о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (2-452/2012)



Дело № 2-456/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Новиковой О.Н.,

с участием       истца Еремина Ф.В.,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Еремина Ф. В. и Еремина В. Ф. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

       Истцы обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на двух членов семьи для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.

         В судебном заседании истец Еремин Ф.В. на удовлетворении требований настаивает, пояснил, что квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ему в ДД.ММ.ГГГГ году на четырех членов семьи. Кроме его в состав семьи были включены жена и двое детей. На день ликвидации шахты имени Ленина в квартире проживали и были зарегистрированы он и жена, которая умерла в ДД.ММ.ГГГГ году.     Сын уехал из города Кизела со своей семьей в ДД.ММ.ГГГГ году, в настоящее время проживает в <адрес>, там работает, своего жилья не имеет. Дочь проживает в городе <адрес>, имеет жилое помещение в собственности. В настоящее время в квартире по адресу: <адрес> кроме него зарегистрированы его сын с ДД.ММ.ГГГГ года и ФИО3, которая на получение социальной выплаты не претендует. Ему известно, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, поэтому считает, что они с сыном имеют право на получение     социальной выплаты на двух членов семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела.

       Истец Еремин В.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

               Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. иск не признала, право истца Еремина Ф.В. на выделение социальной выплаты не оспаривает, так как истец является собственником жилого помещения признанного не пригодным для проживания по критериям безопасности, имел регистрацию в жилом помещении на момент ликвидации шахты, сохранил регистрацию по настоящее время. Считает, что истец Еремин В.Ф. право на получение социальной выплаты не приобрел, так как в ветхом жилом помещении на момент ликвидации шахты не проживал, был не зарегистрирован. Членом семьи собственника жилого помещения не является.     

     

           Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

       Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя Министерства энергетики РФ, поскольку данные лица надлежащим образом извещены о времени и мес те рассмотрения дела, о чем имеются расписки.

        Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

    Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

     В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

        Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 63). Согласно ордера серии от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> была предоставлена Еремину Ф. В. на состав семьи из четырех человек. Кроме основного квартиросъемщика, в состав семьи были включены жена- ФИО1, умершая ДД.ММ.ГГГГ и двое детей: сын - В. и дочь ФИО1. ( л.д. 18-19). Согласно свидетельства о государственной роегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира находится в совместной собственности Еремина Ф.В. и ФИО1 на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан

( л.д. 25). Из сведений о регистрации ( л.д. 8-12, 31) Еремин Ф.В. зарегистрирован по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Еремин В.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП

« Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, имеет физический износ % на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 26, 30). Согласно заключения Уральского филиала ОАО« ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным по критериям безопасности и подлежащим сносу, поскольку фактическая величина деформации строения 4,0 ед. превышает допустимую величина деформации 3,0 ед. ( л.д. 64-67).

     Судом также с достоверностью установлено, что истец Еремин В.Ф., на момент ликвидации шахты имени Ленина, 16 июня 1997 года, в жилом помещении по адресу: <адрес>6 <адрес> не проживал, в регистрации в нем не значился, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года вместе с семьей проживает за пределами города Кизела, работает в <адрес>, что подтверждается представленной трудовой книжкой ( л.д. 37-43). Согласно договора коммерческого найма жилого помещения и предоставления коммунальных, иных услуг по обслуживанию и ремонту жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Еремину В.Ф. и членам его семьи в связи с трудовыми отношениями с <...>

<...> предоставлено изолированное жилое помещение для проживания по адресу: <адрес> общей жилой площадью кв.м., состоящее из двух комнат сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Договор найма подлежит досрочному расторжению по требованию наймодателя, в случае прекращения нанимателем трудовых отношений с наймодателем ( л.д. 44-47).

Кроме того, в материалах дела имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ из МУП ВРЦ паспортного отдела, из которой видно, что по адресу: <адрес> зарегистрированы жена истца ФИО4 и мын ФИО5

( л.д. 48).

                    Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец Еремин Ф.В. имеет право на выделение социальной выплаты, истец Еремин В.Ф. не может      быть отнесен к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

      В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

        Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».

    Судом было установлено, что истец Еремин Ф.В., является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, имеет в указанной квартире регистрацию на момент ликвидации шахты имени Ленина, на ДД.ММ.ГГГГ года, проживает и сохранил регистрацию по настоящее время. Жилой дом по адресу: <адрес> признан в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности. Данное жилое помещения для истца является постоянным и единственным местом проживания.

     Поскольку Еремин Ф.В. проживает в жилом помещении непригодном для проживания по критериям безопасности и другого жилья не имеет, то он имеет право на финансовую помощь государства для приобретения другого жилого помещения и это право истца должно быть судом защищено.

            Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу.

        Еремину Ф.В. следует предоставить социальную выплату из расчета на одного члена семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного члена семьи - 33 кв. м.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

      Как было указано судом ранее, истец Еремин В.Ф. не может      быть отнесен к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности.

Моментом возникновения права на получение социальной выплаты является дата ликвидации предприятия угольной промышленности, в данном случае - ДД.ММ.ГГГГ.

          В судебном заседании было установлено, что на момент ликвидации шахты имени Ленина Еремин В.Ф. в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности не проживал, в нем был не зарегистрирован, проживал и проживает за пределами города Кизела, членом семьи собственника не являлся и не является, так как имеет свою семью. Оформив в ДД.ММ.ГГГГ года регистрацию в указанном жилом помещении,     фактически в нем не проживает, жилым помещением не пользуется, имеет жилое помещение по договору коммерческого найма.

      При таких обстоятельствах, суд считает, что истец Еремин В.Ф. не приобрел право на социальную выплату, жилое помещение по адресу: <адрес> не является для него постоянным и единственным местом для проживания. Регистрация в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, после ликвидации шахты, без фактического в нем проживания не имеет правового значения для предоставления истцу социальной выплаты.

        Таким образом, суд считает, что истцу Еремину В.Ф. следует отказать в удовлетворении его требований о предоставлении ему средств социальной защиты.

                           Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Еремина Ф. В. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

    Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Еремину Ф. В. социальную выплату на семью, состоящую из одного человека, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

         В иске     Еремина В. Ф. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения     отказать.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья:                                                                                      подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                                     Н.Н. Рылова

Секретьарь:                                                                          О.Н. Новикова