Дело № 2-86/ 2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
с участием истицы Дервиш Н.С.,
представителя истицы Девиш Н.В.,
представителя Администрации Кизеловского городского поселения Черепановой И.Г., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Девиш Н.С. к Администрации Кизеловского городского поселения о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского городского поселения о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что жилое помещение, в котором она проживала до 2006 года разрушено, другого жилого помещения не имеет, решением жилищной комиссии поселения ей необоснованно было отказано в постановке на учет.
В судебном заседании истица на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что квартира по адресу: <адрес> <адрес> была предоставлена сожителю ее матери - ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году на четырех членов семьи: ее мать Девиш Н.В., сестру - ФИО1 и ее-Девиш Н.С. В указанной квартире их семья проживала по ДД.ММ.ГГГГ год, затем они переехали в квартиру бабушки, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, с регистрационного учета они не снимались, ФИО2 из квартиры выехал. В ДД.ММ.ГГГГ году дом стал непригодным для проживания, жить в нем было невозможно. В ДД.ММ.ГГГГ году она уехала учиться в <адрес>, где в настоящее время учится и работает. Мать в ДД.ММ.ГГГГ году приобрела в свою собственность однокомнатную квартиру по адресу: <адрес> <адрес>, из квартиры по адресу: <адрес> <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году снялась с регистрационного учета. Сестра проживает по адресу: <адрес> <адрес>, там же и зарегистрирована. Она является членом семьи своей матери, приезжая в город, проживает у матери. В ДД.ММ.ГГГГ году мать обратилась в Администрацию города Кизела с заявлением о предоставлении жилья, жилые помещения, которые им предлагались, их не устраивали. В <адрес> году она самостоятельно обратилась с заявлением к ответчику о постановке на учет для предоставления жилья на одного члена семьи, собрала пакет документов по перечню, который был предложен Администрацией поселения, учитывая только свои доходы. В <адрес> году в постановке на учет ей было отказано в связи с тем, что она не является малоимущей. Она не согласилась с решением, но его не обжаловала, так как работает в Перми и не имела возможности обратиться с жалобой. Данное решение отменять не желает. Просит обязать Администрацию поселения поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Представитель истицы Девиш Н.В. поддержала требования, пояснила, что действительно является собственником квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, которую она приобрела в ДД.ММ.ГГГГ году, в то время ее дочь- Девиш Н.С. была несовершеннолетней. Она снялась в ДД.ММ.ГГГГ году с регистрационного учета по адресу: <адрес> <адрес>, вторая дочь -ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> вместе со своей семьей, в квартире по адресу: <адрес> <адрес> осталась зарегистрированной только истица. Не оспаривает, что истица, как на момент приобретения ею квартиры в собственность, на момент обращения с заявлением о постановке на учет, так и в настоящее время является членом ее семьи. В ДД.ММ.ГГГГ году дочь обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся, в этом ей было отказано. С данным решением она была не согласна, но решение не обжаловали. В настоящее время материальное положение дочери не изменилось. Больше с заявлением о постановке на учет она не обращалаись, считает, «что все равно был бы отказ».
Представитель Администрации Кизеловского городского поселения Черепанова И.Г. иск не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией истице было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в связи с тем, что истица не является малоимущей. Данное решение было не обжаловано, сроки обжалования решения истекли. Больше истица с указанным заявлением не обращалась. До ДД.ММ.ГГГГ семья Девиш в списках на улучшение жилищных условий не значилась, списки были переданы в поселение в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно норм жилищного законодательства на учет для получения жилья по договору социального найма включаются граждане признанные соответствующим органом малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения. Нуждающимися признаются граждане, у которых отсутствует жилое помещение, в котором он является нанимателем, собственником или членом семьи, данное жилое помещение должно быть не соответствующим санитарным и техническим требованиям. Считает, что как самостоятельный член семьи, у которого нет жилого помещения, истица является нуждающейся. О тех обстоятельствах, что истица является членом семьи собственника жилого помещения, Администрации поселения на момент принятия решения было не известно. Для постановки гражданина на учет для получения жилья по договору социального найма также необходимо, чтобы он был признан малоимущим органом местного самоуправления, исходя из получаемых доходов за предыдущий год и наличия движимого и недвижимого имущества. Жилищной комиссией было установлено, что истица не является малоимущей, а потому в постановке на учет истице было отказано.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования истицы необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных
служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст. 11 Жилищного Кодекса РФ защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или части нормативно-правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту ; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющими большую юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законам.
Согласно части 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексам основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогооблажению.
Положения статьи 51 вышеназванного закона предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены, предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок ( статья 52 ЖК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 1 Закона Пермской области № 2694-601 от 30 ноября 2005 года « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право: малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде; иные определенные федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в государственном жилищном фонде.
Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда: не представлены, предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек срок, предусмотренный статьей 5 настоящего Закона.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.
Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано гражданином в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ( ст. 7 Закона Пермской области).
Согласно требованиям ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию Кизеловского городского поселения с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, указав в заявлении, что она занимает квартиру в двухэтажном доме по адресу: <адрес> <адрес>, который на ДД.ММ.ГГГГ год разрушен, представила необходимые для рассмотрения заявления документы по описи, которые были приняты специалистом администрации ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.20-22). Из представленного ордера № серии №, выданного исполнительным Комитетом ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на состав семьи 4 человека видно, что данное жилое помещение было предоставлено на семью, состоящую: из жены основного квартиросъемщика Девиш Н.В., двух дочерей: ФИО1, Девиш Н.С. ( л.д.30). Указанный дом, как следует из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации», разрушен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.29). Истицей также к заявлению представлены сведения о регистрации, из которых следует, что в указанном жилом помещении истица зарегистрирована одна ( л.д. 23), представлены сведения о доходах за ДД.ММ.ГГГГ год, сведения о наличии недвижимого и движимого имущества ( лд.25, 27-28, 31). Согласно представленного расчета показателя рыночной стоимости приобретения жилых помещений по норме предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма ( л.д.26) истица не является малоимущей, о чем имеется в заключении указание. Постановлением Главы администрации Кизеловского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в постановке на учет граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях согласно ст. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ истица была уведомлена о принятом решении, об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с мотивировкой отказа ( л.д. 14).
Оценив все собранные доказательства, суд считает, что оснований для постановки истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не имеется.
Истица просит суд обязать ответчика поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. При этом, истица указывает, что с решением об отказе в постановке ее на учет нуждающихся от ДД.ММ.ГГГГ, она была не согласна, но его не обжаловала, поскольку у нее не было времени, так как она работала в <адрес>, данное решение истица не обжалует.
В соответствии с положениями гражданско-процессуального закона суд рассматривает дело по существу в пределах заявленных истцом требований. Требований об обжаловании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, как отмечалось выше, истица не заявляет.
Однако, суд считает необходимым отметить, что истицей не соблюдены сроки обращения в суд за защитой своего нарушенного права.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Истицей не представлено суду доказательств того, что трехмесячный срок обращения в суд за защитой своего нарушенного права пропущен по уважительной причине, одновременно представитель ответчика в своих пояснениях указал, что срок обжалования решения жилищной комиссии истицей пропущен, решение ею не обжаловано.
Таким образом, факт пропуска без уважительных причин срока обжалования решения Администрации Кизеловского городского поселения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма установлен.
Суд считает, что оснований для возложении обязанности на ответчика поставить истицу на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не имеется.
Собранные документы о доходах истицы, сведения о движимом и недвижимом имуществе, подлежащее налогообложению, позволяют сделать вывод, что у Администрации Кизеловского городского поселения имелись все основания для отказа истице в признании ее малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с действующим законодательством лишь после признания заявительницы малоимущей решается вопрос о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Признание гражданина малоимущим производится органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогооблажению.
Приказом Минрегиона России № 17 от 25.02.2005 года утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Данные Методические рекомендации приняты в целях методического обеспечения реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий, установленных пунктом 3 статьи 13 и пунктом 2 статьи 14 Жилищного Кодекса РФ.
Согласно пункта 3 статьи 13, пункта 2 статьи 14 признание граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Таким образом, признание истицы малоимущей является компетенцией только органа местного самоуправления. Поскольку истица не признана органом местного самоуправления малоимущей, то у нее нет законных оснований требовать постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Девиш Н.С. к Администрации Кизеловского городского поселения о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: