о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты (2-451/2012)



Дело № 2-451/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.,

с участием истицы Фарраховой О. Ж. и ее представителя адвоката Кельн О.Ю., предъявившей ордер от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ,

третьего лица Фарраховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Фарраховой О. Ж., ФИО6 к Администрации Кизеловского муниципального района, третьи лица Министерство энергетики РФ, Фаррахова А.А., Фаррахова В. Ж., Мартынюк К. П., Бершаэур Е. Г., о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

      Истцы обратились с иском в суд к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Фаррахову О. Ж., несовершеннолетних ФИО10 и ФИО2, ФИО6 и несовершеннолетнюю ФИО4 в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и выделить Фарраховой О. Ж., несовершеннолетним ФИО10 и ФИО2, ФИО6 и несовершеннолетней ФИО4 социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

        В судебном заседании истица Фаррахова О.Ж., настаивая на исковых требованиях, пояснила, что квартира по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена по ордеру ее отцу ФИО7 на семью в составе: ФИО7, Фаррахова А.А. (мать истицы), дочери: В., ФИО6 и истица. ДД.ММ.ГГГГ отец погиб в шахте. После его смерти, в ДД.ММ.ГГГГ году матери предлагали квартиру по <адрес>, но она отказалась от нее, не знает, выделялось ли жилье с учетом нее и ФИО6, семья по данному адресу не проживала, остались жить по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ордер на квартиру по <адрес> был переписан на ее мать Фаррахову А.А. В ДД.ММ.ГГГГ году в ордер на жилое помещение была включена бабушка Бершауэр Е. Г. - мать ее матери, а в ДД.ММ.ГГГГ году- ФИО8. У ее матери был брат ФИО1, у него сын ФИО3, который женился на ФИО9, ФИО8 это отец ФИО9 Также в ордер на квартиру с рождения были включены: дочь ее сестры ФИО6 - ФИО4 и ее дети - ФИО10 и ФИО2. Фаррахова А.А. до настоящего времени зарегистрирована по <адрес>8 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее мать на свои денежные средства приобрела в собственность квартиру по ул. <адрес>. До настоящего времени по адресу <адрес> зарегистрированы ее сестра Фаррахова В. Ж. и ее сын Мартынюк К. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Так как дом по <адрес> стал ветхий, в ДД.ММ.ГГГГ году она вместе с сестрой ФИО6 переехали жить к матери на <адрес>. В квартире остались проживать ФИО8 и его жена ФИО11, которая в ордер на жилое помещение не была включена. ФИО8 был зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, позже зарегистрировалась его жена, они прописались по данному адресу для получения субсидии по другому адресу, ДД.ММ.ГГГГ с ними был заключен договор социального найма на квартиру по <адрес>, в которой они до настоящего времени зарегистрированы и проживают. Ее бабушка Бершауэр Е. Г. по <адрес> никогда не проживала, жила в своем доме по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году ей по <адрес> предоставили социальную выплату, на эти средства она приобрела квартиру по <адрес>, где она была зарегистрирована, но не проживала. В ДД.ММ.ГГГГ году жилое помещение по <адрес> продали, на вырученные средства была приобретена квартира по <адрес>, право собственности оформили на ее сестру Фаррахову В. Ж.. Ее бабушка зарегистрировалась по <адрес>, какое-то время проживала в квартире, потом стала проживать у ее матери по <адрес>. С февраля 2009 года Бершауэр Е.Г. зарегистрирована по <адрес>, но в последнее время она проживает в <адрес> у своей другой дочери ДД.ММ.ГГГГ у Фарраховой В.Ж. родился сын Мартынюк К. П., в отношении ребенка ФИО12 установил отцовство. В это время ее сестра В. проживала по <адрес>, поэтому зарегистрировала сына по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года сестра Фаррахова В.Ж. с сыном и ФИО12 стали проживать совместно по <адрес>. ФИО12 зарегистрирован у своего отца по <адрес>6 <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году сестра продала квартиру по <адрес>, сейчас с гражданским мужем и сыном снимают квартиру по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году дом по <адрес> был разрушен. ДД.ММ.ГГГГ у ее сестры ФИО6 родилась дочь ФИО4, отец ребенка ФИО13 совместно с ними не проживал, отцовство он не устанавливал. ФИО4 была зарегистрирована по <адрес> по месту регистрации матери. Сейчас ФИО6 с дочерью проживают по <адрес>, так как больше жить негде. ДД.ММ.ГГГГ у истицы родились близнецы ФИО10 и ФИО2 в перинатальном центре <адрес>, поскольку были тяжелые роды. С отцом детей ФИО14 она не проживает, отцовство в отношении детей не установлено. Дети с момента рождения зарегистрированы по <адрес> по ее месту регистрации. В настоящее время она с детьми проживает по <адрес>, так как больше жить негде.

Истица Фаррахова О.Ж. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне слушания дела, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представитель истцов Кельн О.Ю. исковые требования и доводы, изложенные истицей Фарраховой О.Ж. поддержала, считает, что поскольку на момент ликвидации шахты истицы проживали по <адрес>, то у них возникло право на получение социальной выплаты. Своего жилья они не имеют, вынуждены проживать с детьми в квартире своей матери Фарраховой А.А. по <адрес>. Хотя Фарраховой А.А. еще до ликвидации шахты предоставлялась квартира по <адрес>, от которой она отказалась, истицы не утратили право пользования квартирой по <адрес>, в которую изначально были вселены в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения, доказательств об этом не представлено. ФИО6 в 13 лет переехала жить к своей матери на <адрес>, так как в доме по <адрес> было жить невозможно. Хотя Фаррахова А.А. приобрела квартиру по <адрес>, но не зарегистрировала дочь ФИО6 по данному адресу, та осталась зарегистрированной по <адрес>. При таких обстоятельствах, ее место жительства по <адрес> не влияет на ее права на жилое помещение по <адрес>. Просит удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании третье лицо Фаррахова А.А. доводы, изложенные истицей и ее представителем поддержала, дополнительно пояснила, что после смерти мужа ей предлагали два варианта квартир по разным адресам, от которых она отказалась, остались проживать по <адрес>. Она была зарегистрирована по данному адресу и до ДД.ММ.ГГГГ года проживала в указанной квартире, поэтому дочь ФИО6 осталась там зарегистрированной. Дочери переехали к ней на <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, так как дом по <адрес> был ветхий. На предоставление социальной выплаты она не претендует, поскольку имеет в собственности жилое помещение.

            Третьи лица Фаррахова В.Ж., Мартынюк К.П., Бершаэур Е.Г. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дне слушания дела, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В ходатайстве Фаррахова В.Ж. указала, что она с сыном Мартынюк К.П. на предоставление социальной выплаты не претендует.

Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, право истцов не оспаривает, но исковые требования не признает, поскольку социальная выплата будет предоставлена при поступлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Истцы Фаррахова О.Ж. и Фаррахова О.Ж. являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, имеют регистрацию на момент ликвидации шахты «Коспашская» и зарегистрированы в нем по настоящее время. Дом по ул. <адрес> подвергался дополнительному обследованию. По заключению Уральского филиала «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

            Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

           В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

           Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

           Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ФИО7 по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на семью в составе: ФИО7, жена Фаррахова А.А., дочери Фаррахова О. Ж. и Фаррахова В. Ж. (л.д. 65). ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 18). Впоследствии Фарраховой А.А. был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение по <адрес> на семью из 4 человек: Фаррахова А.А., дочери Фаррахова О.Ж., дочь Фаррахова В.Ж., дочь ФИО6 (л.д. 10), ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен договор социального найма жилого помещения (л.д. 65-67). Из письма Администрации Центрально-Коспашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с трагической смертью ФИО7 в ДД.ММ.ГГГГ году жилищно-бытовой комиссией в ДД.ММ.ГГГГ году семье Фарраховых была предложена благоустроенная квартира по <адрес>. Фаррахова А.А. отказалась от предложенной квартиры, ордер сдала в администрацию поселкового Совета, в данной квартире не проживала, не регистрировалась, фактически проживала по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ году переехала в <адрес>. Жилое помещение по <адрес> было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО17, которая получила шахтерских сертификат и произвела сдачу квартиры, а ДД.ММ.ГГГГ- квартира была предоставлена семье ФИО15 по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается контрольным талоном к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и формой (л.д. 61, 69-70).

Согласно справке паспортиста, Фаррахова А.А. зарегистрирована по <адрес> договора социального наймас ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 13, 45). По договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Фаррахова А.А. приобрела в собственность квартиру по <адрес>, указанный договор зарегистрирован в городском БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44). Как пояснила в судебном заседании Фаррахова А.А., она на получение социальной выплаты не претендует.

ДД.ММ.ГГГГ в ордер на квартиру по <адрес> включена Бершауэр Е. Г. (мать Фарраховой А.А.) (л.д. 10). Как видно из справок паспортиста (л.д. 45, 71) и следует из пояснений истицы, Бершауэр Е.Г. в регистрации по данному адресу не значилась, в жилом помещении не проживала, жила в доме по <адрес>, имела в нем регистрацию, что также подтверждается справками паспортиста. Согласно Списку жильцов, пенсионеров и работников ликвидируемой шахты им. 40-летия ВЛКСМ ОАО «Кизеуголь» по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Бершауэр Е.Г., как проживающая по <адрес>, значится в Списке под № . ДД.ММ.ГГГГ ею по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобретена в собственность квартира по <адрес>, что подтверждается договором купли продажи и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Как видно из паспорта гражданина РФ на имя Бершауэр Е.Г. и следует из пояснений истицы, она была зарегистрирована по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, но в жилом помещении не проживала. В последующем данная квартира была продана, на вырученные средства была приобретено жилое помещение по <адрес>, которое было оформлено в собственность Фарраховой В.Ж. Бершауэр Е.Г. какое-то время проживала по <адрес>, была зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, затем стала жить у дочери по <адрес>. В настоящее время она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по <адрес> (л.д. 76).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ у Фарраховой В.Ж. родился сын Мартынюк К.П., в отношении которого ФИО12 установил отцовство. Согласно справке паспортиста Фаррахова В.Ж. зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в регистрации по данному адресу также значится Мартынюк К.П. (л.д. 13). ФИО12 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по <адрес> (л.д. 75). Согласно сведений Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Фарраховой В.Ж. на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности квартира по <адрес> (л.д. 74). Как следует из пояснений истицы, ее сестра В. после приобретения данной квартиры проживала вместе с гражданским мужем и сыном по указанному адресу. В настоящее время квартира продана, Фаррахова В.Ж. вместе с ФИО16 и сыном К. снимают квартиру по <адрес>.

Как следует из пояснения сторон и было установлено в судебном заседании, по <адрес> были зарегистрированы: ФИО8- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и его жена ФИО11- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43, 45). ФИО8 также был включен в ордер на жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО8 на основании договора социального найма была предоставлена квартира по <адрес>, в которой ФИО8 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а ФИО11- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 71-73).

Истицы зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 13, 45). ДД.ММ.ГГГГ у ФИО6 родилась дочь ФИО4, отцовство в отношении ребенка не установлено (л.д. 19). ФИО4 зарегистрирована по <адрес>8 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой паспортиста. ДД.ММ.ГГГГ у Фарраховой О. Ж. родились ФИО10 и ФИО2, отцовство в отношении детей не установлено. ФИО10 и ФИО2 зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту жительства (л.д. 22-23).

Согласно акту и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания, следует провести расселение жильцов (л.д. 11-12). Из справки Администрации Центрально-Коспашского сельского поселения следует, что жилой дом по <адрес> был разрушен в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. 40). Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> был повержен вредному влинию подземных горных работ бывшей шахты «им.40 ЛЕТ ВЛКСМ» («Коспашская»), в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 46). По приказу № 153 от 07.10.1996 года АООТ «Кизелуголь» все имущество до 18.11.1996 года ликвидированной шахты «Коспашская» передается шахте «им. 40-летия ВЛКСМ», при которой на базе шахты «Коспашская» создается соответствующий участок (л.д. 48-49). По приказу № 121 от 17.09.1998 года АООТ «Кизелуголь» филиал шахты им. 40- летия ВЛКСМ ОАО «Кизелуголь» ликвидирован с 01.12.1998 года (л.д. 47).

Из сведений Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что истицы с детьми в приватизации не участвовали, зарегистрированные за ними права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 15-17, 78-81).

          Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истицы с детьми имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.         

          В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации ( статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 ( часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.          

         Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

        Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Как следует из вышеуказанных нормативных актов социальная выплата предоставляется на семью.

        Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27.07.2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО «Кизеуголь».

         Также из выше приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснять, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом, в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.

          Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

         Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов.

        В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ.

         Местом жительства ребенка признается место жительства его законных представителей, то есть родителей, то есть, в отношении ребенка не действует критерий добровольного выбора места жительства, характерный для совершеннолетних граждан. При определенных обстоятельствах, наличие либо отсутствие у ребенка права на жилое помещение не влияет на его место жительства. Как следует из положений п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, и свидетельства о рождении несовершеннолетнего. Приведенные выше законоположения об обязанности регистрации по месту жительства в полной мере распространяются и на несовершеннолетних граждан, не достигших 14 лет, защита прав и интересов которых в этот период времени возлагается на их родителей, являющихся законными представителями своих детей и выступающих в защиту их прав и интересов с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий ( ст. 64 СК РФ). Из пункта 2 ст. 20 ГК РФ следует, что регистрация по месту жительства указанных несовершеннолетних граждан, проживающих вместе с родителями, также должна осуществляться по месту жительства их законных представителей, так как наличие права пользования жилым помещением служит предварительным условием регистрации гражданина по месту жительства. При этом, Закон № 5242-1 не содержит ограничений в части регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства родителей или одного из них. Данный вывод подтверждается и пунктом 2 ст. 54 СК РФ, предусматривающим, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой связи, регистрация производится по выбору самих родителей.

        Истцы просят предоставить социальную выплату на них и их несовершеннолетних детей: ФИО10, ФИО2, ФИО4 за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья в связи с тем, что дом, в котором она была зарегистрирована и проживала на момент ликвидации шахты «Коспашская», был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в последующем разрушен, иного жилья они не имеют, в список на переселение они не включены.

          Суд считает, что истиц следует включить в Список на переселение, поскольку на момент ликвидации шахты «Коспашская», являющейся участком шахты «40-летия ВЛКСМ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, она проживали и были зарегистрирована по адресу <адрес> в доме, который в установленном порядке признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, Фаррахова О. Ж. была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи своего отца ФИО7, который с ДД.ММ.ГГГГ являлся нанимателем квартиры, ФИО6 была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи своей матери Фарраховой А.А., которая с ДД.ММ.ГГГГ являлась нанимателем квартиры, несмотря на то, что истицы с ДД.ММ.ГГГГ года проживают в принадлежащем на праве собственности их матери жилом помещении по <адрес> в виду того, что в доме по <адрес> не было надлежащих условий для проживания, в результате чего межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ он был признан непригодным для проживания, а в ДД.ММ.ГГГГ году разрушен, они до настоящего времени сохраняют регистрацию на жилой площади, доказательств того, что они утратили право на жилое помещение либо каким-либо образом улучшили свои жилищные условия не представлено, иного жилья у них не имеется, по мнению суда, их проживание по <адрес> носит вынужденный и временный характер, из-за отсутствия другого жилья, сам собственник квартиры их права на жилую площадь никак не обозначил и не закрепил в установленном законом порядке, в том числе путем регистрации в квартире, поскольку Эталоном проекта ликвидации шахты в данном случае предусмотрена возможность переселения лиц временно отсутствующих в жилых помещениях и сохраняющих право пользования им, следовательно, они имеют право на получение социальной выплаты.

         На основании изложенного, суд приходит к выводу, что несовершеннолетние ФИО4, ФИО10 и ФИО2 также имеют право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, их регистрация по <адрес> после ликвидации шахты «Коспашская» не лишает их права на включение в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, и получения социальной выплаты, поскольку их место жительство определено по месту регистрации их одиноких матерей, препятствий для регистрации детей по данному адресу никто не чинил: ни наймодатель жилого помещения Администрация Центрально-Коспашского поселения, ни все еще числящаяся нанимателем квартиры Фаррахова А.А., значит, такое согласие презюмируется, иного жилья несовершеннолетние не имеют, при таких обстоятельствах, их право на получение социальной выплаты должно быть защищено судом.

        Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

        Суд считает, что семья Фарраховых вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении.

         Истицам следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с учетом пяти членов семьи с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из пяти человек - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более -18 кв.метров.

         Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

        Таким образом, суд удовлетворяет требования истиц, их с несовершеннолетними детьми следует включить в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел.

        Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

         Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Фаррахову О. Ж., ФИО10, ФИО2, ФИО6, ФИО4 в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

          Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить социальную выплату на семью, состоящую из пяти человек: Фаррахова О. Ж., ФИО10, ФИО2, ФИО6, ФИО4, для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения семьи, состоящей из пяти человек: Фаррахова О. Ж., ФИО10, ФИО2, ФИО6, ФИО4, в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

           Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

           Председательствующий: подпись

           Верно.Судья                                                                        Т.В.Митракова

            Секретарь                                                                            Н.Н.Наумова