РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город Кизел Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Коваль А.А., при секретаре Горн Н.Л.,с участием истцов: Поломожных С.А., Поломожных Н.А., Поломожных Е.С., Поломожных А.С., представителя истцов адвоката Тарасовой О.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истцов Солминой Т.Г., представителя администрации Кизеловского муниципального района Мочаловой Г.Б., рассмотрев гражданское дело по иску Поломожных С. А., Поломожных Н. А., Поломожных А. С. и Поломожных Е. С. к администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в нем в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, У С Т А Н О В И Л : Поломожных С.А., Поломожных Н.А., Поломожных Е.С., Поломожных А.С. обратились в суд с иском к администрации Кизеловского муниципального района о включении их семьи, состоящей из четырех человек, в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в нем в результате ведения горных работ и предоставлении их семьей социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, в избранном им для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. В судебном заседании истец Поломожных Н.А. настаивая на удовлетворении заявленных требованиях пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ года она, со своим сыном ФИО1 проживала со своими родителями по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году вышла замуж за Поломожных С. А., который проживал по адресу: <адрес> со своими родителями, ФИО4 и ФИО2, и сестрой ФИО3. С ДД.ММ.ГГГГ года она с сыном ФИО1, переехала в квартиру Поломожных С.А., где стали проживать, но зарегистрировались в квартире по <адрес>, только с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ г. в квартире по <адрес>, проживала их дочь Поломожных Е.. Их семья состояла в списках ТЭО на переселение из дома по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году на средства, предоставленные шахтой им.Ленина она с мужем купила квартиру по адресу: <адрес>. На тот момент квартира их устраивала, поскольку в ней был сделан косметический ремонт, и они не знали, что <адрес> находится на территории ведения горных работ. В ДД.ММ.ГГГГ г. из дома по <адрес> были переселены родители мужа, и его сестра, в трехкомнатную квартиру в <адрес>. В настоящее время в квартире по адресу: <адрес> жить стало не возможно. Коммунальные службы не надлежаще предоставляют коммунальные услуги холодного водоснабжения, и тепла. Дом по существу не обслуживается, в следствии чего, крыша дома протекает, в подвале сырость. В ДД.ММ.ГГГГ году им стало известно, что <адрес> находится на территории ведения горных работ шахты им.Ленина, и заключением ВНИМИ признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ. При обращении в администрацию Кизеловского муниципального района, в получении социальной выплаты по переселению из ветхо жилья им было отказано. Истцы Поломожных С.А., Поломожных Е.С. и Поломожных А.С. на удовлетворении заявленных требований настаивают, объяснения Поломожных Н.А. подтвердили полностью. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истцы уточнили требования представив письменное уточненное исковое заявление (л.д.66) которым просят, включить в списки граждан, проживающих в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности по адресу: <адрес>, и обязать Администрацию Кизеловского муниципального района предоставить социальную выплату в связи с проживанием по <адрес>. Представитель истцов, адвокат Тарасова О.В. заявленные требования поддержала по доводам истцов. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истцов Солмина Т.Г., объяснения Поломожных Н.А. подтвердила полностью. Представитель ответчика администрации Кизеловского муниципального района, считает, что истцы в 1999 году реализовали свое право на получение социальной выплаты, и повторного права уже не имеют, поскольку в 1999 г. администрацией шахты им.Ленина, произведена социальная выплата данной семье на покупку квартиры по <адрес>, после чего семья Поломожных была исключена из первоначального Списка граждан, подлежащих переселению. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства Энергетики Российской Федерации, и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истцов, ФИО4 и ФИО3, извещенных о времени и месте судебного заседания, и не представивших суду сведений о причинах неявки. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования истцов удовлетворению не подлежат. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля. Об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого, утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428 в редакции Постановлений Правительства РФ от 26.01.2006 N 44, от 29.04.2006 N 262, от 15.11.2006 N 688, от 14.11.2007 N 778, от 01.10.2008 N 734, от 27.01.2009 N 36, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодными для проживания, по критериям безопасности. Установлено, что приказом ОАО «Кизелуголь» №157 с 13 июня 1997 года прекращены горные работы на шахте имени Ленина в связи с ликвидацией шахты (л.д.34). Семья Поломожных в составе четырех человек, Поломожных С.А., Поломожных Н.А., Поломожных А.С. и Поломожных Е.С. были включены в Список пенсионеров и работников ликвидируемой шахты им.Ленина ОАО «Кизелуголь» проживающих в ветхих жилых домах находящихся на горных отводах (л.д.32). ДД.ММ.ГГГГ Поломожных С.А. и Поломожных Н.А. приобрели в собственность трехкомнатную <адрес> <адрес>, и были исключены из Списка граждан проживающих в ветхих жилых домах находящихся на горных отводах. Согласно условию пункта 3 договора купли-продажи квартиры (л.д.48) оплата по договору произведена администрацией шахты им.Ленина. Таким образом, суд считает, что истцами в 1999 году было реализовано право в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, за счет средств государственной поддержки. Доказательств в подтверждение довода, что квартира по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года была приобретена шахтой им.Ленина на собственные средства, а не на средства господдержки, истцами суду не представлено. Напротив, из представленных суду доказательств установлено, что работы по добыче угля на шахте им.Ленина были прекращены в июне 1997 года, в связи с принятием собственником шахты решения о ее ликвидации ввиду экономической нецелесообразности отработки угольных запасов шахты и отсутствия рынка сбыта угля по ценам на уровне существующих затрат (л.д. 30). Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Указанным Федеральным законом под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5). Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998 году, Правительство Российской Федерации специальными актами предусмотрело меры по переселению граждан из сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществлялось путем содействия гражданам в приобретении благоустроенного жилья. Суд считает, что именно такая мера социальной защиты и была оказана истцам в 1999 году. На дату предоставления истцам социальной выплаты в октябре 1999 года, переселение граждан из сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществлялось путем содействия гражданам в приобретении благоустроенного жилья, на основании подпункта «б» пункта 1 Перечня Мероприятий по реструктуризации угольной промышленности финансируемых за счет средств господдержки утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. N 1523 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. N 1026, от 16.10.1999 N 1177). Пунктом 3 названного Постановления Правительства было предусмотрено, что средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного самоуправления шахтерских городов и поселков. Довод истцов, что администрация шахты им.Ленина навязала сделку купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, не нашел своего подтверждения. Напротив из пояснений истцов следует, что при заключении сделки купли-продажи <адрес> представитель администрации отсутствовал, что подтверждается и договором купли-продажи. В пункте 4 договора истцы Поломожных указали, что претензий к качеству квартиры не имеют (л.д.48). Указанную сделку истцы не оспаривали. Из пояснений сторон, справки паспортиста (л.д.20) следует, что истцы с 2000 года и по настоящее время зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>. Таким образом суд считает, поскольку истцы в декабре 1999 года были переселены из жилого помещения по адресу: <адрес>, более 10 лет после переселения проживали в с принадлежащей истцам <адрес>, то они не имеют права на повторное переселение из жилого помещения по <адрес> в том числе по Правилам предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428. Повторного содействия государством, в переселении граждан из одного и того же ветхого жилья, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. То обстоятельство, что <адрес>, в котором истцы в настоящее время проживают, заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» в 2010 году был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не является само по себе основанием повторного предоставления истцам социальной выплаты по Правилам утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428, поскольку в <адрес>, на дату принятия решения о ликвидации шахты им Ленина не проживали и не были зарегистрированы. Доказательств, что еще в 1999 году приобретенное истцами жилое помещение в <адрес> было непригодно для проживания суду не представлено. Заключение о непригодности данного жилого дома ОАО «ВНИМИ» дано только в 2010 году, из которого не следует, что указанный дом был непригодным для проживания ранее 2010 года. Поскольку суд не находит оснований для повторного получения истцами социальной выплаты для приобретения жилья, то не имеется оснований для удовлетворения иска о их повторном включении в Списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Выбранный истцами способ защиты жилищных прав, не основан на законе. Защита гражданином своих прав в связи с причинением вреда его жилью в результате воздействия на него горных работ на ликвидированной угольной шахте возможна не только в рамках Постановления Правительства РФ от 13 июля 2005 г. №428, выбор эффективного способа защиты своих прав должен осуществляться самим гражданином в соответствии со ст.12 ГК РФ. Оценив совокупность собранных по делу доказательств, суд отказывает истцам в удовлетворении всех заявленных исковых требований. Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: в удовлетворении исковых требований Поломожных С. А., Поломожных Н. А., Поломожных А. С. и Поломожных Е. С. к администрации Кизеловского муниципального района о включении в списки граждан, проживающих в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности по адресу: Котовского, <адрес>, и предоставлении социальной выплаты в связи с проживанием по <адрес>, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: подпись. Верно. Судья А.А.Коваль Секретарь Н.Л.Горн