о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (2-362/2012)



Дело № 2- 362/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                        

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О..Н.,

с участием истцов Бондарь Я.И. и Бондарь М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Бондарь Я. И. и Бондарь М. Д.     к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

                   Бондарь Я. И. и Бондарь М. Д. обратились с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении       в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на состав семьи из двух человек для приобретения жилья взамен ветхого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.

                 В судебном заседании истица Бондарь М.Д. на удовлетворении требований настаивает, пояснила, что квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ее мужу -Бондарь Я. И. в ДД.ММ.ГГГГ году на двух членов семьи. На момент ликвидации шахты «Северная» они оба с мужем проживали в квартире и были в ней зарегистрированы, сохранили регистрацию по настоящее время. Дочь проживает в <адрес>, имеет свою семью, трехкомнатную квартиру, на момент ликвидации шахты «Северная» в квартире не проживала и не была зарегистрирована. Дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилья они не имеют. Считает, что имеют право на получение социальной выплаты, поэтому просит выделить социальную выплату на двух членов семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела.

        Истец Бондарь Я.И. на иске также настаивает, пояснения Бондарь М.Д. поддержал.

                              

       Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направила письменный отзыв, из которого следует, что исковые требования семьи Бондарь М.Д. не признает, право на получение социальной выплаты не оспаривает, так как истцы являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, имеют регистрацию на момент ликвидации шахты, сохранили регистрацию по настоящее время. Жилой дом по вышеуказанному адресу: признан непригодным для проживания по критериям безопасности.

           Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал, что в составе проекта ликвидации ОАО « Кизелуголь» шахты «Северная» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> не значится. В соответствии с Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования переселения являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления -получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района.

     Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеются расписки, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

      

       Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

     Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

        Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта «Северная» АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.18). Согласно ордера , выданного ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес> предоставлена Бондарь Я.И. на состав семьи из двух человек. Кроме основного квартиросъемщика в состав семьи включена истица- Бондраь М.Д. и дочь истца. ДД.ММ.ГГГГ Бондарь Я.И. заключен с Администрацией Шахтинского сельского поселения договор социального найма жилого помещения , совместно с нанимателем в жилое помещение вселилась в качестве члена семьи Бондарь М.Д. ( л.д. 11-12).         Как следует из представленных сведений о регистрации       ( л.д. 7-10, 15) Бондарь Я.И и Бондарь М.Д. по вышеуказанному адресу зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела,

расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> был подвержен влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Северная», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д.13-14).

            

        Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.

     Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.

          Судом было установлено, что истцы являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На момент ликвидации шахты «Северная», на 17.04.1998 года, проживали и были зарегистрированы в указанном жилом помещении, сохранили регистрацию в нем по настоящее время. Указанное жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания по критериям безопасности.. Для истцов указанное жилое помещение является постоянным и единственным местом жительства.

     Поскольку истцы проживают в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, то они безусловно имеют право на выделение социальной выплаты, а поэтому их право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий должно быть судом защищено.

                  Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

        Семье Бондарь М.Д.     следует предоставить социальную выплату из расчета      двух членов семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на двух членов семьи - 42 квадратных метра.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

            Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

     Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Бондарь Я. И. и Бондарь М. Д. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

    Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Бондарь Я. И. и Бондарь М. Д. социальную выплату на семью, состоящую из двух человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

          Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

         

Председательствующий:

Судья:                                                                                подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                              Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                    О.Н. Григорьева