ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел Судья Кизеловского городского суда Пермского края Рылова Н.Н., при секретаре Новиковой О.Н., с участием лица, подавшего жалобу Козырева И.М., прокурора Якимова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Северно- Коспашского сельского поселения Козырева И. М. на постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, Согласно ч.1 ст.30.7. КоАП РФ судья выносит решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9., 24.5. КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Кроме того, постановление подлежит отмене в случае существенного нарушения процессуальных норм, если это не позволило объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело. В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, для констатации факта наличия состава административного правонарушения в действиях лица необходимо установить его вину в нарушении требований действующего законодательства, влекущем административную ответственность. Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Исходя из положений, ст.49 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ обязанность по представлению доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут : собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах компетенции. Как усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора города Кизела совместно с начальником 31 отделения надзорной деятельности по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам Вяткиным В.В. была проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности Северно-Коспашского сельского поселения. В ходе указанной проверки были выявлены следующие нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года: Установив данные факты, заместителем прокурора города Кизела Пермского края Воробьевой О.Ю. в отношении руководителя администрации сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого начальником 31 отделения надзорной деятельности по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам Вяткиным В.В. Козырев И.М. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере № рублей. Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо не полностью исследовало все обстоятельства совершённого правонарушения. В материалах административного дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт совершения Козыревым административного правонарушения. Отсутствует указание об этом и в постановлении о назначении административного наказания, чем нарушен п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ. В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В административном материале, нет документов, определяющих, что нарушения были выявлены именно на территории Северно-Коспашского сельского поселения, и что они в действительности имелись. Представленный в административном деле акт проверки органом государственного контроля ( надзора) от ДД.ММ.ГГГГ содержит только перечисления выявленных нарушений правил пожарной безопасности в проверенных сельских поселениях, не имея описательной части. Какие -либо другие доказательства ( объяснения свидетелей и т.д.), подтверждающие, что нарушения правил пожарной безопасности имели место, в материалах административного дела отсутствуют. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Данные требования должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, выполнены не были. Признавая Козырева И.М. виновным в совершении пункта 17 Правил противопожарного режима административным органом не было принято во внимание, что перечисленные в постановлении о привлечении к административной ответственности мероприятия осуществляются в период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территории поселения. Данных показаний на момент проверки не установлено и каких-либо доказательств тому не представлено. Как было установлено в судебном заседании, особый противопожарный режим на территории Кизеловского муниципального района был введен распоряжением Главы Кизеловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ и установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Администрации Северно-Коспашского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ особый противопожарный режим в сельском поселении был установлен с ДД.ММ.ГГГГ. При этом было установлено, что на территории данного сельского поселения постановлением № 14 от 13.03.2012 года создана добровольная пожарная дружина, какую-либо водовозную и землеройную технику поселение в собственности, аренде, не имеет, равно как отсутствуют на территории поселения какие-либо предприятия, имеющие в распоряжении указанную технику. Пункт 55 Правил противопожарного режима обязывает руководителей организации обеспечивать исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года. Таким образом, Правила… предусматривают ответственность руководителя учреждения, а не должностного лица органа местного самоуправления, имеющего в собственности указанные сети, владеющий, пользующийся, распоряжающийся ими. Администрация Северно-Коспашского сельского поселения как было установлено, данными сетями не пользуется и не владеет. Собственником данных сетей является ООО « Альянс-Кама» и они находятся в аренде ООО « Коммунальные сети». Пункт 77 Правил… не предусматривает ответственность за несвоевременный снос бесхозных строений, как то вменяется в вину руководителю Администрации сельского поселения. Данный пункт предусматривает, что руководитель организации обеспечивает своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы. Как ранее отмечалось, из акта не видно, где конкретно на территории сельского поселения данное нарушение установлено. Решением Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ на территории сельского поселения утверждены Правила благоустройства и содержание территории Северно-Коспашского сельского поселения, поэтому считать, что в поселении не определен порядок очистки безосновательно. Не нашел подтверждения и нарушение пункта 80 Правил…., предусматривающий ответственность органа местного самоуправления по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст. 19 Федерального закона « О пожарной безопасности». Как было установлено, каких-либо естественных водоемов на территории сельского поселения не имеется. Не ясно, какие именно условия для забора не созданы Администрацией сельского поселения. Постановлением Администрации Северно-Коспашского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ произведена вырубка лесного массива шириной 20 м. от крайних точек изгороди, частных огородных участков, прилегающих к жилому фонду поселения по <адрес> и по <адрес> с целью создания минерализованной противопожарной полосы. Отсюда следует, что считать, что руководителем сельского поселения допущено нарушение п.78 Правил у суда нет оснований. Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, СУДЬЯ: подпись ВЕРНО: Судья: Н.Н. Рылова Дело № 12-58/2012
Р Е Ш Е Н И Е
у с т а н о в и л :
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с участием помощника прокурора города Кизела Якимова М.А. государственным надзорным органом - начальником 31 отделения надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам Вяткиным В.В. была проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров на территории Северно-Коспашского сельского поселения.
В результате проверки было установлено, что на летний период не организованы и не осуществляются следующие мероприятия: - а) введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок, б) организация патрулирования добровольными пожарными и ( или) гражданами Российской Федерации; в) подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники; г) проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре ( нарушение п. 17 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390),
-не обеспечена исправность сетей наружного противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок их работоспособности с составлением соответствующих актов ( п. 55 указанных выше Правил);
-не определен порядок своевременного сноса бесхозных строений, очистку территории поселения от горючих отходов, мусора, тары, сухой травы ( п. 77 Правил):
-отсутствуют условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в соответствии со ст. 19 Федерального закона « О пожарной безопасности» ( п. 80 Правил);
- не создана защитная противопожарная минерализованная полоса, не организовано удаление ( сбор) в летний период сухой растительности, не проводятся другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах ( п. 78 Правил).
Постановлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы в отношении главы
Северно-Коспашского сельского поселения Козырева И.М. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данное постановление направлено для рассмотрения в 31 отделение надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам.
Постановлением о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ Козырев И.М., признан виновным по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
Козырев И.М. признан виновным в том, что он, ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 час., являясь на территории Северно-Коспашского сельского поселения должностным лицом, учитывая, что в соответствии с нормами ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом согласно п. 10 Правил пожарной безопасности ( ППБ 01-03), в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору был установлен факт нарушения Правил противопожарного режима а РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390.
На вышеуказанное постановление Козыревым И.М. принесена жалоба, в которой он просит отменить постановление о наложении административного наказания, указав, что согласно ст. 38 Федерального закона № 69 от 21.12.1994 года « О пожарной безопасности» в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления административная ответственность может быть применена только в судебном порядке, поэтому начальник 31 отделения надзорной деятельности не имел права привлекать его к административной ответственности.
В судебном заседании Козырев И.М. на жалобе настаивает, пояснил, что он является Главой Северно-Коспашского поселения, в одном лице выступает как председатель Администрации Северно-Коспашского сельского поселения, так и председателем представительного органа. В июне 2012 года на территории поселения прокурором города и отделением надзорной деятельности была проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности органом местного самоуправления. В ходе проверки были выявлены указанные в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушения пожарной безопасности. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ он привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа № рублей. С данным постановлением он не согласен. Считает, что перечисленные в первом пункте мероприятия вводятся при установлении особого противопожарного режима, либо на период устойчивой, сухой, жаркой и ветреной погоды. Оснований для введения особого противопожарного режима не имелось, жаркая, устойчивая погода установилась только в ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ на территории Кизеловского муниципального района был установлен особый противопожарный режим, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ в Северно-Коспашском сельском поселении также был установлен противопожарный режим. Какой-либо водовозной и землеройной техники поселение не имеет, каких-либо предприятий, имеющих данную технику на территории поселения также нет. Распоряжением Администрации № 14 от 13.03.2012 года в поселении создана добровольная пожарная дружина. Патрулирование не осуществлялось, так как жизнь и здоровье членов добровольной пожарной дружины не застрахована, обучение они не прошли. Разъяснительная работа среди населения проводится, листовки помещаются на тумбе около помещения Администрации поселения, наклеиваются на подъездах, раскладываются в местах большого скопления граждан. Наружный противопожарный водовод является собственностью ООО
« Альянс-Кама», водопроводные сети находятся в аренде ООО « Коммунальные системы», собственностью поселения не являются, в их пользовании не находятся, поэтому контроль за исправностью данной системы лежит на собственнике сетей и арендаторе. Ему известно, что пожарные гидранты находятся в исправном состоянии, подъезд к ним обеспечен, зимой подъезд к ним очищается. Каких-либо искусственных водоемов на территории поселения не имеется. Территория поселения своевременно убирается от мусора, травы, горючих отходов. Решением Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения № 35 от 16.07.2007 года утверждены Правила благоустройства и содержания территории поселения, в июне 2012 года ученики школы через Центр занятости населения выполняли социально-значимые работы, а именно очищали территорию поселения от мусора, на территории поселения проводились субботники по уборке, содержание придомовых территорий в чистоте осуществляет ООО « Комфорт». На территории поселения неубранных горючих отходов, мусора, тары и сухой травы не имеется. Денежных средств для сноса бесхозных строений, в основном жилых домов изготовленных из кирпича, у поселения не имеется. Постановлением Администрации поселения № 35 от 09.06.2011 года создана минерализованная противопожарная полоса по южной части поселения, необходимости в которой не было, так как данная часть поселка не граничит с лесными угодьями. Такая же противопожарная полоса создана по северной границе поселения, которая непосредственно граничит с лесом. Кроме того, считает, что в обязанности органа местного самоуправления создание данной полосы не входит. Указал, что поселением были приобретены первичные средства пожаротушения: мотопумпа, два ранцевых огнетушителя и 2 богра.
Изучив материалы административного дела, объяснения Козырева И.М., пояснения прокурора, участвующего в проверке Якимова М.А., указавшего, что все указанные в постановлении нарушения противопожарных требований действительно имели место и были выявлены при проверке, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене по следующим основаниям:
на летний период не организованы и не осуществляются следующие мероприятия: - а) введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок, б) организация патрулирования добровольными пожарными и ( или) гражданами Российской Федерации; в) подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники; г) проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре ( нарушение п. 17 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390),
-не обеспечена исправность сетей наружного противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок их работоспособности с составлением соответствующих актов ( п. 55 указанных выше Правил);
-не определен порядок своевременного сноса безхозных строений, очистку территории поселения от горючих отходов, мусора, тары, сухой травы ( п. 77т Правил):
-отсутствуют условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в соответствии со ст. 19 Федерального закона « О пожарной безопасности» ( п. 80 Правил);
- не создана защитная противопожарная минерализованная полоса, не организовано удаление ( сбор) в летний период сухой растительности, не проводятся другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах ( п. 78 Правил).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, считаю, что постановление о привлечении Козырева И.М. по ч. 1ст. 20.4 КоАП РФ следует отменить как за отсутствием состава административного правонарушения, так и недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, производство по административному делу следует прекратить.
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника 31 отделения надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому районам № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности в отношении Главы Северно-Коспашского сельского поселения Козырева И. М. отменить за отсутствием состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, производство по административному делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в 10-дневный срок.