Дело № 2- 72/2011 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
с участием истцов Мустафина Р.Х., Мустафина Р.Х
представителя истцов Тухватуллина М.М.,
представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Тухватуллиной А.М., Мустафиной М.М., Мустафина Р.Х. и Мустафина Р.Х. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты,
у с т а н о в и л :
Тухватуллина Ф.Х., Тухватуллина А.М., Мустафина М.М., Мустафин Р.Х. и Мустафин Р.Х. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их семьи в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на состав семьи из шести человек для приобретения жилья взамен ветхого за пределами города Кизела. В судебном заседании истцы уточнили требования, указав, что состав семьи в настоящее время изменился, ДД.ММ.ГГГГ умерла Тухватуллина Ф.Х., поэтому просят включить в список для переселения семью из пяти человек, предоставить социальную выплату на состав семьи из пяти человек для приобретения жилья за пределами города Кизела, в городе Перми. Судом вынесено определение о прекращении производства по делу в части требований Тухватуллиной Ф.Х.
Истцы Мустафин Р.Х. и Мустафин Р.Х. на удовлетворении своих требований настаивают, пояснили, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал их дедушке - ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ года никто в права наследования на указанный дом не вступал, в ДД.ММ.ГГГГ году Тухватуллина Ф.Х. вступила в права наследования и стала собственником указанного дома. На ДД.ММ.ГГГГ год, на момент ликвидации шахты «Северная», в жилом доме по адресу: <адрес> проживали и были зарегистрированы Тухватуллина Ф.Х., ее дочери : Тухватуллина А.М., Мустафина М.М., трое внуков: Мустафин Р.Х., Мустафин Р.Х., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Все являются одной семьей, имеют общий бюджет, общее ведение хозяйства. В настоящее время в доме вся семья проживает, сохранила в нем регистрацию. Указанный выше дом находится на горном отводе, является ветхим, непригодным для проживания. Другого жилья семья не имеет. Считают, что имеют право на получение социальной выплаты, поскольку отвечают всем предусмотренным положениям закона критериям.
Представитель истцов Тухватуллин М.М. поддержал требования истцов, пояснил, что семья из пяти человек имеет право на предоставление социальной выплаты, поскольку дом ветхий, находится на горном отводе, жить в нем уже невозможно, фундамент дома разрушен, имеет трещины, штукатурка отпадает, окна не закрываются, подвал заполняется водой, полы осели, потолочные балки имеют прогибы. Все члены семьи были зарегистрированы в момент ликвидации шахты, проживают и зарегистрированы в доме до настоящего времени.
Истцы Тухватуллина М.М., Мустафина М.М., представитель третьего лица-
Министерство энергетики РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии неявившихся лиц.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования истцов не признала, пояснила, что согласно постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития…» и Эталона проекта ликвидации шахт и разрезов переселению подлежат граждане, проживающие в ветхих домах, непригодных для проживания по критериям безопасности. Социальная выплата предоставляется на основании составленных на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органом местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Истцы в первоначальный список на переселение по шахте « Северная» были не включены. Основанием включения в список на переселения является также заключение уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный специалистами Института, жилой дом по адресу: <адрес> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности. Право истцов на получение социальной выплаты Администрацией района не оспаривает. Социальная выплата будет предоставлена при поступлении денежных средств на реализацию программы переселения из ветхого жилья, в настоящее время свободных финансовых средств в Администрации не имеется.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Также из приведенных выше положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного ( построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.
Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта « Северная» АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом АОО « Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года ( л.д.46). Жилой дом по адресу : <адрес> ранее принадлежал на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ деду истцов - ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ в права наследования вступила жена умершего ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ Тухватуллина Ф.Х. являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес> ( л.д. 27-31). Из справок ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края» ( л.д.32,40) физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, составлял 68% на дату обследования ДД.ММ.ГГГГ. На момент последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом имеет 70% износа. При обследовании дома было выявлено, что в фундаменте имеются трещины и повреждения, подвал заполняется водой, сруб поврежден гнилью и отделяется от фундамента, полы осели, наблюдается сильный прогиб потолочных балок, оконные блоки поражены гнилью и не открываются. Согласно представленного акта и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания ( л.д.38-39).
Как следует из представленных сведений о регистрации истцов в жилом доме по вышеуказанному адресу ( л.д. 21-25) Мустафин Р.Х. значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Мустафин Р.Х. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Мустафина М.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Тухватуллина А.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данные лица являются одной семьей, проживающей на одной жилой площади, что подтверждается справкой ( л.д. 35). Согласно заключения Уральского филиала ОАО
« ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии подтвержденное специалистами Института отдельным письмом, жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности ( л.д.37, 65-66).
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.
Судом было установлено, что собственником жилого дома по адресу: <адрес> являлась Тухватуллина Ф.Х. вместе с ней в доме проживали и проживают члены ее семьи : две дочери и трое внуков. Истцы проживали и были зарегистрированы в указанном доме на день ликвидации шахты, сохранили регистрацию в нем по настоящее время, жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Для истцов указанное жилое помещение является постоянным и единственным местом жительства.
При таких обстоятельствах, суд считает, что право истцов на включение в список на переселение и выделение социальной выплаты является не оспаримым. Не оспаривает право истцов на финансовую помощь от государства и представитель Администрации Кизеловского муниципального района.
По мнению суда, отсутствие финансирования и денежных средств у ответчика на данные цели не является основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку изменений в нормативно-правовые акты, регулирующих выделение социальных выплат на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, не внесены, поэтому доводы представителя ответчика в этой части суд отвергает и считает несостоятельными.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.
Истцам следует предоставить социальную выплату из расчета пяти членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из пяти человек- по 18 квадратных метра на каждого.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Тухватуллину А.М., Мустафину М.М., Мустафина Р.Х., Мустафина Р.Х. и ФИО2 в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения Тухватуллиной А.М., Мустафиной М.М., Мустафина Р.Х., Мустафина Р.Х. и ФИО2 в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.Н. Григорьева