О включении в список граждан проживающих в ветхом жилье



Дело № 2- 51/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истицы Сырчиной Л.С.,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Сырчиной Л.С. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

Сырчина Л.С. обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, мотивируя свои требования тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором она ранее проживала, был подвержен влиянию горных работ, признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности.

В судебном заседании истица Сырчина Л.С. на удовлетворении иска настаивает, пояснила, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит ей на праве собственности на основании судебного решения, которым указанный дом был включен в наследственную массу после смерти ее мужа ФИО2 и признано ее право собственности. Она была зарегистрирована в указанном доме на дату ликвидации шахты « Северная», зарегистрирована по настоящее время, фактически в нем проживала до 2009 года. В настоящее время указанный дом разрушен, так как имел 78 % износа, являлся ветхим, поскольку находился на горном отводе, что подтверждается заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ». Считает, что имеет право на получение социальной выплаты, так как другого жилья у нее нет, проживать ей негде, вынуждена жить у сестры.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, считает, истица не имеет права на получение социальной выплаты, указала, что социальная выплата предоставляется на основании составленных на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных Администрацией шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Истица в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, не включена. Основанием включения граждан в указанные списки является заключение Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» о степени влияния горных работ на жилое помещение. Согласно заключения жилой дом по адресу: <адрес> испытал деформацию под влиянием горных работ менее допустимых показателей деформации, а потому у Администрации района нет оснований для включения истицы в список граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты.

Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.

Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта «Северная» АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом ОАО « Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.14).

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности истице Сырчиной Л.С., право собственности истицы ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в Едином реестре прав на недвижимое имущество ( л.д. 10). Как следует из представленных сведений с места жительства истица Сырчина Л.С зарегистрирована в вышеуказанном доме с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д. 5-6). Из справки ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края»

( л.д.9) следует, что физический износ жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного по адресу: <адрес> на дату ДД.ММ.ГГГГ составляет 78%.

Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО

« Кизелуголь» от 28 декабря 2009 года жилые дома по <адрес> расположены на участке № 3. Жилая застройка на участке расположена в зоне влияния горных работ по пластам 13, 11 и 9, отработка которых производилась в 1945-1965 гг. на глубине 300-400 м. Из рассмотренных материалов следует, что жилые дома, здесь подработаны в 1948-1965 гг.,, причем в районе <адрес> были в 1959-1965 гг. отработаны два пласта 11 и 9 суммарной мощностью до 2,1-2,2 м. Жилые дома на рассматриваемом участке расположены в зоне влияния горных работ по пластам 13, 11 и 9, которые велись вблизи границ предохранительных целиков под здания и сооружения промплощадки шахты « Северная» в 1945-1985 гг. Из расчетов следует, что жилая застройка получила, в основном, деформации растяжения от 6,5 до 8,0 мм/м., наклоны до 9,5 мм/м., на уровне и более допустимых показателей деформаций для рассматриваемых жилых домов на участке № 3. Часть жилой застройки испытала незначительные деформации под влиянием горных работ менее допустимых показателей деформаций. В основном, жилые дома, испытавшие незначительные по величине деформации расположены на границе влияния горных работ, либо построены уже подработанных территориях. Конкретно допустимая величина деформации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 8,0, фактическая величина деформации определена 6,5 ( л.д. 15-19).

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истица не может быть отнесена к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, учитывая, что данная мера социальной помощи носит целевой характер.

Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».

Судом было установлено, что истица является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на дату ликвидации шахты «Северная» проживала и была зарегистрирована в указанном доме, зарегистрирована в нем и по настоящее время.. Однако, согласно заключения Уральского филиала ОАО

« ВНИМИ» от 28.12. 2009 года жилой дом, в котором проживает истица, не признан непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащим сносу.

При таких обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для включения истицы в Список на переселение и получение социальной выплаты не имеется. Только отнесение жилого дома к разряду непригодных для проживания по критериям безопасности является безусловным основанием для защиты права граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Каких-либо доказательств того, что дом непригоден для проживания по критериям безопасности, подвержен влиянию горных работ и имеет величину деформации свыше допустимых, истицей суду не представлено.

Таким образом, суд отказывает истице в удовлетворении требований о включении в Список на переселение и предоставление социальной выплаты для приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В иске Сырчиной Л.С. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: подпись

ВЕРНО:

Судья: Н.Н. Рылова

Секретарь: О.Н. Григорьева