о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения (2-316/2012)



Дело № 2-316/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием      истцов Аликиной Т.В., Аликиной Н.С., Аликина Д.С.,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Аликиной Т. В., Аликиной Н. С. и Аликина Д. С. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

        Аликина Т.В., Аликина Н.С. и АликинД.С. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на шесть членов семьи для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.

         В судебном заседании истца Аликина Т.В. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что ранее с ДД.ММ.ГГГГ года ее семья проживала в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году в порядке обмена ее семье была предоставлена квартира № в вышеуказанном доме. В состав семьи, кроме ее, были включены двое ее детей. На момент ликвидации шахты имени Ленина проживали и была зарегистрирована вся семья, в том числе и ее внук ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Поскольку в указанном жилом доме проживать было невозможно, она приобрела по расписке жилой дом по адресу: <адрес>, там зарегистрировалась и стала в нем проживать. В жилом помещении по адресу: <адрес> остался проживать ее сын Аликин Д.С. Ее дочь - Аликина Н.С. вместе с внуком в ДД.ММ.ГГГГ году зарегистрировалась и стала проживать вместе с ее родителями по адресу: <адрес>. Ей известно, что жилой дом по адресу: <адрес> и жилой дом по адресу: <адрес> непригодны для проживания по критериям безопасности. Дом по адресу: <адрес> разрушен в период времени ДД.ММ.ГГГГ года, дом по адресу: <адрес> является также ветхим. Считает, что ее семья имеет право на получение социальной выплаты, поэтому просит ее предоставить на состав семьи из четырех человек для приобретения благоустроенного жилого помещения в г. Кизеле.

     Истица Аликина Н.С. на иске настаивает, пояснения Аликиной Т.В. поддержала, дополнила, что в ДД.ММ.ГГГГ году она с сыном зарегистрировалась и стала проживать в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором проживали родители матери. В ДД.ММ.ГГГГ году бабушка и дедушка умерли и с ней Администрация Кизеловского городского поселения заключила договор социального найма на указанное выше жилое помещение, вместе с ней в указанной квартире проживает и зарегистрирован ее сын. Квартира по адресу: <адрес> двухкомнатная, благоустроенная.

    Истец Аликин Д.С. на иске настаивает, пояснения Аликиной Т.В. поддержал, пояснил, что с 2006 года он стал проживать в квартире по адресу: <адрес> один, затем на год выехал в <адрес> на работу, вернувшись в Кизел, в указанном доме уже никто не жил. В настоящее время дом разрушен, жить ему негде, поэтому он вынужден проживать в доме матери.

               Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. иск не признала, право истцов Аликиной Т.В. и Аликина Д.С. на выделение социальной выплаты не оспаривает, так как указанные истцы являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, имели регистрацию на момент ликвидации шахты, Аликин Д.С. сохранил регистрацию в указанном жилье по настоящее время. Аликина Т.В. имеет регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ года в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанные выше жилые дома признаны непригодными для проживания по критериям безопасности. Право истицы Аликиной Н.С. и ее несовершеннолетнего сына на получение социальной выплаты Администрацией района оспаривается несмотря на то, что истица была зарегистрирована в указанном жилом помещении на момент ликвидации шахты. В 2002 году Аликина Н.С. снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрировалась в жилое помещение по адресу: <адрес>. В настоящее время является нанимателем жанного жилого помещения по договору социального найма. Жилой дом по адресу: ул. <адрес> в первоначальный Список ТЭО по закрытию шахты имени Ленина включен не был, Уральским филиалом ОАО «ВНИМИ» на предмет непригодности для проживания по критериям безопасности не обследовался. Таким образом, считает, что Аликина Н.С. и ее сын утратили право на получение социальной выплаты.         

           Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

             Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ, поскольку он надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется расписка.

        Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

    Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

     В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

        Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 21). Согласно ордера серии от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> была предоставлена Аликиной Т. В. на состав семьи из трех человек. Кроме основного квартиросъемщика, в состав семьи были включены двое детей: сын- Аликин Д. С. и дочь -Аликина Н. С.,( л.д. 8). Из сведений о регистрации следует, что Аликина Т.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ значится в регистрации по настоящее время по адресу: <адрес>. Истица Аликина Н.С. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ значится в регистрации по адресу: <адрес> по настоящее время; истец Аликин Д.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП

« Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что жилой дом по адресу: <адрес> в настоящее время разрушен, дата его разрушения неизвестна. Согласно заключения Уральского филиала ОАО« ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным по критериям безопасности и подлежащим сносу ( л.д. 17).

     Судом также установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году Аликиной Т.В. по расписке был передан в пользование жилой дом по адресу: <адрес>, где с ДД.ММ.ГГГГ она значится в регистрации и проживает. Анализ представленной истицей расписки ( л.д.35) не свидетельствует о том, что данный жилой дом Аликиной Т.В. был продан. Согласно заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку фактическая величина деформации ед. значительно превышает величину допустимой деформации ед. ( л.д. 40-44).

     Суду представлен договор социального найма жилого помещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Администрацией Кизеловского городского поселения Аликиной Н.С. передано по договору социального найма вышеуказанное жилое помещение. Вместе с нанимателем в жилое помещение вселился ее сын ФИО1, 1996 года рождения. Как видно из представленных сведений с места жительства истица ее ее сын с ДД.ММ.ГГГГ значатся в регистрации по вышеуказанному адресу. Как было установлено в судебном заседание данное жилое помещение является благоустроенным, ветхим жильем не признано.

                    Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцы Аликина Т.В. и Аликин Д.С. имеют право на выделение социальной выплаты, истица Аликина Н.С. и ее сын не могут     быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

      В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

        Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».

    Судом было установлено, что истцы Аликина Т.В., Аликина Н.С. и Аликин Д.С., являясь членами одной семьи, являлись нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, имели в указанной квартире регистрацию на момент ликвидации шахты имени Ленина, на июнь 1997 года, Аликин Д.С. сохранил регистрацию в указанном доме по настоящее время. Жилой дом по адресу: <адрес> признан в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности. Истица Аликина Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время значится в регистрации в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который также признан непригодным по критериям безопасности.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Аликина Т.В. не утратила права на получение социальной выплаты, так как улучшения ее жилищных условий не произошло, данный дом ей был передан в пользование за определенную плату, договор купли-продажи указанного дома не оформлен, право собственности на него истице продавцами не передано, дом также не пригоден для проживания по критериям безопасности.

         Поскольку указанные истцы Аликина Т.В. и Аликин Д.С. не утратили право на получение социальной выплаты, и другого жилья не имеют, то они имеют право на финансовую помощь государства для приобретения другого жилого помещения и это право истцов должно быть судом защищено.

Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

        Семье Аликиной Т.В. следует предоставить социальную выплату из расчета      двух членов семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на двух членов семьи - 42 кв.м.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

      Как было указано судом ранее, истица Аликина. С. и ее несовершеннолетний сын не могут     быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку как было установлено в судебном заседании жилое помещение по адресу: <адрес> не являлось для Аликиной Н.С. и ее сына постоянным и единственным местом жительства. Истица с ДД.ММ.ГГГГ года вместе с сыном проживала и была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, в настоящее время данное жилое помещение Аликиной Н.С. передано по договору социального найма., в нем она проживает и зарегистрирована по настоящее время.

     Таким образом, суд считает, что Аликина Н.С. и ее сын утратили право на получение социальной выплаты и ей в этом следует отказать.                

          При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению, поскольку не все члены семьи истцов сохранили право на государственную помощь по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих домах, признанных непригодными для проживания по критериям безопасности.

                  Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Аликину Т. В. и Аликина Д. С. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

    Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Аликиной Т. В. и Аликину Д. С. социальную выплату на семью, состоящую из двух человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских

городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

     В иске Аликиной Н. С., выступающей за себя и своего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

                              Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                                                                 подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                                           Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                О.Н. Григорьева