Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н., при секретаре Григорьевой О.Н., с участием истцов Кошелевой Т.М., Колесникова Д.С., представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Кошелевой Т. М., Кошелевой И. И., Колесникова Д. С. и Градобоева В. И. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, у с т а н о в и л : Истцы обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на шесть членов семьи для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты. В судебном заседании истица Кошелева Т.М. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году на четырех членов семьи. В состав семьи, кроме основного квартиросъемщика ФИО1, были включены жена- ФИО4 и двое детей: дочь - истица Кошелева И.И. и сын- Градобоев В.И. На день ликвидации шахты имени Ленина в квартире проживали и были зарегистрированы кроме нее, ее бабушка- ФИО4, умершая в ДД.ММ.ГГГГ году, ее дядя- Градобоев В.И., мать - Кошелева И. И., брат- Колесников Д.С., с ДД.ММ.ГГГГ года в указанной квартире в регистрации значится ее сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирован сын- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Все члены семьи сохранили регистрацию по вышеуказанному адресу по настоящее время. Дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, в настоящее время разрушен, они вынуждены проживать по разным адресам: она вместе с семьей проживает с ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> в квартире по адресу: <адрес> г., которую они вынуждены арендовать. Кошелева И.И. проживает по адресу: <адрес>, квартиру она заняла самовольно в доме, из которого уже было произведено переселение. Ее брат- Колесников Д.С. арендует квартиру по адресу: <адрес>. Ее дядя -Градобоев В.И. с ДД.ММ.ГГГГ года в квартире не проживает, находится на излечении в <...>, она с ним поддерживает письменную связь, в указанной квартире зарегистрирован до настоящего времени, утратившим право на жилое помещение не признан. Считает, что их семья имеет право на получение социальной выплаты. Просит предоставить социальную выплату на шесть членов семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела. Истец Колесников Д.С. на своих требованиях также настаивает, пояснения истицы Кошелевой Т.М. поддержал, указал, что с сожительницей проживает в настоящее время по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение они арендуют, другого жилья не имеет. Истица Кошелева И.И. и истец Градобоев В.И. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся истцов Кошелевой И.И. и Градобоева В.И., поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеются расписки. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. иск не признала, право истцов Кошелевой И.И., Градобоева В.И. и Колесникова Д.С. на выделение социальной выплаты не оспаривает, так как указанные истцы являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, имели регистрацию на момент ликвидации шахты, сохранили регистрацию по настоящее время. Жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Право истицы Кошелевой Т.М. и двух ее несовершеннолетних детей на получение социальной выплаты Администрацией района оспаривается несмотря на то, что истица была зарегистрирована в указанном жилом помещении на момент ликвидации шахты и сохранила регистрацию в настоящее время, поскольку, как было установлено, Кошелевой Т.М. была приобретена в собственность комната в пятикомнатной квартире в <адрес>. По условиям предоставления социальной выплаты жилое помещение, признанное непригодным для проживания по критериям безопасности должно быть для гражданина единственным и постоянным местом жительства. Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал, что в составе проекта ликвидации ОАО « Кизелуголь» шахты имени Ленина имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке дом № № по ул. <адрес> не значится. В соответствии с Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования переселения являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления -получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти. Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены: -планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности; -подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; -заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ; -заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя). Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 53). Согласно ордера № серии № от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ФИО1 на состав семьи из четырех человек. Кроме основного квартиросъемщика, в состав семьи были включены жена- ФИО4 и двое детей: сын -истец Градобоев В.И. и дочь- истица Кошелева И.И. ( л.д. 30). ДД.ММ.ГГГГ Кошелевой Т.М. и Администрацией Кизеловского городского поселения заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> №. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселились: Кошелева И.И., Колесников Д.С., Градобоев В.И., несовершеннолетние : ФИО2 и ФИО3 ( л.д.14-16). Из сведений о регистрации ( л.д. 10-12, 18, 27-29, 34, 38, 44) Кошелева И.И. зарегистрирована по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Градобоев В.И. значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Кошелева Т.М. с рождения по настоящее время, Колесников Д.С. с рождения по настоящее время, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что истцы приватизированного жилья в г. Кизеле Пермского края не имеют, в приватизации участия не принимали ( л.д. 19). Согласно заключения Уральского филиала ОАО« ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным по критериям безопасности и подлежащим сносу ( л.д. 17). Судом также с достоверностью установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением пенсионного фонда РФ г. Соликамска Кошелевой Т.М. выдан государственный сертификат на материнский ( семейный) капитал. ДД.ММ.ГГГГ Кошелева Т.М. обратилась в Управление ПФ в г. Соликамске с заявлением о распоряжении средствами материнского ( семейного) капитала на погашение основного долга по займу на приобретение жилого помещения. На основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме № руб. перечислены, Кошелевой была приобретена комната в пятикомнатной квартире по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются представленной копией государственного сертификата и сведениями из Пенсионного фонда в г. Соликамске ( л.д. 39, 71). Факт приобретения жилого помещения, не отрицается и самой Кошелевой Т.М. В судебном заседании истица подтвердила, что ею с использованием средств материнского капитала была приобретена в собственность по 1/2 доли с мужем комната в пятикомнатной квартире по вышеуказанному адресу, но в данный момент указанная комната ими продана, так как деньги необходимы были для операции мужа. Поскольку приобретенная ею комната в настоящее время продана, то считает, что она не утратила право на получение финансовой помощи от государства на приобретение жилья взамен ветхого жилья непригодного для проживания. Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцы Кошелева И.И., Колесников Д.С. и Градобоев В.И. имеют право на выделение социальной выплаты, истица Кошелева и ее двое несовершеннолетних детей не могут быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты. Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Судом было установлено, что истцы Кошелева И.И., Градобоев В.И. и Колесников Д.С., являясь членами одной семьи, являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, имели в указанной квартире регистрацию на момент ликвидации шахты имени Ленина, на июнь 1997 года, сохранили регистрацию по настоящее время. Жилой дом по адресу: <адрес> признан в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности. Данное жилое помещения для указанных истцов является постоянным и единственным местом проживания. Суд считает, что истец Градобоев В.И. имеет право на получение социальной выплаты в составе семьи Кошелевой И.И., поскольку нормативно-правовыми актами, регулирующими предоставление социальной выплаты гражданам, проживающием в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, не предусмотрено выделение нескольких социальных выплат по одному жилому помещению. Судом установлено, что на момент ликвидации шахты имени Ленина Градобоев В.И. являлся членом семьи истцов, включен в состав семьи и договором социального найма жилого помещения в настоящее время. Градобоев В.И. зарегистрирован по адресу: <адрес> до настоящего времени, утратившим право на жилое помещение не признан, согласно положений Жилищного законодательства РФ сохраняет право на жилое помещение на весь период излечения и нахождения в психиатрической больнице, недееспособным Градобоев В.И. не признан. Поскольку указанные истцы проживают в жилом помещении непригодном для проживания по критериям безопасности и другого жилья не имеют, то они имеют право на финансовую помощь от государства для приобретения другого жилого помещения и это право истцов должно быть судом защищено. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам. Семье Кошелевой И.И.. следует предоставить социальную выплату из расчета трех членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на трех членов семьи - по 18 кв. м. на каждого члена семьи. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Как было указано судом ранее, истица Кошелева и ее двое несовершеннолетних детей не могут быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку как было установлено в судебном заседании жилое помещение по адресу: <адрес> не являлось для Кошелевой Т.М. и ее детей постоянным и единственным местом жительства. Истица приобрела благоустроенное жилое помещение в <адрес> по адресу: <адрес>. То обстоятельство, что в настоящее время данное жилое помещение истицей продано, не является юридически значимым для определения права истицы на выделение социальной выплаты. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних детей является место жительства их родителей. Право несовершеннолетних детей истицы на получение социальной выплаты является производным от права самой Кошелевой Т.М. на получение социальной выплаты. Поскольку истица утратила право на получение социальной выплаты, то и несовершеннолетние дети Кошелевой ТМ. такого права не имеют, несмотря на наличие регистрации в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению, поскольку не все члены семьи истцов сохранили право на государственную помощь и нуждаются в социальной помощи государства. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Кошелеву И. И., Градобоева В. И. и Колесникова Д. С. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Кошелевой И. И., Градобоеву В. И. и Колесникову Д. С. социальную выплату на семью, состоящую из трех человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. В иске Кошелевой Т. М., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Судья: подпись ВЕРНО: Судья: Н.Н. Рылова Секретарь: О.Н. Григорьева