Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н., при секретаре Григорьевой О..Н., с участием прокурора Мясниковой Е.В., истцов Тартынских П.Я. и Тартынских Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску прокурора города Кизела в интересах Тартынских П. Я., Тартынских Р. А., Тартынских А. П. и Тартынских С. П. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л : Прокурор города Кизела обратился с иском в интересах семьи Тартынских П.Я. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на состав семьи из четырех человек для приобретения жилья взамен ветхого. В обоснование своих требований прокурор указал, что семья Тартынских П.Я. проживает в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, однако, Администрация Кизеловского муниципального района не исполняет свои обязательства как орган местного самоуправления, на момент обращения прокурора в суд семья истцов в список на переселение не включена, социальная выплата семье не выделена. В судебном заседании помощник прокурора Мясникова Е.В. на требованиях настаивает, указала, что в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 гражданам переселяемым из ветхого жилья осуществляется содействие в виде предоставления социальной выплаты. Переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Для включения в список претендентов на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, обязательным условием является наличие экспертного заключения о степени влияния подземных работ на жилые дома, расположенные на полях ОАО «с Кизелуголь». В число членов семьи, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, семья Тартынских на момент ликвидации шахты имени Ленина, ДД.ММ.ГГГГ, проживала и была зарегистрирована по вышеуказанному адресу, зарегистрированы в нем по настоящее время, другого жилья не имеют. Истцы имеют все основания для закрепления за ними права на переселение из ветхого жилья ставшего таковым в результате ведения горных работ. Истица Тартынских Р.А. на удовлетворении требований настаивает, пояснила, что квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ей в декабре ДД.ММ.ГГГГ года на состав семьи из трех человек. В состав семьи кроме нее были включены муж- Тартынских П.Я., сын- Тартынских А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Затем в ордер были включены : сыновья Тартынских С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На момент ликвидации шахты имени Ленина, на 16.06.1997 года, в указанной квартире были зарегистрированы и проживали они вдвоем с мужем. Сын Тартынских А.П. после окончания школы и учебы в ДД.ММ.ГГГГ году уехал в <адрес>, затем переехал в <адрес>, вернулся в ДД.ММ.ГГГГ году и стал сожительствовать с ФИО2 по <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году разошлись и сын стал проживать с ними в квартире по адресу: <адрес>. Сын Тартынских С.П. после службы в Армии, женился, в ДД.ММ.ГГГГ году уехал с семьей в <адрес>, где прожил до ДД.ММ.ГГГГ года, возвратился в г. Кизел и также зарегистрировался в квартире. Сын ФИО1 уехал в <адрес>, на момент ликвидации шахты с ними не проживал. Дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, признан непригодным для проживания и межведомственной комиссией, другого жилья они не имеют. Считает, что их семья имеет право на переселение. Истец Тартынских П.Я. на иске настаивает, пояснения истицы ФИО1 поддержал, дополнений к пояснениям не имеет. Истцы Тартынских А.П. и Тартынских С.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются расписки. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что Администрация Кизеловского муниципального района исковые требования не признает в связи с отсутствием финансирования, но право на предоставление социальной выплаты в отношении Тартынских П.Я. и Тартынских Р.А. не оспаривает, так как они являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, имеют регистрацию на момент ликвидации шахты имени Ленина и зарегистрированы в нем по настоящее время. Дом по <адрес> согласно заключению Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Право Тартынских А.П. и Тартынских С.П. на получение социальной выплаты оспаривается, поскольку у истцов отсутствует регистрация по адресу: <адрес> Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что в составе проекта ликвидации ОАО « Кизелуголь» шахты Имени Ленина имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> не значится. Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования сноса ветхого жилья и содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления-получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района. Выслушав пояснения прокурора, объяснения истцов, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя). Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность. Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 157 от 13.06.1997 года ( л.д.83). Согласно ордера № серии № от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> была предоставлена Тартынских Р.А. на трех членов семьи. В состав семьи кроме основного квартиросъемщика- Тартынских Р.А., включены муж истицы -Тартынских П.Я., и трое сыновей: Тартынских С.П., Тартынских А.П., ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Тартынских Р.А. заключен с Администрацией Кизеловского городского поселения договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> №. Вместе с нанимателем в квартиру заселились: муж-Тартынских П.Я., двое сыновей: Тартынских А.П. и Тартынских С.П. ( л.д.52-54). Как следует из представленных сведений о регистрации в квартире по вышеуказанному адресу зарегистрированы Тартынских П.Я. и Тартынских Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Тартынских А.П. значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, Тартынских С.П. значится в регистрации по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д. 8-11,50-51, 72-78). Жилой дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, составляет №% износа по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ. Квартира № в доме по <адрес> числится муниципальной, что подтверждается справкой Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центра технической инвентаризации Пермского края» ( л.д. 62). Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания ( л.д. 14-17). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> был подвержен влиянию подземных горных работ бывшей шахты имени Ленина, в результате чего указанное здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д. 18-49). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы Тартынских П.Я. и Тартынских Р.А. имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, истцы Тартынских С.П. и Тартынских А.П. право на получение социальной выплаты не приобрели. Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности. Судом было установлено, что истцы Тартынских П.Я. и Тартынских Р.А. являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, зарегистрированы в жилом помещении на момент ликвидации шахты имени Ленина, сохранили регистрацию в нем по настоящее время, жилой дом по вышеуказанному адресу признан в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности. Другого жилья истцы не имеют, указанная квартира является для них постоянным и единственным местом проживания. Право истцов на получение социальной выплаты Администрацией района не оспаривается, равно не оспаривается и заключение о непригодности дома для проживания. При таких обстоятельствах, суд считает, что истцы имеют право на получение социальной выплаты, а поскольку они проживают в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, то имеют право на финансовую помощь государства и их право судом должно быть защищено. Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу об отсутствии у истцов Тартынских А.П. и Тартынских С.П. права на получение социальной выплаты. Судом было установлено, что истцы Тартынских А.П. и Тартынских С.П. на момент ликвидации шахты имени Ленина, июнь 1997 год, не были зарегистрированы и не проживали в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности. Как следует из приведенных выше нормативно-правовых актов выделение социальной выплаты связано с моментом возникновения права на переселение. Данным моментом является момент принятия решения о закрытии угольного предприятия. Таким образом, поскольку истцы не имели регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты имени Ленина, в нем не проживали, то право на получение социальной выплаты у истцов не возникло. Предусмотренные государством мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, в том числе содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого являются одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении права граждан на жилище. Законодатель наделил Правительство РФ полномочиями по установлению условий и порядка оказания социальной поддержки гражданам на определенных основаниях. Следовательно, граждане, нуждающиеся в переселении должны отвечать установленным условиям предоставления социальной выплаты. При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении требований прокурора о предоставлении социальной выплаты истцам Тартынских А.П. и Тартынских С.П. необходимо отказать. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам. Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета двух членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек- 42 кв. м. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора города Кизела в интересах Тартынских П. Я., Тартынских Р. А., Тартынских А. П., Тартынских С. П. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья удовлетворить частично. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Тартынских П. Я. и Тартынских Р. А. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Тартынских П. Я. и Тартынских Р. А. социальную выплату на семью, состоящую из двух человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. В иске прокурору города Кизела в интересах Тартынских А. П. и Тартынских С. П. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Судья: подпись Верно: Судья Н.Н. Рылова Секретарь О.Н. Григорьева