Дело № 2-488/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой О.Н., с участием прокурора Селивановой Ю.С., представителя администрации Северно-Коспашского сельского поселения Мошева Н.А., действующего на основании распоряжения №№ от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по заявлению прокурора города Кизела о признании противоречащим действующему законодательству постановления Администрации Северно-Коспашского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении платы за вывоз твердых бытовых отходов в Северно-Коспашском сельском поселении», УСТАНОВИЛ: Прокурор города Кизела обратился с заявлением о признании постановления Администрации Северно-Коспашского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении платы на вывоз твердых бытовых отходов в Северно-Коспашском сельском поселении» противоречащим действующему законодательству, указав в обоснование требований, что прокуратурой города Кизела в ходе проверки нормативных правовых актов органов местного самоуправления было установлено, что вышеуказанное постановление администрации поселения не соответствует требованиям действующего законодательства. Протест прокурора на указанное постановление администрацией поселения не был удовлетворен. Участвующий в судебном заседании помощник прокурора города Кизела Селиванова Ю.С. на удовлетворении заявления настаивает, пояснила, что принятое администрацией Северно-Коспашского сельского поселения постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года « Об утверждении платы за вывоз твердых бытовых отходов» не соответствует требованиям действующего законодательства. Так, Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию ( захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам ( тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанный федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкуретной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности на основании договора с потребителем. В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. В указанный перечень сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов не входят. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ. Подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, что согласуется с ч.1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах. Отсюда следует, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, затраты на вывоз отходов должны входить в структуру платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и определяться исходя из занимаемой площади жилого помещения. Заинтересованное лицо- представитель администрации Северно-Коспашского сельского поселения Мошев Н.А. требования прокурора о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении платы за вывоз твердых бытовых отходов в Северно-Коспашском сельском поселении » противоречащим действующему законодательству не признал, указал, что поскольку отсутствует нормативный акт прямого действия, запрещающий определять плату за вывоз твердых бытовых отходов по нормативу на человека, то считает, что администрация поселения вправе была принять такое постановление. Кроме того, пояснил, что оспариваемое постановление администрацией было принято на основании решений общих собраний собственников. Прокурор, по его мнению, не принял во внимание то обстоятельство, что плата за содержание общего имущества многоквартирного дома зависит от состава и конструктивных особенностей дома. В многоквартирных домах поселения отсутствуют мусоропроводы, бункеры, накопители, контейнеры для сбора мусора и отходов установлены за пределами границ придомовых территорий, в местах удобных для граждан нескольких домов. Сами контейнеры в реестр имущества поселения не включены, поселению не принадлежат. В связи с этим, считает, что плата за вывоз твердых бытовых отходов, рассчитанная по нормативу, а не по занимаемым квадратным метрам, отвечает принципам социальной справедливости, поскольку в поселении в большей своей части проживают пенсионеры. Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора города Кизела обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц. Согласно ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам,, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям ( уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Согласно ч.1,3 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правил), утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 в состав общего имущества включаются: … механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Статьей 154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч.2 ст. 154 вышеназванного Закона плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя : плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. В соответствии с ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение ( в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление ( теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входит сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов. Согласно ст. 39, ст. 156 ЖК и п.п. «д» п.11 Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 ( в дальнейшем Правила) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: …сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов ( мусопроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе, вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах ( пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.). Судом установлено, что постановлением администрации Северно-Коспашского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена и введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ плата за вывоз твердых бытовых отходов для жителей домов : <адрес> в размере № руб./чел. в месяц Данное постановление было размещено для обнародования в Администрации сельского поселения, библиотеке, школе №, <...> и <...>. Удовлетворяя требования прокурора суд исходит из норм и положений действующего Жилищного законодательства, а именно что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, размер ее определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ. . Подпункт «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года также предусмотрел, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, что согласуется с ч.1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт. Заинтересованное лицо- Мошев Н.А. в судебном заседании в обоснование принятого администрацией поселения постановления указал, что данный акт был принят на основании решений общих собраний собственников. Суд считает, что данный довод является не состоятельным. Как ранее отмечалось, данная услуга является конкуретной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, оказывающей данный вид деятельности на основании договора с потребителем, и не утверждается на общих собраниях собственников. Не состоятельными являются, по мнению суда, и утверждения заинтересованного лица в части зависимости платы за вывоз твердых отходов от конструктивных элементов многоквартирного дома, Данный вывод не следует из положений п.п. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170. Отсутствие в реестре муниципального имущества используемых при сборе бытовых отходов контейнеров, находящихся и установленных местах, не является имеет правового значения и не является основанием для признания оспариваемого постановления законным и обоснованным. Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству, в частности положениям Жилищного Кодекса РФ, Федерального Закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора города Кизела о признании противоречащим действующему законодательству постановления Администрации Северно-Коспашского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении платы за вывоз твердых бытовых отходов в Северно-Коспашском сельском поселении» удовлетворить. Признать постановление Администрации Северно-Коспашского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении платы за вывоз твердых бытовых отходов в Северно-Коспашском сельском поселении», обнародованное в здании Администрации Северно-Коспашского сельского поселения, <...> противоречащим Жилищному Кодексу Российской Федерации, недействующим и не подлежащему применению со дня принятия, с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Судья: подпись ВЕРНО: Судья: Н.Н. Рылова Секретарь: О.Н. Новикова