о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты (2-421/2012)



Дело № 2-421/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Мольковой Л.Н.,

с участием истца Орлова И.В. и его представителя адвоката Тарасовой О.В., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Орлова И. В. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

        Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении Орлова И. В. в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района предоставить семье, состоящей из одного человека: Орлова И. В., социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, в избранном им для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

        В судебном заседании Орлов И.В., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснил, что дом по <адрес> принадлежал его отцу ФИО1 и его матери ФИО6. ДД.ММ.ГГГГ его отец умер. После его смерти в наследство вступила ФИО6 и он. ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать, в наследство после ее смерти никто не вступал. В доме по <адрес> также были зарегистрированы его брать ФИО2 и ФИО3 и сестра ФИО4. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 купил дом по <адрес>, снялся с регистрационного учета по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ он умер, детей у него не было. Его брат ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ году уехал жить в <адрес>, учился там, сведений о его местонахождении не имеется, <...>. Его сестра ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ году вышла замуж за ФИО13, в ДД.ММ.ГГГГ году у них родилась дочь ФИО5. В ДД.ММ.ГГГГ году сестра с дочерью снялись с регистрационного учета по <адрес>. После расторжения брака ФИО14 сожительствовала с ФИО25, поэтому в ДД.ММ.ГГГГ году зарегистрировалась в его доме по <адрес>. Впоследствии она вступила в брак с ФИО9, который был зарегистрирован по <адрес>, затем снялся с учета в связи с предоставлением ему квартиры по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ его сестра умерла. По адресу <адрес> ФИО9, ФИО5 и еще четверо детей сестры получили социальную выплату, заключили договор долевого участия в строительстве. Считает, что имеет право на предоставление ему социальной выплаты, поскольку по <адрес> зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, другого жилья у него нет. В ДД.ММ.ГГГГ году дом был разрушен и он временно проживает <адрес>.

В судебном заседании представитель истца адвокат Тарасова О.В. исковые требования поддержала, пояснила, что истец проживал и зарегистрирован по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Он является собственником 1/2 доли жилого помещения по данному адресу, собственником другой 1/2 доли является его мать ФИО6, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о смерти. Согласно справки ГУП «ЦТИ Пермского края» Александровский филиал от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес> разрушен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты им. Ленина, в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Истец иного жилого помещения не имеет, что подтверждается представленной справки из ГУП «ЦТИ Пермского края» и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений. Он неоднократно обращался в администрацию Кизеловского муниципального района за реализацией своих прав на получение социальной выплаты, но ему было отказано. Считает, что истец имеет все правовые основания для получения социальной выплаты на основании Постановлений Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года и № 428 от 13.07.2005 года, а также Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308, поскольку на момент принятия решения о ликвидации шахты он проживал и были зарегистрирован в жилом доме, который признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Его право на переселение из жилья, которое стало непригодным для проживания в нем по причине ведения горных работ, нарушено, ему не предоставили социальную выплату, предусмотренную действующим законодательством для переселения их ветхого жилого фонда, расположенного на территории подземных горных работ. Кроме этого, в настоящее время истец вынужден проживать у посторонних людей, поскольку своего жилья у него нет, его собственность пришла в непригодное состояние по причине ведения горных работ. Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

        Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, право истца не оспаривает, но исковые требования не признает, поскольку социальная выплата будет предоставлена при поступлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Истец является собственником жилого помещения по адресу <адрес>, имеет в нем регистрацию на момент ликвидации шахты «им. Ленина», сохраняет ее до настоящего времени. Дом по <адрес> подвергался дополнительному обследованию. Согласно заключению Уральского филиала ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ дом по указанному адресу признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

       Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

       Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

       Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

        В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

       Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

       Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

        Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ наследниками умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являются по одной второй доле каждый жена ФИО6 и сын Орлов И. В.. Наследственное имущество состоит из жилого дома с постройками по <адрес>. Данный дом принадлежит наследодателю ФИО1 на праве личной собственности на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, удостоверенного Кизеловской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ, № по реестру и справке Бюро технической инвентаризации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). ФИО16 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.9). Из информации технической инвентаризации на объекты капитального строительства, расположенных на территории Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на домовладение зарегистрировано за истцом и его матерью в Бюро технической инвентаризации г. Кизел (л.д. 10). Как следует из домовой книги прописки граждан по <адрес> в регистрации значились: ФИО2, ФИО3, ФИО4. Как пояснил в судебном заседании истец, это его братья и сестра. ФИО3 снялся с учета по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, убыл на <адрес>. Как следует из пояснений истца, его брат купил дом по данному адресу, где и умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о смерти. Как показал в судебном заседании истец, его брат ФИО3 в 1991 году уехал на постоянное место жительства в <адрес>, более о себе вестей не подавал. Из домовой книги видно, что ФИО4 в связи с вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ стала ФИО23, по <адрес> также была зарегистрирована ее дочь ФИО5. Сестра истца с дочерью снялись по данному адресу ДД.ММ.ГГГГ, убыли на <адрес>. Как пояснил в судебном заседании истец, ФИО14 с дочерью зарегистрировались в доме ее сожителя Малахова. По домовой книге в регистрации по <адрес> в регистрации значился ФИО9, который ДД.ММ.ГГГГ снялся с учета, убыл на <адрес>. Как пояснил в судебном заседании истец ФИО9 является вторым мужем его сестры ФИО14 ФИО24 была предоставлена квартира по <адрес>, куда он переехал жить с ФИО14 и ее дочерью ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 умерла, что подтверждается справкой о смерти. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, ФИО18, ФИО5, ФИО19, ФИО20, ФИО20, ФИО21, ФИО22 за счет средств социальной выплаты, выделенной семье по адресу <адрес>, приобрели по договору купли-продажи квартиру по <адрес>, что подтверждается данным договором.

          По приказу № 157 от 13.06.1997 года Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» шахта «им. Ленина» ликвидирована с 16.07.1997 года (л.д. 19). Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им. Ленина», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 11). Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала «ГУП Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> разрушен (л.д. 10). По сведениям паспортиста истец зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 13).

            По данным правовой регистрации Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Орлов И.В. ранее в приватизации не участвовал и приватизированного жилья в г. Кизеле не имеет, права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ним не зарегистрированы (л.д.12, 14).

           Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец имеет право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.         

           В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

          Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты (п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза). Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

         Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения.

         Истец просит предоставить ему социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел в связи с тем, что дом, в котором он зарегистрирован и проживал, находится на горном отводе, непригоден для проживания по критериям безопасности, в настоящее время разрушен. В Список на переселение он не был включен.

          Суд считает, что Орлова И.В. следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты «им. Ленина», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, он был зарегистрирован и проживал в доме по адресу <адрес>, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, является собственником доли в праве собственности на домовладение, которое в настоящее время разрушено, сохраняет регистрацию на жилой площади, и иного жилья не имеет.

          Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу.

          Суд считает, что Орлов И.В. вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать ему в переселении.

         Истцу следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, должна составлять на одного человека 33 кв.метра.

          Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

          Таким образом, суд удовлетворяет требования истца, его следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел.

          Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

          Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Орлова И. В. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

          Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Орлову И. В. социальную выплату на одного человека Орлова И. В. для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения Орлова И. В. в избранный им для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

           Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

          Председательствующий