Дело № 2- 98/2011 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
с участием истцов Ожигановой Ф.А., Ожигановой М.С., Ожиганова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Ожигановой Ф.А., Ожигановой М.С. и Ожиганова М.С. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их семьи в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на состав семьи из трех человек для приобретения жилья взамен ветхого за пределами города Кизела.
В судебном заседании истцы на удовлетворении своих требований настаивают, пояснили, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал ранее бабушке мужа Ожигановой Ф.А.- ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. После смерти собственника дома никто в права наследования не вступал и только в ДД.ММ.ГГГГ году в права наследования вступила Ожиганова М.С., с ДД.ММ.ГГГГ она является собственником данного жилого дома. На день ликвидации шахты они все были зарегистрированы по данному адресу и в доме проживали, живут и зарегистрированы по настоящее время. Другого жилого помещения не имеют. Жилой дом по вышеуказанному адресу является ветхим, находится на горном отводе, поэтому считают, что они имеют право на получение социальной выплаты.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, направила письменный отзыв, из которого следует, что право истцов на переселение Администрация района не оспаривает, однако, исковые требования не признает, указав, что социальная выплата семье истцов будет предоставлена в случае поступления финансовых средств на цели переселения. В соответствии с пунктами 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года и Эталона проекта ликвидации шахт и разрезов переселению подлежат граждане, проживающие в ветхих домах, непригодных для проживания по критериям безопасности. Социальная выплата предоставляется на основании составленных на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органом местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Основанием включения в список на переселения является также заключение уральского филиала ОАО
« ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Не отрицает, что заключением от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Министерства энергетики Российской Федерации.
Выслушав пояснения истцов, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Ожигановой Ф.А.., Ожигановой М.С., Ожиганова М.С. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.
Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.30). Собственником жилого дома по адресу : <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является Ожиганова М.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 10). Из справок ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края»
( л.д.19 ) физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, составлял №% на дату обследования ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного акта и заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания, имеет износ на ДД.ММ.ГГГГ год №%, капитальному ремонту и реконструкции не подлежит ( л.д.13-15).
Как следует из представленных сведений о регистрации в жилом доме по вышеуказанному адресу ( л.д. 7-9, 20, 26-29 ) Ожиганова Ф.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истица Ожиганова М.С. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Ожиганов М.С. значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Согласно заключения Уральского филиала ОАО
« ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку величина его деформации при допустимой 8,0 единиц составляет фактическую величину 14,0 единиц. ( л.д.31-35).
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.
Судом было установлено, что собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Ожиганова М.С., вместе с ней в доме проживали и проживают члены ее семьи Ожиганова Ф.А. и Ожиганов М.С. Истцы проживали и были зарегистрированы в указанном доме на день ликвидации шахты, сохранили регистрацию в нем по настоящее время, жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Для истцов указанное жилое помещение является постоянным и единственным местом жительства.
При таких обстоятельствах, суд считает, что право истцов на включение в список на переселение и выделение социальной выплаты является не оспаримым. Не оспаривает право истцов на финансовую помощь от государства на переселение и представитель Администрации Кизеловского муниципального района.
По мнению суда, отсутствие финансирования и денежных средств у ответчика на данные цели в настоящее время не является основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку изменений в нормативно-правовые акты, регулирующих выделение социальных выплат на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, не внесены, поэтому доводы представителя ответчика в этой части суд отвергает и считает несостоятельными.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.
Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета трех членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из трех человек- по 18 квадратных метра на каждого.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Ожиганову Ф.А., Ожиганову М.С. и Ожиганова М.С. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Ожигановой Ф.А., Ожигановой М.С. и Ожиганова М.С. в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.Н. Григорьева