ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
с участием истца Минакова В.А.,
представителя истцов Минакова В.А. и Пичуриной Е.З. -адвоката Чусовской коллегии адвокатов Лебедева А.А., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Минакова В.А. и Пичуриной Е.З. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Минаков В.А. и Пичурина Е.З. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по включению их в список на переселение, возложении обязанности включить в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты, мотивируя свои требования тем, что Администрация Кизеловского муниципального образования направленное в их адрес заявление о включении в список на переселение и предоставление социальной выплаты не разрешило по существу, а сообщило, что документы рассмотрены и вопросы предоставления социальной выплаты будут разрешены в ДД.ММ.ГГГГ году при наличии финансовых средств на программу местного развития.
В судебном заседании Минаков В.А. свои требования уточнил, просит рассмотреть дело в порядке искового производства, настаивает на требованиях о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на двух членов семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела. На требованиях о признании бездействия Администрации Кизеловского муниципального района по включению в список на переселение незаконным не настаивает.
Истец пояснил, что в жилом доме по адресу: <адрес> они с матерью Пичуриной Е.З. проживают с ДД.ММ.ГГГГ года. Указанный дом ими был приобретен по расписке, без оформления договора купли-продажи. С этого момента они проживали в данном доме, в нем были зарегистрированы. Право общей долевой собственности на дом было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № Кизеловского муниципального района. Дом по вышеуказанному адресу является ветхим, имеет 70% износа, находится на горном отводе, признан непригодным для проживания межведомственной комиссией. Считает, что они имеют право на получение социальной выплаты, поскольку проживать в доме невозможно, они вынуждены снимать другое жилье. Просит предоставить социальную выплату на двух человек, так как они с матерью являются одной семьей, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, питаются вместе.
Истица Пичурина Е.З. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется расписка, просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истцов - адвокат Чусовской коллегии адвокатов Лебедев А.В. требования истцов поддержал, считает что Минаков В.А. и Пичурина Е.З. имеют право на получение социальной выплаты, поскольку на момент ликвидации шахты они проживали и были зарегистрированы в доме по адресу: <адрес>, данный жилой дом признан ветхим, имеет большой физический износ, находится на горном отводе, согласно заключения специализированной организации подвержен влиянию горных работ. Истец является инвалидом 2 группы, истица находится в преклонном возрасте и в связи с невозможностью проживания в доме, вынуждены снимать другое жилье. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением в Администрацию Кизеловского муниципального района о предоставлении социальной выплаты, решение принято не было. Ссылку ответчика на отсутствие финансовых средств на переселение, как основание для отказа в удовлетворении требований истцов, считает несостоятельной.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, направил письменный отзыв, из которого следует, что право истцов на получение социальной выплаты Администрацией не оспаривается, социальная выплата будет предоставлена при поступлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития…, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемых из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Такое содействие осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день ликвидации предприятий угольной промышленности и ежегодно уточняемых Списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных главой местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. ВВ соответствии с пунктом 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. При этом в число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной жилой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Основанием включения в Список граждан на переселение является также заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Дом, в котором проживают истцы по заключению Уральского филиала ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ признан ветхим, подвергающимся вредному влиянию горных работ.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семьи включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную военную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании шахта
Шахта имени Ленина ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 37). Истцы являются сособственниками жилого дома по адресу: <адрес> ( общая долевая собственность, доля в праве 1/2 ) с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ
( л.д.15-16), Из представленных сведений о регистрации ( л.д. 8-9,25) Минаков В.А. и Пичурина Е.З. значатся в регистрации по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» оценки степени влияния подземных горных работ на жилые дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> подвержен влиянию горных работ бывшей шахты имени Ленина, в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д. 13-14).
Согласно заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания и не подлежащим капитальному ремонту и реконструкции ( л.д.26-29). Как видно из представленной справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет 70% ( л.д. 30).
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и лиц, проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, приняв по существу меры государственной поддержки определенных групп населения, проживающих в домах, на которые негативно повлияли горные работы, которые находятся в зоне опасной для проживания, которые претерпели значительные и предельные деформации.
Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты).
Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что субвенции направляются в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. ( пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий; субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов ( пункт 8).
Эталон проекта ликвидации шахты ( разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты и сохранение регистрации по настоящее время. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Основанием включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания согласно Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза) является то обстоятельство, что дом подвергался вредному влиянию горных работ, от чего стал ветхим, непригодным для проживания, что должно подтверждаться заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ»
Судом было установлено, что Пичурина Е.З. и Минаков В.А. являются сособственниками жилого дома по адресу: <адрес>, являются членами одной семьи, истцы проживали и были зарегистрированы в указанном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации шахты имени Ленина, продолжают сохранять регистрацию по настоящее время.
Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» жилой дом по адресу: <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, имеются все правовые основания для включения истцов в список на переселение и предоставление социальной выплаты. Право истцов на получение социальной выплаты не оспаривается и представителем ответчика.
Суд считает, что отсутствие финансирования и денежных средств у ответчика на данные цели не является основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку изменений в нормативно-правовые акты, регулирующих выделение социальных выплат на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, Правительством РФ не внесены, поэтому доводы представителя ответчика в этой части суд отвергает и считает их несостоятельными.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.
Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета двух членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек- по 42 квадратных метра.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Минакова В.А. и Пичурину Е.З. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Минакова В.А. и Пичуриной Е.З. в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
ПредседательствующийСудья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.Н. Григорьева