О включении в список граждан проживающих в ветхом жилье



Дело № 2- 67/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истцов Писаренко В.И., Лемешевской Н.Л.,

представителя Писаренко Н.Л., Писаренко В.И. и Лемешевской Н.Л.- Ларионова Д.В., действующего на основании доверенности от 22.12. 2010 года,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Писаренко В.И., Писаренко Н.Л. и Лемешевской Н.Л. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

Писаренко В.И., Писаренко Н.Л. и Лемешевская Н.Л. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.

В судебном заседании истица Писаренко В.И. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал ее отцу ФИО1, который умер в ДД.ММ.ГГГГ году. После его смерти в доме осталась проживать ее мать, жена отца -ФИО2, умершая в ДД.ММ.ГГГГ, вместе с ней проживала она и ее дети : дочь Лемешевская Н.Л. и сын Писаренко Н.Л. В ДД.ММ.ГГГГ году она вступила в наследственные права на указанный дом, оставшийся после смерти отца. С ДД.ММ.ГГГГ является собственником дома по вышеуказанному адресу. В настоящее время членами ее семьи являются ее сын, дочь и двое внуков, все они зарегистрированы по адресу: <адрес>, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, питаются вместе. Указанный дом находится на горном отводе, признан непригодным для проживания, постепенно разрушается, жить в нем невозможно, полы провалились, потолок рухнул, окна вывалились, поэтому они вынуждены были из него выехать. В настоящее время на протяжении последних двух лет проживают в бесхозном доме по адресу: <адрес>, который находится в таком же состоянии.

Считает, что ее семья имеет право на получение социальной выплаты, просит включить их в список на переселение, предоставить социальную выплату на пять членов семьи для приобретения жилья в городе Кизеле.

Истица Лемешевская Н.Л. на иске настаивает, пояснила, что по адресу: <адрес> она проживает с детства, зарегистрирована с момента получения первого паспорта с ДД.ММ.ГГГГ, постоянно в нем проживает, зарегистрирована в нем по настоящее время. Ее дети Лемешевская <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Лемешевский <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения также проживают в указанном доме с рождения. Ее муж Лемешевский А.А. также проживает с ними по адресу: <адрес>, но в нем не зарегистрирован, имеет регистрацию по другому адресу, на получение социальной выплаты не претендует. Просит предоставить социальную выплату для приобретения жилья на пять членов семьи, поскольку они являются одной семьей, ведут общее хозяйства, питаются вместе, вместе тратят деньги на детей и на питание. В настоящее время они проживают по адресу: <адрес>, так как дом по адресу: <адрес> разрушился, жить в нем невозможно, но и жилой дом, в котором они сейчас проживают находится в том же состоянии.

Истец Писаренко Н.Л. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивает.

Представитель истцов Ларионов Д.В. поддержал требования считает, что истцы имеют право на получение социальной выплаты, поскольку они проживали и были зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты, сохранили в нем регистрацию по настоящее время. Жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Истцы являются членами одной семьи, так как они ведут общее хозяйство, питаются вместе, проживают на одной жилой площади. Считает, что не утратил право на получение социальной выплаты и Писаренко Н.Л., поскольку, хотя он и не был зарегистрирован на момент ликвидации шахты в указанном выше жилом доме, однако был в нем зарегистрирован как до осуждения, так и после освобождения из мест лишения свободы. Поскольку право собственности на данный жилой дом было оформлено только в ДД.ММ.ГГГГ году, то регистрация детей на данной жилой площади была невозможна. Истцы неоднократно обращались в Администрацию Кизеловского муниципального района с заявлениями о переселении, ответчик в предоставлении социальной выплаты не отказывал, право всей семьи на получение социальной выплаты не оспаривал, однако вопрос о переселении не решался.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истцов не признала, пояснила, что согласно постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития…» и Эталона проекта ликвидации шахт и разрезов переселению подлежат граждане, проживающие в ветхих домах, непригодных для проживания по критериям безопасности. Социальная выплата предоставляется на основании составленных на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органом местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Истцы в первоначальный список на переселение по шахте « Северная» не включены. Основанием включения в список на переселения является также заключение уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности. Право истцов Писаренко В.И. и Лемешевской Н.Л. на получение социальной выплаты не оспаривается. Считает, что оснований для признания права на получения социальной выплаты Писаренко Н.Л. и двух детей Лемешевской Н.Л. не имеется, поскольку они не были зарегистрированы в данном доме на момент ликвидации шахты. У Администрации также имеются сомнения в том, что истцы являются членами одной семьи и все проживают по одному адресу. Кроме того, считает, что истцам следует отказать в удовлетворении требований, поскольку денежные средства, направленные на цели переселения, распределены, свободных средств не имеется.

Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта « Северная» АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.34). Жилой дом по адресу : <адрес> ранее принадлежал отцу истицы Писаренко В.И. - ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ. На основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ Писаренко В.И. вступила в права наследования на вышеуказанный жилой дом, с ДД.ММ.ГГГГ Писаренко В.И. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> ( л.д. 30, 16-17). Согласно справки ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края» ( л.д.15) физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, составляет 75% на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ. Из представленного акта и заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразно ( л.д.19-20).

Как следует из представленных сведений о регистрации истцов в жилом доме по вышеуказанному адресу Писаренко Н.Л. значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Писаренко В.И. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Лемешевская Н.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Лемешевская <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Лемешевский <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д.8-9, 21). Согласно заключения Уральского филиала ОАО

« ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности ( л.д.35-40). Из представленных свидетельств о рождении ФИО3 и ФИО5 следует, что матерью указанных детей записана Лемешевская Н.Л. ( л.д.11).

Факт проживания указанных детей в жилом доме по адресу: <адрес>, а также Лемешевской Н.Л. подтверждается представленными сведениями медицинских документов, справок уличного комитета, управления социальной защиты населения, департамента социального развития по Кизеловскому муниципальному району ( л.д.49-54), из которых следует, что Лемешевской Анастасии оказывается медицинская помощь по адресу: <адрес>, девочка посещала школу в районе расположения указанного жилого дома. Лемешевская Н.Л. с семьей проживает по вышеуказанному адресу.

Факт проживания семьи истцов по адресу: <адрес> подтвердил свидетель ФИО4, указавший, что семья истцов проживала по адресу: <адрес>, Лемешевская Н.Л. в данном доме проживала с рождения. Истцы проживают одной семьей, но как они тратят деньги и как ведут хозяйство он не знает, но ему известно, что Писаренко В.И. помогает дочери воспитывать детей, содержать их материально.

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.

Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».

Судом было установлено, что собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Писаренко В.И., вместе с ней в доме проживают члены ее семьи : дочь Лемешевская Н.Л., двое ее детей -внуки Писаренко В.И. и сын Писаренко Н.Л. Истцы проживали и были зарегистрированы в указанном доме на день ликвидации шахты, сохранили регистрацию в нем по настоящее время, жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Для истцов указанное жилое помещение является постоянным и единственным местом жительства.

Суд считает, что истец Писаренко Н.Л. не утратил право на получение социальной выплаты. Как было установлено судом, истец был зарегистрирован в доме по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до осуждения по приговору суда, после освобождения из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ вновь зарегистрировался по вышеуказанному адресу и проживает в указанном жилом доме до настоящего времени.

Суд считает, что само по себе отсутствие регистрации в жилом помещении гражданина, на законных основаниях вселившегося и проживающего в нем, не может исключать право данных лиц на включение в списки. Иное толкование не соответствует ст. 19 Конституции РФ.

Кроме того, в Эталоне проекта ликвидации шахты предусмотрена возможность включения в Списки не только лиц, зарегистрированных на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, но и лиц, имеющих право пользования данным жилым помещением, перечень данных лиц не является исчерпывающим.

Как было установлено судом, на момент ликвидации шахты « Северная» Писаренко Н.Л. отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем и был снят с регистрационного учета, однако, за ним сохранялось право пользования жилым помещением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.1995 года № 8-П по делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного Кодекса РСФСР, действующего на момент осуждения истца.

По мнению суда, аналогичная ситуация складывается и с правом Лемешевской <данные изъяты> и Лемешевского <данные изъяты> на получение социальной выплаты.

Согласно ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних детей является место жительство одного из родителей.

Судом достоверно установлено, что местом жительства Лемешевской Н.Л., как и отца детей, является жилое помещение по адресу <адрес>, дети данной истицы проживали вместе с ней на данной жилой площади с рождения, отсутствие регистрации их по данному адресу не исключает их права на получение финансовой поддержки от государства и переселения из данного жилья вместе с матерью.

Суд считает, что отсутствие финансирования и денежных средств у ответчика на данные цели не является основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку изменений в нормативно-правовые акты, регулирующих выделение социальных выплат на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, не внесены, поэтому доводы представителя ответчика в этой части суд отвергает.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика в части того, что истцы не являются членами семьи и фактически проживают по разным адресам. Доказательств этому представителем ответчика суду не представлено.

Однако, как следует из п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно

проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Отсюда следует, что именно собственник жилого помещения, либо наниматель жилья определяет членов своей семьи, при условии, что они проживают совместно с собственником или нанимателем и зарегистрированы на дату ликвидации шахты.

Таким образом, у истцов имеются все правовые основания для включения в список на переселение и предоставление социальной выплаты для приобретения жилья и право истцов должно быть защищено.

Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета пяти членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из пяти человек- по 18 квадратных метра на каждого.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Писаренко В.И., Писаренко Н.Л., Лемешевскую Н.Л., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить для переселения семьи Писаренко В.И., состоящей из пяти человек: Писаренко В.И., Писаренко Н.Л., Лемешевской Н.Л., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: подпись

ВЕРНО:

Судья: Н.Н. Рылова

Секретарь: О.Н. Григорьева