Дело № 2- 94/2011Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
с участием истцов Маракулина В.А., Маракулиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Маракулина В.А. и Маракулиной Е.А. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Маракулин В.А. и Маракулина Е.А. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на двух членов семьи для приобретения жилья взамен сносимого, мотивируя свои требования тем, что жилой дом, в котором они проживали до ДД.ММ.ГГГГ года, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> был подвержен влиянию горных работ, в настоящее время разрушен, работы в городе Кизеле нет, они вынуждены были выехать в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>, где они сейчас работают и проживают, снимая жилье.
В судебном заседании истцы на удовлетворении иска настаивают, пояснили, что квартира по адресу: <адрес> <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году была предоставлена их отцу ФИО1 на состав семьи из шести человек. В указанном жилом помещении они проживали до ДД.ММ.ГГГГ года, затем дом стал рушиться, и они вынуждены были выехать из него. Отец приобрел дом по <адрес> <адрес>, где проживал с матерью. Дети проживали по разным адресам без регистрации. В настоящее время их родители умерли, отец умер в ДД.ММ.ГГГГ году, мать в ДД.ММ.ГГГГ году, по вышеуказанному адресу остались зарегистрированными только они- Маракулин В.А. и Маракулина Е.А.. Поскольку в городе не было работы, они в ДД.ММ.ГГГГ году выехали в <адрес>, с этого времени там работают, снимают квартиры, проживают по месту своих сожителя и сожительницы, другого жилья не имеют. Считают, что жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> находится на горном отводе, а потому они имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами <адрес>, в <адрес>.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил письменный отзыв, из которого следует, что с исковыми требованиями истцов <адрес> не согласна, указал, что в списке ТЭО по шахте имени Ленина семья Маракулиных, проживающая по адресу: <адрес> <адрес> не значится. Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденным приказом Минэнерго России от 27 июля 2006 года № 177, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахты.
В целях наиболее полного освоения выделенных средств Администрация Кизеловского муниципального района в настоящее время проводит корректировку списка граждан путем включения в него граждан взамен выбывших ( умерших, выехавших), зарегистрированных в ветхом жилищном фонде, прошедшем экспертизу по оценке влияния горных работ. Обязательными условиями формирования списка является -факт регистрации и фактического проживания гражданина на момент принятия решения о ликвидации объекта угольной отрасли-шахты в жилом помещении, которое по заключению ОАО «ВНИМИ» признано ветхим, не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а также факт наличия у гражданина ( собственника или нанимателя) всех правоустанавливающих документов на жилое помещение. Решение о ликвидации шахты имени Ленина принято ДД.ММ.ГГГГ. На данный момент времени жилой дом, в котором истцы зарегистрированы, был разрушен и истцы фактически не проживали в данном жилом помещении.
Кроме того, на жилое помещение, по адресу: <адрес> <адрес> имеется заключение ОАО « ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому указанный дом пришел в негодность и был разрушен в силу физического износа.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица- Министерства энергетики РФ.
Выслушав пояснения истцов, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 28).
Из представленного ордера № серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> предоставлено ФИО1 на шесть членов семьи, в том числе в состав семьи основного квартиросъемщика включены и истцы- Маракулин В.А. и Маракулина Е.А. ( л.д.8). Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП
« Центр технической инвентаризации» жилой дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки разобран, время его разрушения установить невозможно. Из справки ЖЭУ № дом разобран в ДД.ММ.ГГГГ году ( л.д. 9, 15).
Как следует из представленных сведений с места жительства истцов Маракулин В.А. зарегистрирован по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, Маракулина Е.А. зарегистрирована с 07.12. 2001 ( л.д. 6-7, 15).
Представленные истцами документы: копии трудовых книжек, ордера на вселение и справки Управления муниципальным жилищным фондом города Перми ( л.д. 13-16, 26-27, 11) подтверждают, что истцы действительно имеют место работы в городе Перми, проживают в квартирах, собственниками или нанимателями которых они не являются.
Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома <адрес>, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> расположена на участке № шахты имени Ленина. Жилая застройка на этом участке расположена в лежачем боку отработанных пластов шх. Имени Ленина с углами падения не более 40-50 градусов, опасные сдвижения в лежачем боку крутопадающих пластов в Кизеловском бассейне в соответствии с Правилами охраны …1998 <адрес> при углах падения пластов более 60 градусов. Жилая застройка на данном участке, в основном, испытала незначительные по величине деформации не более 2-3 мм/м ( менее допустимых показателей деформаций). Наибольшие деформации испытали жилые дома по <адрес> порядка 5,0-6,5 мм/м, расположенные в зоне влияния горных работ 1952-1962 гг. шх. Имени Ленина.. Из приложения к заключению 1 следует, что жилой дом по <адрес> претерпел фактические деформации 2,0 ед. при допустимой деформации 7,0 ед. ( л.д.29-34).
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы не могут быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, учитывая, что данная мера социальной помощи носит целевой характер.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».
Судом было установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> был разрушен в ДД.ММ.ГГГГ году, на дату ликвидации шахты имени Ленина, на ДД.ММ.ГГГГ, истцы, сохраняя регистрацию в жилом доме по вышеуказанному адресу, в нем не проживали, проживали по другим адресам, сохранив регистрацию в нем до настоящего времени, на территории <адрес> более 8 лет не проживают. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от 28.12. 2009 года жилой дом, в котором зарегистрированы истцы, не признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
При таких обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для включения истцов в Список на переселение и получение социальной выплаты не имеется.
Ссылка истцов на отсутствие жилья и наличие работы в <адрес>, как на основание предоставления социальной выплаты, суд считает несостоятельной, поскольку основанием предоставления социальной выплаты гражданам по программе переселения из ветхого жилья является заключение уральского филиала ОАО
« ВНИМИ» о непригодности дома по критериям безопасности.
Как же было установлено судом, жилой дом по адресу: <адрес> не был подвержен влиянию горных работ, разрушен и пришел в негодность в силу своего физического износа. При таких обстоятельствах, истцы имеют возможность реализовать свое право на жилище согласно положений Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд отказывает истцам в удовлетворении требований о предоставлении социальной выплаты, поскольку жилой дом, в котором истцы зарегистрированы, не признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
Отнесение жилого дома к разряду непригодных для проживания по критериям безопасности является безусловным основанием для защиты права граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В иске Маракулину В.А. и Маракулиной Е.А. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: