Дело № 2-64/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Кизел ДД.ММ.ГГГГ
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Кириенко Е.В.,
при секретаре Наумовой Н.Н.,
с участием истицы Сашиной Г.М.,
представителя ответчика Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Кизеле Пермского края Бурман Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Сашиной Г.М. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Кизеле Пермского края о назначении пенсии,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В судебном заседании истица, настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как имеющей 25 летний стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано, поскольку при исчислении стажа работы, в специальный стаж не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда она работала в <адрес>. С решением ответчика она не согласна, поскольку в спорный период времени, когда она начала работать в <адрес>, действовали Списки, утвержденные постановлением Совета Министров № 1397, предусматривающие, что работа в должности <данные изъяты> засчитывалась в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Изменение в последующим законодательства, не должно нарушать ее права на пенсионное обеспечение. Просит обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Бурман Н.А. исковые требования не признала, пояснив, что истица действительно ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный фонда с заявлением о досрочном назначении пенсии. При проверке представленных документов, было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты> входила в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в то время действовало Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, поэтому часть периода работы истицы в данной должности было включено в специальный стаж. Поскольку с 01.10.1993 года Постановление № 1397 утратило силу, то для исчисления стажа работы были применены Правила исчисления периодов работы от 11.07.2002 года № 516, а также Списки должностей и учреждений от 06.09.1991 года № 464 и Списки от 22.09.1999 года № 1066, которые в перечне учреждений здравпункт не содержат. Поэтому считает, что период работы истицы с 01.10.1993 года по 30.11.1998 года обоснованно не включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Поскольку истица на момент обращения не имела необходимого стажа работы, то ей правомерно в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства, суд считает исковые требования Сашиной Г.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. В Постановлении Конституционного суда РФ № 11-П от 3 июня 2004 года, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессий и т.д.).
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают правовую определенности и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положения статьи 6 (часи2), статьи 15 (части4), статьи 17 (часи1), статей 18,19 и статьи 55 (части1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимее для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из представленных доказательств установлено, что Сашина Г.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <адрес>, уволена переводом в здравпункт. С ДД.ММ.ГГГГ принята на <адрес>, <данные изъяты>, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ и была уволена в связи с ликвидацией предприятия, что подтверждено записями в трудовой книжке (л.д.8-10) Согласно Архивной справке, Сашина Г.М., ДД.ММ.ГГГГ принята на <адрес>» производственного объединения «Кизелуголь» переводом с <адрес> по согласованию между руководителями медсестрой 6 разряда в здравпункт. ДД.ММ.ГГГГ уволена по ликвидации предприятия с должности медсестры здравпункта (л.д.16). Согласно справке <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ являлся рабочим поселком (л.д.14).
Свидетели ФИО2 и ФИО1 пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ г.г. Сашина Г.М. действительно работала <адрес>, выполняла лечебную и профилактическую деятельность. Прием на работу осуществлял директор шахты. В обязанности медицинской сестры входило : <данные изъяты>
В указанный период работы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в здравпункте Данный Перечень относил здравпункты к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям. Приказом Министерства здравоохранения СССР № 280 от 04.05.1970 года, приказами Министерства здравоохранения РФ № 395 от 3 ноября 1999 года, № 377 от 15 октября 1999 года утверждены единая номенклатура учреждений здравоохранения и номенклатура врачебных специальностей и врачебных должностей в учреждениях здравоохранения. Согласно вышеуказанным нормативным актам должность медицинской сестры здравпункта относится к среднему медицинскому персоналу.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Определяющим условием для назначения пенсии за выслугу лет медицинским работникам является определенная профессиональная лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в течение установленного законом срока и в зависимости от структурного подразделения и занимаемой должности. Введение пенсий за выслугу лет медицинским работникам связывалось «с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерны постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую, и физическая, нагрузка высокая степень ответственности за результаты труда).
Таким образом, из представленных доказательств следует, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сашина работая в <адрес>, фактически осуществляла медицинскую деятельность как работник среднего медицинского персонала в здравпункте. Поскольку законодательство, регламентирующее на момент трудоустройства истицы на должность <данные изъяты> порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную профилактическую деятельность по охране здоровья населения, предусматривал работу в здравпункте к деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии, поэтому, указанный период следует полностью включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной лечебной деятельности по охране здоровья населения
Суд считает, что у истицы на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» имелся стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения более 25 лет в сельской местности, что позволяет сделать вывод о возникновении у истицы права на трудовую пенсию по старости с учетом нормативных правовых актов, действовавших до 1 октября 1993 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления пенсионного фонда (Государственного учреждения) в городе Кизеле от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сашиной Г.М. в назначении пенсии по п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» признать незаконным.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Кизеле включить в стаж работы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <адрес> исчислением в льготном порядке как один год за один год и три месяца и назначить Сашиной Г.М. пенсию на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 27 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский областной суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.
СУДЬЯ: