Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ года Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой О. Н., с участием истцов Прилуковой Е.Р., Закирова. Р.Р, представителя истцов - Ларионова Д.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица Башориной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Прилуковой Е. Р. и Закирова Р. Р. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, у с т а н о в и л : Прилукова Е.Р. и Закиров Р.Р. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на трех членов семьи для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты. В судебном заседании истица Прилукова Е. Р. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что дом по адресу: <адрес> принадлежал первому мужу ее матери - ФИО1. После его смерти, собственником данного дома с ДД.ММ.ГГГГ по праву наследования стала ее мать-Башорина А. А.. В указанном доме она проживала с рождения, на момент ликвидации шахты имени Ленина в доме вместе с ней проживали ее мать и отец -Закиров Р.Р. Окончив обучение в колледже в ДД.ММ.ГГГГ году она трудоустроилась в <адрес> и в ДД.ММ.ГГГГ году вновь вернулась к родителям, родила сына. С ДД.ММ.ГГГГ года она является собственником указанного выше дома на основании договора дарения. В ДД.ММ.ГГГГ году она вышла замуж, проживает и работает в настоящее время в <адрес>, проживает вместе с мужем в комнате с подселением, которая находится в долевой собственности у мужа и его сына от первого брака, другого жилья не имеет. В настоящее время в доме по адресу: <адрес> зарегистрированы вместе с ней, ее несовершеннолетний сын и отец, ДД.ММ.ГГГГ дом сгорел. В ДД.ММ.ГГГГ году ее матери -Башориной А.А. была предоставлена квартира по адресу: <адрес> в связи с тем, что жилой дом по адресу: <адрес> находится на горном отводе, с этого момента мать зарегистрирована по этому адресу, там проживает. Считает, что они имеют право на переселение, просит предоставить социальную выплату на трех членов семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела. Истец Закиров Р.Р. на иске также настаивает, пояснения истицы Прилуковой Е.Р. поддержал. Представитель Ларионов Д.В. исковые требования истцов поддержал, считает, что они имеют право на получение государственной финансовой поддержки, поскольку были зарегистрированы на момент ликвидации шахты имени Ленина, зарегистрированы в жилом доме, находящемся на горном отводе, в настоящее время, другого жилья не имеют. Третье лицо по делу Башорина А.А. исковые требования истцов поддержала, пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал ей на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ года брак между ней и истцом Закировым Р.Р. был расторгнут, в ДД.ММ.ГГГГ году ей предоставили квартиру в связи с тем, что дом по вышеуказанному адресу находится на горном отводе. На какой состав семьи была предоставлена квартира, она не знает, в договоре купли-продажи она была указана одна. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что Администрация района право истицы Прилуковой Е.Р. и ее несовершеннолетнего сына на предоставление социальной выплаты не оспаривает, поскольку истица была зарегистрирована и проживала в жилом доме по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты имени Ленина, сохранила в нем регистрацию по настоящее время. Дом по вышеуказанному адресу был включен в первоначальный список ТЭО ликвидации шахты имени Ленина. Исковые требования Закирова Р.Р. Администрация района не признает, поскольку согласно отчету в Минэнерго за второй квартал ДД.ММ.ГГГГ года Башорина А.А. получила социальную выплату в составе семьи из двух человек, с учетом мужа, в связи с чем Закиров Р.Р. не имеет право на получение социальной выплаты по одному и тому же адресу дважды. Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил письменный отзыв, из которого следует, что исковые требования истцов Минэнерго не признает, указав, что в составе проекта ликвидации ОАО « Кизелуголь» шахты имени Ленина имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> значатся Закиров Р.Р. и ФИО3 Во втором квартале ДД.ММ.ГГГГ года семье Закирова Р.Р. в составе двух человек была предоставлена квартира взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Повторное направление средств из федерального бюджета на ранее профинансированные мероприятия квалифицируются Бюджетным кодексом РФ как нецелевое использование с применением к нарушителям мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством. В соответствии с Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования « Снос ветхого жилищного фонда ….» и « Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве) жилья….» являются органы местного самоуправления. Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления- получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района. Таким образом, считает, что требования истцов о предоставлении им социальной выплаты для приобретения жилья не правомерны. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти. Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя). Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». Как следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 44). Согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома по адресу: <адрес> является ФИО5 ( Закирова) Е.Р. ( л.д. 16-18). Согласно сведений с места жительства ( л.д. 9-10,19-26, 31-32) следует, что в жилом доме по вышеуказанному адресу Прилукова Е.Р. значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, Закиров Р.Р. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Справкой пожарного надзора подтверждается, что жилой дом по адресу: <адрес> уничтожен пожаром ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 30). Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации» следует, что жилой дом по адресу: <адрес> имеет физический износ №% по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 28-29). Согласно представленного первичного списка ТЭО по закрытию шахты имени Ленина под номером № значится семья Закирова Р.Р. и ФИО3 в составе двух человек ( л.д. 47-49). Судом также установлено, что регистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 за счет средств федерального бюджета приобретена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается представленным договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 45 ) и платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении денежных сумм Администрацией г. Кизела на счет продавца ( л.д. 46). Из представленного отчета по затратам на снос ветхого жилья, строительство и приобретение нового жилья за второй квартал ДД.ММ.ГГГГ года видно, что ФИО3 выделена жилищная субсидия на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, непригодного для проживания по критериям безопасности на состав семьи из двух человек. Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истица Прилукова Е.Р. и ее несовершеннолетний сын имеют право на выделение социальной выплаты, поскольку она была зарегистрирована и проживала в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахты имени Ленина, в данном жилом помещении сохранила регистрацию по настоящее времени, является его собственником, другого жилья не имеет, указанное жилое помещение для нее является единственным местом жительства. Вместе с ней в указанном жилом доме зарегистрирован несовершеннолетний сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей -родителей, усыновителей или опекунов. Таким образом, право несовершеннолетнего ФИО2 на получение социальной выплаты является производным от права его матери-Прилуковой Е.Р. В настоящее время несовершеннолетний сохранил свою регистрацию в указанном доме, а потому имеет право на получение социальной выплаты наравне с Прилуковой Е.Р. Суд считает, что Прилукова Е.Р. и ее сын не обеспечены другим жилым помещением, поскольку как было установлено судом, последние в настоящее время проживают в комнате ФИО4- мужа истицы, находящейся у него в долевой собственности по 1/2 доли в праве. Комната расположена в шестикомнатной квартире многоквартирного дома ( л.д.41). Право истицы Прилуковой Е.Р. и ее несовершеннолетнего сына не оспаривается и Администрацией муниципального района. По мнению суда, истец Закиров Р.Р. не может быть отнесен к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом данные обстоятельства должны быть в совокупности. Судом было установлено, что семья Закирова Р.Р. и ФИО3 была включена в первичный Список пенсионеров и работников ликвидируемой шахты имени Ленина ОАО « Кизелуголь», проживающих в ветхих жилых домах, находящихся на горном отводе. При этом, по включенным в данный список жилым помещениям заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» не требуется. ДД.ММ.ГГГГ семье Закирова Р.Р. и ФИО3 была предоставлена жилищная субсидия на приобретение жилья на двух членов семьи, за счет средств федерального бюджета, семья приобрела квартиру по адресу: <адрес>. Таким образом, истец Закиров Р.Р. обеспечен жилым помещением за счет средств федерального бюджета, получив финансовую помощь государства. Жилой дом по адресу: <адрес> не может быть отнесен к жилому помещению, который является единственным и постоянным местом жительства истца. То обстоятельство, что на момент выделения жилищной субсидии брак между супругами был расторгнут, договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> был оформлен на имя ФИО3 не имеет правового значения, поскольку на момент ликвидации шахты имени Ленина ФИО3 и Закиров Р.Р. находились в браке, финансовая помощь на приобретение квартиры была выделена Закировым на состав семьи из двух человек, что подтверждается направленным в Министерство энергетики РФ отчетом о расходовании денежных средств на приобретение жилья. При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении требований Закирова Р.Р. о предоставлении социальной выплаты следует отказать. Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истице. Прилуковой Е.Р. следует предоставить социальную выплату из расчета двух членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на двух членов семьи - 42 кв. м. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Прилукову Е. Р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности. Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Прилуковой Е. Р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на семью, состоящую из двух человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. В иске Закирову Р. Р. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Судья: подпись ВЕРНО: Судья: Н.Н. Рылова Секретарь: О.Н. Новикова