О включении в список граждан проживающих в ветхом жилье



Дело № 2- 44/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истцов Бурондасовой Н.Н., Бурондасовой Е.А.,

представителя истицы Бурондасовой Н.Н.- Хайруллина Р.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Трошковой Н.А., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Бурондасовой Н.Н. и Бурондасовой Е.А. к Администрации Кизеловского муниципального района и Министерству энергетики Российской Федерации о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья и возложении обязанности о заключению договора о предоставлении социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

Бурондасова Н.Н. и Бурондасова Е.А. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района и Министерству энергетики Российской Федерации о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого и возложении обязанности по заключению договора о предоставлении социальной выплаты, мотивируя свои требования тем, что жилой дом, в котором они проживают, расположенный по адресу: <адрес> подвержен влиянию горных работ, имеет физический износ 80%, является ветхим, проживать в котором невозможно.

В судебном заседании истица Бурондасова Н.Н. на удовлетворении иска настаивает, пояснила, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, она зарегистрирована в указанном доме на дату ликвидации шахты имени Ленина. Кроме нее в доме проживает ее племянница- Бурондасова Е.А. и дочь племянницы <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Бурондасова Е.А. является членом ее семьи, проживает у нее с детства, поскольку родители употребляли спиртные напитки, а девочка нуждалась в лечении и она оказывала ей эту помощь. ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировала свою племянницу в своем доме. В ДД.ММ.ГГГГ году по ее просьбе Администрация города Кизела предоставила ей комнату в общежитии по адресу: <адрес> <адрес>. Фактически в указанной комнате проживала ее племянница с дочерью, так как ребенок был маленький, дом старый, холодный. В ДД.ММ.ГГГГ году из общежития стали выселять в связи с ремонтом, она снова зарегистрировалась в своем доме, документы на заселение комнаты в общежитии не сохранились, до настоящего времени общежитие не отремонтировано. Жилой дом по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет 80% износа, является ветхим. Считает, что дом находится на горном отводе и ее семья имеет право на получение социальной выплаты, поскольку всем ее соседям социальная выплата ранее предоставлена.

Истица Бурондасова Е.А. на иске настаивает, считает, что имеет право на получение социальной выплаты, так как является племянницей собственника дома, другого жилья не имеет, проживала в доме по адресу: <адрес> с детства, данный дом был ее постоянным местом жительства, с родителями не проживала. В комнате по адресу: <адрес> она проживала вместе с дочерью без регистрации, так как на тот момент являлась несовершеннолетней.

Представитель Хайруллин Р.Р., представляющий интересы Бурондасовой Н.Н., поддержал требования истицы, указал, что Бурондасова Н.Н. была зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес> на дату ликвидации шахты, проживает в нем и в настоящее время. Наличие регистрации по адресу: <адрес> <адрес> не свидетельствует о том, что Бурондасова Н.Н. утратила право на получение социальной выплаты, так как она не улучшила свои жилищные условия, переезд на другое место жительство было вынужденным. Бурондасовой Е.А. не представлено доказательств того, что она проживала в указанном доме на дату ликвидации шахты. Как следует из общих требований Жилищного законодательства место жительства несовершеннолетних детей определяется по месту жительства родителей.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Трошкова Н.А. исковые требования не признала, считает, истцы не имеют права на получение социальной выплаты, указала, что социальная выплата предоставляется на основании составленных на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных Администрацией шахтерских городов и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Истцы в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, не включены. Основанием включения граждан в указанные списки является заключение Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» о степени влияния горных работ на жилое помещение. Согласно данного заключения жилой дом по адресу: <адрес> испытал деформацию под влиянием горных работ менее допустимых показателей деформации, а потому у Администрации района нет оснований для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты. Кроме того, истица Бурондасова Е.А., являющаяся племянницей основного собственника жилого дома, не была зарегистрирована в данном жилом помещении на дату ликвидации шахты, что является обязательным для возникновения права на получение социальной выплаты.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.

Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта имени Ленина АОО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом ОАО « Кизелуголь» № 157 от 13.06.1997 года ( л.д.38).

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности истице Бурондасовой Н.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности истицы зарегистрировано в органах БТИ ( л.д. 8). Как следует из представленных сведений с места жительства истица Бурондасова Н.Н. была зарегистрирована в вышеуказанном доме с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Бурондасова Е.А. зарегистрирована в вышеуказанном доме с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д. 6, 17, 30). Из справки ГУП Кизеловского отдела Александровского филиала «Центра технической инвентаризации Пермского края»

( л.д.13-14) следует, что физический износ жилого дома, дата постройки которого неизвестна, расположенного по адресу: <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ составила 70%, на дату ДД.ММ.ГГГГ составляет 80%.

Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома города Кизела, расположенных на шахтных полях ОАО

« Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома по <адрес> расположены на участке №. Жилая застройка на участке расположена в зоне влияния горных работ по пластам 11 и 9 шахты « 9 Делянка» ( шахтоучасток шахты имени Ленина). Из рассмотренных материалов следует, что жилые дома, в основном, здесь построены в 1924-1965 годах и подработаны в 1961-1982 годах Из результатов оценки деформаций на участке следует, что жилая застройка получила деформации растяжения до 8,0-10,5 мм/м. Расчетные деформации жилых домов на участке, в основном, на уровне более допустимых показателей деформаций. Часть жилой застройки из Списка

( Приложение 1,2 и 3) г. Кизела испытала незначительные деформации под влиянием горных работ менее допустимых показателей деформаций. Эти жилые дома отмечены звездочкой в Приложениях1,2 и 3. В основном жилые дома, испытавшие незначительные по величине деформации расположены на границе влияния горных работ, либо построены на уже подработанных территориях.

Допустимая величина деформации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 9,0, фактическая величина деформации определена 8,5 ( л.д. 32-36).

Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы не могут быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, учитывая, что данная мера социальной помощи носит целевой характер.

Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».

Судом было установлено, что истица Бурондасова Н.Н. на дату ликвидации шахты имени Ленина проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Бурондасова Е.А. зарегистрирована в данном жилом доме только с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть на дату ликвидации шахты не была истица регистрации в указанном доме не имела. Каких-либо доказательств постоянного проживания Бурондасовой Е.А. в данном жилом помещении суду не представлено.

Согласно ч.2 ст. 20 Гражданского Кодекса РФ место жительства несовершеннолетнего ребенка определяется по месту жительства одного из родителей. Как было установлено в судебном заседании родители истицы проживали по <адрес>, в доме, принадлежащем на праве собственности матери истицы.

Свидетель ФИО2 подтвердила, что Бурондасова Е.А. проживала с родителями в период с ДД.ММ.ГГГГ год по адресу: <адрес>, училась в общеобразовательной школе №, расположенной в этом районе, периодически ее брала к себе тетя- Бурондасова Н.Н.

Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором проживают истцы, не признан непригодным для проживания

по критериям безопасности, подлежащим сносу.

При таких обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для включения истцов в Список на переселение и получение социальной выплаты не имеется.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Каких-либо доказательств того, что жилой дом по адресу: <адрес> для Бурондасовой Е.А. являлся основным и постоянным местом жительства не представлено, как не представлено и доказательств того, что Бурондасова Е.А. проживала в указанном доме без регистрации до ДД.ММ.ГГГГ года и являлась членом семьи собственника дома. Не представлено также истцами достаточных доказательств того, что жилой дом по адресу: <адрес> непригоден для проживания по критериям безопасности, подвержен влиянию горных работ и деформации свыше допустимых. От предоставления указанных доказательств истица отказалась.

Таким образом, суд отказывает истцам в удовлетворении требований о предоставлении социальной выплаты, поскольку данный дом не признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Только отнесение жилого дома к разряду непригодных для проживания по критериям безопасности является безусловным основанием для защиты права граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В иске Бурондасовой Н.Н. и Бурондасовой Е.А. к Администрации Кизеловского муниципального района и Министерству энергетике Российской Федерации о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья и возложении обязанности по заключению договора о предоставлении социальной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: подпись

ВЕРНО:

Судья: Н.Н. Рылова

Секретарь: О.Н. Григорьева