о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, признанным непригодным для проживания по критериям безопасности и обязании выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения (2-427/2012)



Дело № 2-427/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Лесниковой Е.А.,

при секретаре Мольковой Л.Н.,

с участием истцов: Ахметова Р.В., паспорт; Ахметова Р.Р., паспорт,

представителя истцов: Ларионова Д.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт,

представителя ответчика: Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Ахметова Р. В., Ахметова И. Р., Ахметова Р. Р. к Администрации Кизеловского муниципального района

третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации

о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, признанным непригодным для проживания по критериям безопасности и обязании выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Ахметов Р. В., Ахметов И. Р., Ахметов Р. Р. обратились в Кизеловский городской суд Пермского края с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований) к администрации Кизеловского муниципального района об обязании включить в список граждан, проживающих в ветхом жилье, признанным непригодным для проживания по критериям безопасности и обязании выделить социальную выплату на семью, состоящую из трех человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

В судебном заседании истец Ахметов Р.Р. исковые требования, изложенные в заявлении, поддерживает в полном объеме. Поясняет, что на дату принятия решения о ликвидации шахты, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, собственником жилого помещения по адресу: <адрес> была его мать - ФИО1. Вместе с родителями и братьями на дату принятия решения о ликвидации шахты (ДД.ММ.ГГГГ) проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. После смерти матери наследниками, принявшими наследство по закону, значатся: Ахметов Р.В. и Ахметов И.Р. Истец поясняет, что вместе с братом ФИО2 отказались от принятия наследства. Не отрицает, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал и был зарегистрирован <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал и был зарегистрирован <адрес>. ОУФМС России по Пермскому краю в г. Кизеле зарегистрирован по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Считает себя членом семьи, что может подтвердить отец. Ссылается на постоянное оказание помощи своему отцу, а также на отсутствие собственного жилья. Считает, что он не утратил право на получение социальной выплаты, так как на момент ликвидации шахты проживал по адресу: <адрес>, но был вынужден выехать из города Кизела из-за отсутствия работы. Не отрицает о наличии в собственности земельного участка в <адрес>

Истец Ахметов Р.В. просит удовлетворить исковые требования. Поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении. Считает, что вместе с сыновьями (Ахметовым И.Р., Ахметовым Р.Р.) имеет право на получение социальной выплаты. Поддерживает пояснения Ахметова Р.Р., считает его членом семьи. Указывает, что в дальнейшем намерен проживать с сыном Ахметовым Р.Р.      

Истец Ахметов И.Р. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает. Ссылается на представление его интересов представителем по доверенности Ларионовым Д.В.

Представитель Ларионов Д.В. требования истцов поддерживает в полном объеме. Поясняет, что истцы имеют право на получение социальной выплаты. Ахметов Р.В. и Ахметов И.Р. право на получение социальной выплаты не утратили, так как проживали и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Ахметов Р.Р. вынужден был выехать за пределы города Кизела в связи с отсутствием работы. Считает, что Ахметов Р.Р. имеет право на получение социальной выплаты, так как проживал по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты им. Ленина.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. право Ахметова Р. В. и Ахметова И. Р. на предоставление социальной выплаты не оспаривает. Не признает право Ахметова Р. Р. на получение     социальной выплаты. Ссылается на продолжительное отсутствие Ахметова Р.Р. на территории г. Кизел, регистрацию в <адрес>, наличие в собственности земельного участка в <адрес>, а также на отсутствие надлежащих доказательств того, что он является членом семьи Ахметова Р.В. и Ахметова И.Р.

Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Данные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела по существу в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7 ч. 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Федеральный закон от 20.06.1996 г. №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (далее по тексту - Федеральный закон №81-ФЗ) определяет основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области.

Федеральный закон №81-ФЗ под реструктуризацией угольной промышленности предусматривает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона №81-ФЗ финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке); перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. за №840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона №81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. за №428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ №778 от 14.11.2007 г.) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 г. №308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены: планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности; подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома; заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника (нанимателя).

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 г.г., утвержденных приказом №177 Минэнерго России от 27 июля 2006 г., предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

Из материалов дела следует, что шахта им. Ленина ОАО «Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 г., что подтверждается приказом о ликвидации филиала шахты им. Ленина №157 от 13.06.1998 г. (л.д. 38).

На дату принятия решения о ликвидации шахты собственников жилого бревенчатого дома, находящегося по адресу: <адрес> являлась ФИО1, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом Кизеловского городского нотариального округа ДД.ММ.ГГГГ по реестру (л.д. 13). Гражданка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 14).

Как следует из письма о ДД.ММ.ГГГГ нотариуса Кизеловского нотариального округа в нотариальной конторе имеемся      наследственное дело . Наследниками, принявшими наследство по закону, значатся: Ахметов Р.В., Ахметов И.Р. Также из письма следует, что в наследственном деле имеются заявления о непринятии наследства Ахметовым Р.Р. и ФИО2 (л.д. 46).

На основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности (доля в праве 1/2 ) на объект права: дом, назначение: <...>, инв. , адрес объекта: <адрес> принадлежит Ахметову Р. В. (л.д. 16), Ахметову И. Р. (л.д. 17).

Согласно сведений о регистрации в жилом доме по адресу: <адрес> следует, что Ахметов Р. В. значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 28);

Ахметов И. Р. значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л. д. 28). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ахметов И.Р. был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 84);

Ахметов Р. Р. значился в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 87). В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88) Ахметов Р.Р. проживал и был зарегистрирован <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал и был зарегистрирован <адрес> (л.д. 83). Из представленной в материалы дела копии паспорта следует, что ОУФМС России по Пермскому краю в г. Кизеле Ахметов Р.Р. вновь зарегистрирован по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

На основании справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» износ жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет % (л.д. 18).

Из заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здание было подвержено вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты им. Ленина, в результате чего испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 30).

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы Ахметов Р. В. и Ахметов И. Р. имеют право на выделение социальной выплаты, поскольку они были зарегистрированы и проживали в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахты им. Ленина, в данном доме проживают по настоящее время, являются собственниками жилого дома.

В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом данные обстоятельства должна быть в совокупности.

Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО «ВНИМИ».

Как следует из приложенной к заявлению справки от ДД.ММ.ГГГГ Кизеловского отдела АФ ГУП ЦТИ Пермского края по данным правовой регистрации гражданин Ахметов Р. Р. приватизированного жилья в г. Кизеле Пермского края не имеет, ранее в приватизации не участвовал. Проверка проводилась по данным ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 89). Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что информация о правах Ахметова Р.Р. на имеющиеся у него объекты отсутствует.

Между тем, в материалы дела не представлены сведения, их которых возможно установить факт того, что гражданин Ахметов Р.Р. действительно не приобрел (независимо от форм собственности) жилое помещение в ином субъекте Российской Федерации. Доказательств такого суду не представлено.

Кроме того, истцом Ахметовым Р.Р. не оспаривается, что он имеет на праве собственности земельный участок, категория земель: <адрес>.

Довод истца Ахметова Р.Р. о том, что он является членом семьи Ахметова Р.В. и Ахметова И.Р. не может быть принят судом во внимание.

Судом бесспорно установлено, что гражданин Ахметов Р.Р. на протяжении более 15 лет не значился в регистрации г. Кизел, поскольку был зарегистрирован, проживал и работал в <адрес>, а значит не мог проживать совместно с собственниками жилого дома.

Суд считает, что истец Ахметов Р.Р., выехав из жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности и снявшись с регистрационного учета, утратил право на получение социальной выплаты.

Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам Ахметову Р.В. и Ахметову И.Р.

Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета двух членов семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек - 42 квадратных метра.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Ахметова Р. В., Ахметова И. Р. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить на семью, состоящую из двух человек: Ахметова Р. В., Ахметова И. Р. социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Отказать Ахметову Р. Р. в удовлетворении исковых требований к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье и подлежащих переселению по критериям безопасности в результате ведения горных работ и обязании выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий. подпись

Верно. Судья                                                                                                      Е.А.Лесникова

Секретарь                                                                                                            Л.Н.Молькова