Дело № 2-410/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В., при секретаре Мольковой Л.Н., с участием истца Щукиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Щукиной А. Г. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты, у с т а н о в и л : Истица обратилась в суд с иском к ответчику об обязании включить в список граждан для переселения Щукину А. Г. и предоставить социальную выплату на семью из одного человека для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В судебном заседании истица Щукина А.Г. на исковых требованиях настаивает, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году по ордеру ей предоставили квартиру по <адрес> на семью: она и ее дочь ФИО1. По данному адресу она была зарегистрирована со дня получения паспорта, точно не помнит, но раньше чем получила ордер на жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ она переехала в <адрес>, так как в доме было невозможно проживать. До этого ее дочь переехала в <адрес>, так вышла замуж за ФИО6. У ее дочери есть квартира по <адрес>, она помогла ей ДД.ММ.ГГГГ купить жилое помещение по <адрес>. Она зарегистрирована и проживает по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Просит предоставить ей социальную выплату по <адрес>. Считает, что социальная выплата должна быть предоставлена, так как другого жилья она не имеет, дом, в котором она проживает, будет снесен. Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает, что исковые требования не признает. Истица является собственником жилого помещения по адресу <адрес>, имеет регистрацию в нем с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Дом по адресу <адрес> согласно заключению Уральского филиала ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В соответствии с пунктом 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. При этом в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Поскольку факт регистрации истицы по <адрес> на момент ликвидации шахты «Ленина» отсутствует, то Администрация Кизеловского муниципального района право Щукиной А.Г. оспаривает. Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил. Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади. Как следует из материалов дела и установлено судом, Щукиной А. Г. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение по адресу <адрес> на состав семьи: наниматель Щукина А.Г., дочь ФИО1 (л.д.7). На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истца приобрела в собственность квартиру по <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ ею получено свидетельство о государственной регистрации права, что также подтверждается сведениями Александровского филиала ГУП «Цент технической инвентаризации Пермского края» (л.д. 8-9, 11). По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> следует признать подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку он претерпел под влиянием горных работ деформации более допустимых (предельных) показателей деформации, что негативно отразилось на его общем состоянии и привело к аварийному состоянию здания (л.д.17-21). Согласно приказу Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизеуголь» № 157 13.06.1997 года шахта «им. Ленина» ликвидирована с 16.06.1997 года (л.д. 16). По сведениям паспортиста, что также видно из паспорта гражданина РФ на имя истицы, Щукина А.Г. зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 12, 6). Согласно сведениям Отделения УФМС России по Пермскому краю в г. Александровск истца значилось зарегистрированной по месту жительства по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29). Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истица право на предоставление социальной выплаты не приобрела и оснований для ее включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставлении социальной выплаты не имеется. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) является актом управомоченного органа государственной власти Министерства энергетики РФ, которое является главным распорядителем средств господдержки на реализацию программ местного развития. Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) в редакции приказов Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 года № 308 и от 27.06.2002 года № 194 является действующим, по заключению Министерства юстиции РФ в государственной регистрации не нуждается, следовательно, вводится в действие с даты его утверждения и устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данным актом. Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Истица просит предоставить социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел на семью состоящую из одного человека, в связи с тем, что она является собственником квартиры по <адрес>, зарегистрирована и проживает в ней по настоящее время, дом по <адрес> находится на горном отводе и непригоден для проживания по критериям безопасности. В Список на переселение она не была включена. Судом с достоверностью установлено, что на момент ликвидации шахты «им. Ленина» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Щукина А.Г. в жилом помещении по <адрес> в доме, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и подлежащим сносу, не проживала, регистрации на жилой площади не имела, проживала и была зарегистрирована в муниципальной квартире по <адрес>, приобрела в собственность жилое помещение по <адрес>, вселилась в него и зарегистрировалась на жилой площади после ликвидации организации угольной промышленности, поэтому у нее не возникло право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе. К тому же, истцом представлены только сведения из ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» о том, что она является собственником квартиры по <адрес>, сведений же о том, участвовала ли она ранее в приватизации, является собственником другого частного либо кооперативного жилья, о наличии или отсутствии зарегистрированных за ней прав на объекты иного недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не представлено, что в полной мере не дает возможности полагать, что она не имеет других жилых помещений и нуждается в средствах государственной поддержки в виде социальной выплаты. Признание жилого помещения ветхим в соответствии с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ безусловно является основанием для улучшения жилищных условий, но в ином порядке, по договору социального найма. Действующее законодательство, регулирующее программу по переселению из сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не предусматривает таких оснований. Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку истца на момент ликвидации объекта угольной промышленности шахты «им. Ленина» не проживала и не была зарегистрирована в доме по <адрес>, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, то у нее не возникло право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, следовательно, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Отказать Щукиной А. Г. в иске к Администрации Кизеловского муниципального района о включении Щукиной А. Г. в список граждан на переселения и предоставлении социальной выплаты на семью из одного человека для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий. подпись Верно.Судья Т.В.Митракова <...>