РЕШЕНИЕ
г. Кизел ДД.ММ.ГГГГ
Судья Кизеловского городского суда Пермского края Митракова Т.В.,
при секретаре Пастуховой О.В.,
с участием законного представителя юридического лица Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа», директора Пашковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, и жалобу директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» Пашковой Е.И. на постановление о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ,
У с т а н о в и л :
Постановлением № о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере № рублей.
Директор МОУ «Детская музыкальная школа» Пашкова Е.И., не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении о наложении административного взыскания отменить, в связи с тем, что выявленные нарушения Правил пожарной безопасности были устранены и протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности составляется только на основании неисполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В судебном заседании директор МОУ «Детская музыкальная школа» Пашкова Е.И. на жалобе настаивает, пояснила, что по результатом проверки в ДД.ММ.ГГГГ года инспектором Хардиной нарушений не выявлено, что указано в журнале регистрации проверок. ДД.ММ.ГГГГ в школе была проведена плановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в здании учреждения. С выявленными нарушениями она согласна. В настоящее время знаки пожарной безопасности для путей эвакуации и кнопки включения автоматической пожарной сигнализации приобретены и установлены. Пожарный инструктаж в школе проводит заместитель директора по АХЧ Голубь Р.Н. На момент проверки Госпожнадзора допуск к проведению инструктажа истек. В настоящее время договор заключен, произведена оплата и получено новое удостоверение о допуске к противопожарному инструктажу. На момент проверки испытания пожарной лестницы не были проведены, так как по данному поводу в ООО «Пермское краевое ВДПО» в 2009 году было направлено письмо, на основании которого Детская музыкальная школа была поставлена в очередь. В настоящее время с ООО «Техпромсервис» заключен договор, произведена оплата и испытание противопожарных наружных лестниц. Имеется необходимость в установлении противопожарных дверей и конструкций пожарных шкафов. Летом 2010 года школа вошла в Проект «Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы». После ремонта крыши остались денежные средства, которые по согласованию с краем будут израсходованы на установку шкафов и дверей. Учредителем Музыкальной школы является Администрация Кизеловского муниципального района. Детское учреждение финансируется только за счет средств местного бюджета. Выделяемые денежные средства используются по назначению, но их недостаточно. С протоколом и постановлением по делу об административном правонарушении она знакома. Считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене по тому основанию, что изготовлено с исправлениями ДД.ММ.ГГГГ, а такой даты нет, и подписано Хардиной, хотя вынесено от имени Вяткина В.В.
Суд находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц- от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц- от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, что в ходе выездной плановой проверки МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», проведенной ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения 31 ОДН по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам, были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности: не выполнены в соответствии установленным требованиям при сертификации в системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности конструкций пожарных шкафов (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 151-2000 п.п. 1.2; 4.7; 4.8; 4.9; 4.15); двери электрощитовой, библиотеки, кладовых выполнены не в противопожарном исполнении (СНиП 21-01-97* п. 5.14; 7.20); не проведено эксплуатационное испытание наружных пожарных лестниц на прочность (ППБ 01-03 п.41); противопожарный инструктаж проводится лицом, не имеющим допуск к проведению инструктажа (ППБ 01-03 п. 7); пути эвакуации, кнопки включения автоматической пожарной сигнализации не обозначены знаками пожарной безопасности (НПБ 160-97).
Виновность юридического лица в нарушении правил пожарной безопасности подтверждается графиком ежегодного плана проведения плановых проверок прокуратуры Пермского края и Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Пермскому краю; Распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном нарушении требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки МОУ «Детская музыкальная школа» № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случае, предусмотренных статьями 8.32,11.16 КоАП РФ.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении часть нарушений Правил пожарной безопасности были устранены, а именно: приобретены знаки пожарной безопасности, что подтверждается товарным чеком № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры на оказание услуг для эксплуатационного испытания наружных пожарных лестниц на прочность и обучения по программе пожарно-технического минимума.
Также судом установлено, что МОУ ДОД «Детская музыкальная школа»- юридическое лицо, учредителем которого является Администрация Кизеловского муниципального района, финансируется за счет средств местного бюджета, самостоятельного дохода не имеет. На основании акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 51 от 23.06.2008 года был утвержден план-график выполнения предписаний Государственного пожарного надзора между Главой Кизеловского муниципального района и Заместителем главного государственного инспектора по Губахинскому, Александровским и Кизеловскому муниципальным районам, согласно которому в МОУ ДОД ДМШ до 01.06.2009 года планировалось установить пожарные шкафы, соответствующие требованиям НПБ 151-2000, и двери, с предельной огнестойкостью не менее 0,6 ч., в количестве по 9 штук до 01.06.2009 года. Однако, до настоящего времени оборудование не приобретено. Директором школы в адрес начальника Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района направлено отношение для рассмотрения вопроса о выделении денежных средств для приобретения и установки пожарных шкафов 9 штук и противопожарных дверей 7 штук.
На момент рассмотрения жалобы проведено эксплутационное испытание стационарных наружных пожарных лестниц и ограждений крыши, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора АХЧ Голубь Р.Н. получено удостоверение по проверке знаний пожарного технического минимума в объеме должностных (производственных) обязанностей.
На основании изложенного, суд считает, что в качестве смягчающих обстоятельств при назначении наказания юридическому лицу не было учтено имущественное и финансовое положение детского учреждения, что назначение наказания в виде штрафа в размере № рублей может поставить данное учреждение в трудное финансовое положение.
Суд считает доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составляется только в случае неисполнения предписания ошибочными, поскольку в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности как акт проверки, так и предписание составляются по итогам каждой проверки, и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Судом также установлено, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ был составлен в присутствии законного представителя юридического лица, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 25.1 и 25.4 КоАП РФ, копию протокола он получил, о чем свидетельствуют подписи директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» в названном протоколе. ДД.ММ.ГГГГ законный представитель юридического лица присутствовал при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, копию постановления он получил, о чем свидетельствуют его подписи. Однако, дата составления оспариваемого постановления указана как ДД.ММ.ГГГГ с исправлениями. Суд расценивает это обстоятельство как описку, поскольку из установочной и резолютивной части постановления видно, что проверка произведена ДД.ММ.ГГГГ, копия процессуального акта по итогам рассмотрения дела получена директором МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» ДД.ММ.ГГГГ. Но при этом считает, что внесение каких либо исправлений в само постановление по делу об административном правонарушении, является недопустимым.
В соответствии с п. 5 ст. 29.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.
Обжалуемое постановление вынесено от имени начальника 31-ОДН по Кизеловскому и Александровским муниципальным районам, подполковником внутренней службы Вяткиным В.В., однако подписано Хардиной Е.С.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, на основании изложенного, поскольку вопрос о замене меры административного взыскания со штрафа на предупреждение перед судом законным представителем юридического лица не ставится и имеются существенные нарушения процессуальных требований, но не истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, постановление о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в правомочный орган.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление № о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МОУ ДОД ДМШ к административной ответственности в виде штрафа в размере № рублей отменить, а дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ, направить на новое рассмотрение в 31-ОНД по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья