О включении в список граждан проживающих в ветхом жилье



Дело № 2-66/2011 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истцов Килипченко Н.А., Просвирниной К.М.,

представителя истцов Ларионова Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Килипченко Н.А. и Просвирниной К.М. М. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Килипченко Н.А. и Просвирнина К.М. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании истица Килипченко Н.А. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года она с семьей проживает в квартире по адресу: <адрес> <адрес> на основании ордера. Данное жилое помещение было предоставлено ее мужу- ФИО2, с которым она расторгла брак в ДД.ММ.ГГГГ году, впоследствии в ДД.ММ.ГГГГ году переоформила ордер на себя. На момент ликвидации шахты «Северная» в указанной выше квартире они были зарегистрированы и проживали, значатся в регистрации по настоящее время и продолжают проживать в ней. С ДД.ММ.ГГГГ года в квартире также зарегистрирована и проживает внучка Просвирнина Снежана. Дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания, находится на горном отводе. Считает, что ее семья имеет право на получение социальной выплаты, просит включить в список на переселение, предоставить социальную выплату на трех членов семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела, в городе Перми.

Истица Просвирнина К.М. на иске настаивает, пояснила, что в квартире по адресу: <адрес> <адрес> она проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, в ней зарегистрирована по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с ФИО3, после регистрации брака ей присвоена фамилия Просвирнина. ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь Просвирнина <данные изъяты>, которая в настоящее время зарегистрирована в указанной квартире, так как у отца ребенка своего жилья нет. Просит предоставить социальную выплату на трех членов семьи.

Представитель истцов - Ларионов Д.В. поддержал требования, считает что Килипченко Н.А. и Просвирнина К.М. имеют право на получение социальной выплаты, поскольку на момент ликвидации шахты они проживали и были зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, данное жилое помещение признано непригодным для проживания по критериям безопасности. Право истцов на получение социальной выплаты ответчиком не оспаривается. Ссылка Администрации района на отсутствие финансирования на данные цели, считает несостоятельной, поскольку в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год предусмотрено выделение 57 миллионов рублей Кизеловскому угольному бассейну на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. иск не признала, пояснила, что согласно постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О выделении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития…» и Эталона проекта ликвидации шахт и разрезов переселению подлежат жители ветхих домов, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности. Содействие в переселении осуществляется путем предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день ликвидации предприятий угольной промышленности и ежегодно уточняемых Списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных главой местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основанием включения в Список граждан на переселение является также заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого строения. Заключением Уральского филиала ОАО

« ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> действительно признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Право истцов на получение социальной выплаты Администрация района не оспаривает, однако, в удовлетворении требований истцов просит отказать, так как денежные средства на эти цели отсутствуют, выделенные на ДД.ММ.ГГГГ год средства распределены.

Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании шахта

« Северная» ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 32). Квартира по адресу: <адрес> <адрес> была предоставлена истцам в ДД.ММ.ГГГГ году, ДД.ММ.ГГГГ истице на данную квартиру был выдан ордер № в состав семьи включена дочь истицы Килипченко К.М.; ДД.ММ.ГГГГ между Шахтинским сельским поселением и Килипченко Н.А. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, совместно с нанимателем в жилом помещении проживает дочь нанимателя Килипченко К.М. и внучка ФИО1 ( л.д. 13-14, 45). Согласно представленных сведений о регистрации ( л.д. 9-10, 23) истцы значатся в регистрации по адресу: <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Из заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» оценки степени влияния подземных горных работ на жилые дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности, подлежит сносу, поскольку допустимая величина деформации дома составляет 7,5 ед., фактическая деформация 8,0 ед. ( л.д. 33-37).

Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания ( л.д.21-22). Как видно из представленной справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет 65% ( л.д. 19). Согласно свидетельства о рождении ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ матерью ребенка указана истица Килипченко К.М. ( л.д. 12).

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные деформации.

Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты).

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8).

Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Основанием включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания согласно Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза) является то обстоятельство, что дом подвергался вредному влиянию горных работ, от чего стал ветхим, непригодным для проживания, что должно подтверждаться заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ»

Судом было установлено, что Килипченко Н.А. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, членами ее семьи являются ее дочь Просвирнина К.М. и внучка ФИО1, истцы проживали и были зарегистрированы в указанном жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты« Северная», продолжают проживать в нем и до

настоящего времени, имеют регистрацию по вышеуказанному адресу. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» жилой дом по адресу: <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности, подвергался наибольшей степени деформации более допустимых ( предельных) показателей, что негативно отразилось на общем состоянии

и привело к аварийному состоянию зданий.

Таким образом, имеются все правовые основания для включения истцов в список на переселение и предоставление социальной выплаты. Право истцов на получение социальной выплаты не оспаривается и представителем ответчика.

Суд считает, что отсутствие финансирования и денежных средств у ответчика на данные цели не является основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку изменений в нормативно-правовые акты, регулирующих выделение социальных выплат на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, не внесены, поэтому доводы представителя ответчика в этой части суд отвергает и считает несостоятельными.

Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета трех членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из трех человек- по 18 квадратных метра на каждого.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Килипченко Н.А., Просвирнину К.М. М. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить семье Килипченко Н.А. на состав семьи из трех человек: Килипченко Н.А., Просвирниной К.М. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья: подпись

ВЕРНО:

Судья: Н.Н. Рылова

Секретарь: О.Н. Григорьева