Дело № 2-378/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Мольковой Л.Н., с участием представителя истца Ларионова Д.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Холявина А.А., третье лицо Холявина Ж. Р., к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Холявина А.А., Холявину А. А. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности, и выделить на семью, состоящую из двух человек: Холявина А.А,, Холявиной А. А., социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. В судебное заседание истец Холявин А.А. не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает. В судебном заседании представитель истца Ларионов Д.В. исковые требования поддержал, пояснил, что квартира по <адрес> была предоставлена матери истца ФИО1 по ордеру в ДД.ММ.ГГГГ году на семью в составе: ФИО1 и сын Холявин А.А.. ДД.ММ.ГГГГ мать истца умерла. В ДД.ММ.ГГГГ году Холявину А.А. был выдан повторный ордер на жилое помещение по <адрес>. Истец зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Со слов Холявина А.А. дом по <адрес> разрушен 3-4 года назад. Истец стал проживать в гражданском браке с Ахметзяновой Ж. Р. по <адрес> в муниципальной квартире, которая была предоставлена ее матери ФИО2. Ахметзянова Ж.Р. была зарегистрирована по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ у Холявина А.А. и Ахметзяновой Ж.Р. родилась дочь Холявина А. А.. ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал брак с Ахметзяновой Ж.Р. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и Ахметзяновой Ж.Р. была предоставлена социальная выплата по <адрес>, на средства которой они приобрели квартиру по <адрес>. Истец с женой и дочерью стали проживать в <адрес> в данном жилом помещении. Дочь Холявина А.А. по согласию родителей ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по <адрес> по месту регистрации своего отца. В настоящее время истец работает и проживает в <адрес> с женой и дочерью, его жена продала свою долю в квартире по <адрес>. Считает, что истцу должна быть предоставлена социальная выплата, поскольку дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в настоящее время разрушен, на момент ликвидации шахты «Коспашская» в ДД.ММ.ГГГГ году Холявин А.А. имел регистрацию по <адрес>, сохраняет ее до настоящего времени, являлся членом семьи нанимателя жилого помещения, в последующем стал нанимателем квартиры и иного жилья не имеет жилого помещения. Социальная выплата должна быть предоставлена и на дочь Холявина А.А., так как родители ребенка определили место его жительства по месту регистрации отца и другого жилья у нее нет. В судебное заседание третье лицо Холявина Ж.Р. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщила, ходатайств не представила, ранее представляла заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает. В судебном заседании представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала в связи с отсутствием финансирования, но право истца на получение социальной выплаты не оспаривает, поскольку он является нанимателем жилого помещения по адресу <адрес>, имеет в нем регистрацию на момент ликвидации шахты «Коспашская», сохраняет ее до настоящего времени. Дом по адресу <адрес> согласно заключения Уральского филиала ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ признан ветхим, непригодным для проживании по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, в соответствии с Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности»; «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть, администрации Кизеловского муниципального района. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, квартира по адресу <адрес> была предоставлена ФИО1 по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на семью в составе: ФИО1, сын Холявин А.А, (л.д.11). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 43). ДД.ММ.ГГГГ Холявину А.А. был выдан повторный ордер на жилое помещение по <адрес> на состав семьи: Холявин А.А. (л.д. 12). Из справки о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете от ДД.ММ.ГГГГ видно, что по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в регистрации значилась бабушка истца ФИО3 (л.д. 16). Согласно свидетельству о смерти ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42). ДД.ММ.ГГГГ у истца и Ахметзяновой Ж. Р. родилась дочь Холявина А. А., что подтверждается свидетельствами о рождении ребенка и об установлении отцовства (л.д. 9, 10). ДД.ММ.ГГГГ Холявин А.А. и Ахметзянова Ж.Р. вступили в брак в <адрес>, что видно из копии паспорта гражданина РФ на его имя (л.д. 8). Ахметзянова Ж.Р.( после регистрации брака Холявина) проживала и была зарегистрирована по <адрес> в муниципальной квартире, которая предоставлялась ее матери ФИО2, что подтверждается договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что нанимателем квартиры является ФИО2, а ее дочь Ахметзянова Ж.Р. членом ее семьи (л.д. 44). ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и Ахметзянова Ж.Р., зарегистрированные по <адрес>, по договору купли-продажи приобрели в собственность квартиру по <адрес> за счет средств, предоставленных им на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств федерального бюджета, что подтверждается указанным договором. Холявина Ж.Р. зарегистрирована по <адрес> (л.д. 46), в настоящее время, как следует из пояснений представителя истца и сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, 1/2 доля в праве собственности на квартиру продана ею ДД.ММ.ГГГГ ФИО4. На основании акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес> признан непригодным для проживания, проведение ремонтно-восстановительных работ признано нецелесообразным (л.д. 13-14). Из заключенния Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им. 40 Лет ВЛКСМ (Коспашская)», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д.15). По приказу № 153 от 07.10.1996 года АООТ «Кизелуголь» все имущество до 18.11.1996 года ликвидированной шахты «Коспашская» передается шахте «им. 40-летия ВЛКСМ», при которой на базе шахты «Коспашская» создается соответствующий участок (л.д. 27-28). По приказу № 121 от 17.09.1998 года АООТ «Кизелуголь» филиал шахты им. 40- летия ВЛКСМ ОАО «Кизелуголь» ликвидирован (л.д. 26). По сведениям паспортиста истец зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, его дочь Холявина А.А.- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 16). По данным правовой регистрации Холявин А.А. и Холявина А.А. в приватизации не участвовали, собственниками недвижимости не числяться, права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ними не зарегистрированы, до по <адрес> разрушен, дата разрушения неизвестна (л.д. 17-18, 24). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец с дочерью имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 ( часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов. Истец просит предоставить социальную выплату на него и его несовершеннолетнюю дочь Холявину А.А. за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел в связи с тем, что дом, в котором он был зарегистрирован и проживал на момент ликвидации шахты «Коспашская», был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в настоящее время разрушен, место жительство ребенка было определено по согласию с его матерью по месту регистрации отца, в список на переселение они не включены. Суд считает, что Холявина А.А. следует включить в Список на переселение, поскольку на момент ликвидации шахты «Коспашская», являющейся участком шахты «40-летия ВЛКСМ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, он проживал и был зарегистрирован по адресу <адрес> в доме, который в установленном порядке признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, в настоящее время разрушенном, являлся членом семьи нанимателя жилого помещения, в последующем сам стал нанимателем квартиры, сохраняет регистрацию на жилой площади по настоящее время, иного жилья не имеет, поэтому имеет право на получение социальной выплаты. Из пункта 2 ст. 20 ГК РФ следует, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, проживающих вместе с родителями, также должна осуществляться по месту жительства их законных представителей, так как наличие права пользования жилым помещением служит предварительным условием регистрации гражданина по месту жительства. При этом, Закон № 5242-1 не содержит ограничений в части регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства родителей или одного из них. Данный вывод подтверждается и пунктом 2 ст. 54 СК РФ, предусматривающим, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой связи, регистрация производится по выбору самих родителей. Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что несовершеннолетняя Холявина А.А. имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, ее регистрация по <адрес> после ликвидации шахты «Коспашская» не лишает ее права на включение в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, и получения социальной выплаты в составе семьи нанимателя квартиры Холявина А.А., поскольку родители ребенка по обоюдному согласию определили его место жительства- по месту регистрации отца, и иного жилья у нее не имеется, поэтому ее право на получение социальной выплаты должно быть защищено судом. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу. Суд считает, что семья Холявина А.А. вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении. Истцу следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с учетом двух членов семьи с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек 42 кв.метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Таким образом, суд удовлетворяет требования истца, Холявина А.А. и Холявину А.А. следует включить в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел. Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Холявина А.А,, Холявину А. А. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату на семью, состоящую из двух человек: Холявин А.А., Холявина А. А., для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения семьи, состоящей из двух человек: Холявин А.А,, Холявина А. А., в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий