о включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы (2-336/2012)



                                                                                                                                     Дело № 2-336/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кизел                                                                                                                            ДД.ММ.ГГГГ                                                                                           

Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Коваль А.А., при секретаре Горн Н.Л.., с участием истца Визе С.А., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Кизеле Пермского края Мухтаровой И.А. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Визе С. А. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Кизеле Пермского края о включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы,

                У С Т А Н О В И Л :

решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФ РФ (ГУ) в городе Кизеле Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, Визе С.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», как не имеющей требуемого стажа работы 30 лет в городах и сельской местности. Указанным решением Визе С.А. не был включен в специальный стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации и нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Визе С.А. обратилась в Кизеловский городской суд с иском к ответчику с требованием о включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в последствии дополнив свои требования, о включении в указанный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истица, настаивая на удовлетворении заявленных требований пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в городе Кизеле с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Комиссией в назначении досрочной пенсии было отказано, в связи с отказом во включении периодов работы в Кизеловской городской больнице по профессии медицинской сестры родильного отделения, периоды прохождения курсов повышения квалификации и нахождение в отпуске по уходу за ребенком. Считает, что во время прохождения курсов повышения квалификации, она выполняла обязанности медицинской сестры родильного отделения. Повышение квалификации было обязательным, и ее дальнейшая работа не возможна без подтверждения квалификации; в указанные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Кизеле Мухтарова И.А. исковые требования не признала, пояснив, что при рассмотрении заявления Визе С.А. спорные периоды работы обосновано не были включены в специальный стаж. Включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предусмотрено действующим законодательством с ДД.ММ.ГГГГ. Периоды прохождения курсов повышения квалификации не могут быть включены в стаж, поскольку в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие с ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в учреждениях здравоохранения не менее 80 % рабочего времени, что следует из п. 4 Разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет". Ни Правила, ни Разъяснения не разрешают включать курсы повышения квалификации в специальный стаж.

Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные ими доказательства, изучив представленные материалы, суд полагает, что исковые требования Визе С.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. В постановлении Конституционного суда РФ № 11-П от 3 июня 2004 года, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессий и т.д.).

В соответствии с требованиями п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В указанном Списке поименованы должности среднего медицинского персонала - медицинская сестра и акушерка, работающие в больницах всех наименований.

Установлено, что в спорные периоды Визе С.А. работала в <...>» в должностях среднего медицинского персонала: медицинская сестра и акушерка.

Установлено, что ответчиком в стаж для назначения пенсии Визе С.А. не был засчитан период нахождения в отпуску по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Закономстатья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, спорный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж работы. Поэтому в удовлетворении данного требования Визе С.А. надлежит отказать.

В судебном заседании установлено, что в периоды работы Визе С.А. в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Кизеловская городская больница» в должностях среднего медицинского персонала - медицинской сестры и акушерки, проходила курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает необоснованным отказ ответчика о включении в спец. стаж истицы периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации в указанные периоды, и считает, что казанные периоды подлежат включению в стаж истицы в календарном исчислении, поскольку курсы повышения квалификации являются обязательными для истца; ее дальнейшая работа не возможна без подтверждения квалификации; в указанные периоды за истицей сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы. Поэтому требования истца о включении в стаж указанных периодов прохождения курсов повышения квалификации подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                          Р Е Ш И Л :

включить в стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения для назначения досрочной трудовой пенсии, периоды прохождения Визе С. А. курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Визе С. А. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Кизеле Пермского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись.

Верно. Судья                                                                                                                               А.А.Коваль

     Секретарь                                                                                                                               Н.Л.Горн