требований в части возложения на ответчика обязанности по включению в реестр муниципальной собственности Северно-Коспашского сельского поселения объектов недвижимого имущества, в связи с добровольным исполнением ответчиком данного требования и регистрации права муниципальной собственности встроенного здания Сбербанка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с его неиспользованием и необходимостью его сноса.

      Ответчику следует установить трех месячный срок для исполнения обязанности по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества. Суд считает данный срок достаточным для устранения ответчиком допущенных нарушений действующего законодательства.

                    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

      Требования прокурора города Кизела Кизела к Администрации Северно-Коспашского сельского поселения о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по включению имущества в реестр муниципального имущества Северно-Коспашского сельского поселения и регистрации права на объекты недвижимости, возложении обязанности по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества удовлетворить.

                Признать незаконным бездействие Администрации Северно-Коспашского сельского поселения в части непринятия мер по включению в реестр муниципального имущества Северно-Коспашского сельского поселения, регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

        Обязать Администрацию Северно-Коспашского сельского поселения в течении трех месяцев зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья:       

<...>