РЕШЕНИЕ
г. Кизел ДД.ММ.ГГГГ
Судья Кизеловского городского суда Пермского края Митракова Т.В.,
при секретаре Пастуховой О.В.,
с участием должностного лица, привлеченного к административной ответственности- директора Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кизеловский горный техникум» Фотеевой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ, и жалобу директора ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» Фотеевой Г.М. на постановление о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ,
У с т а н о в и л :
Постановлением № о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ директор ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» Фотеева Г.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере № рублей.
Директор ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» Фотеева Г.М., не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении о наложении административного взыскания отменить, производство по делу прекратить, в связи с тем, что в ходе проверки был сразу составлен протокол об административном правонарушении, а не предписание об устранении нарушений, хотя выявленные нарушения являются незначительными и были выполнены администрацией учреждения незамедлительно. ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум финансируется за счет средств федерального бюджета учредителем Министерством образования и науки РФ в централизованном порядке. Финансирование техникума на 2011 год составило лишь 55 % от запланированной потребности, что не позволяет обеспечить выполнение всех требований административного органа.
В судебном заседании директор ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» Фотеева Г.М. на доводах жалобы настаивает, просит заменить наказание в виде штрафа на предупреждение, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась проверка соблюдения требований пожарной безопасности в техникуме. В образовательном учреждении существует противопожарный режим, который оформлен положениями, инструкциями и правилами, в которых обозначены пункты Правил пожарной безопасности. Лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения назначено. За это отвечает начальник хозяйственного отдела, в п. 3.7 должностной инструкции которого предусмотрена указанная ответственность. После проведения проверки были изданы соответствующие приказы. Обработка деревянных конструкций учебного корпуса № проводилась в 2010 году, следующую- необходимо проводить через три года. Согласно Правил пожарной безопасности проверку огнезащитного состояния деревянных конструкции необходимо проводить каждые пол года. Данная проверка была проведена по истечении 8 месяцев после обработки деревянных конструкций. После проверки была произведена перемотка пожарных рукавов, о чем имеется акт. На момент проверки люк чердачного помещения был открыт, так как работники техникума чистили крышу от снега, в настоящее время он закрыт. В 1974 году был построен учебный корпус №, в котором были установлены противопожарные шкафы старой конструкции, но они находятся в рабочем состоянии, хотя не сертифицированы. В настоящее время приобретены и установлены сертифицированные пожарные шкафы. Учредителем Кизеловского горного техникума является Министерство образования и науки РФ. Образовательное учреждение финансируется учредителем за счет средств федерального бюджета, но денежные средства выделяются в недостаточном количестве. При формировании сметы на календарный год она в обязательном порядке включает средства на противопожарные мероприятия. На 2011 год от необходимой потребности в денежных средствах техникум профинансирован только на 55 %, что создает определенные трудности при проведении противопожарных мероприятий. Протокол об административном правонарушении и постановление выносились в ее присутствии. Просит изменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение, поскольку на момент составления протокола практически все нарушения были устранены, кроме установки сертифицированных пожарных шкафов, которые в настоящее время приобретены и установлены. Считает, назначенную меру наказания слишком суровой, так как образовательное учреждение финансируется за счет средств федерального бюджета и собственных доходов не имеет. Она как директор старается делать все от нее возможное, выделяемые денежные средства расходует строго по назначению.
Суд находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодекса, в том числе, следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц- от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц- от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима,- влекут наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц- от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц- от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судом установлено, что в ходе выездной плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ в № мин. в зданиях и помещениях ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» по адресу <адрес>, проведенной на основании Распоряжения 31 ОДН по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам, в период действия особого противопожарного режима на территории Пермского края, установленного Постановлением Правительства Пермского края № 5-п от 14.01.2011 года, были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности: не установлен приказом противопожарный режим в учреждении (ППБ 01-03 п. 15); не назначено приказом лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (ППБ 01-03 прил. 3 п. 15); не проводится проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака учебного корпуса № в раза в год (ППБ 01-03 п. 36); не выполнены в соответствии установленным требованиям при сертификации в системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности конструкций пожарных шкафов в учебном корпусе №, общежитии, газовой котельной (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 151-2000 п.п. 1.2; 4.7; 4.8; 4.9; 4.15); люк чердачного помещения учебного корпуса находится в открытом положении (ППБ 01-03 п. 44); не проводится перемотка рукавов в пожарных шкафах учебного корпуса №, пожарные рукава не подцеплены к кранам (ППБ 01-03 п. 91).
Виновность должностного лица в нарушении правил пожарной безопасности подтверждается графиком ежегодного плана проведения плановых проверок прокуратуры Пермского края и Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Пермскому краю; Распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном нарушении требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Суд считает доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составляется только в случае неисполнения предписания ошибочными, поскольку в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности как акт проверки, так и предписание составляются по итогам каждой проверки, и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Согласно Устава ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» директор учреждения несет ответственность за все стороны деятельности учреждения.
Действия должностного лица правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случае, предусмотренных статьями 8.32,11.16 КоАП РФ, совершенные в условиях особого противопожарного режима
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении часть нарушений Правил пожарной безопасности были устранены, а именно: изданы приказ о противопожарном режиме в ГОУ СПО Кизеловский горный техникум № от ДД.ММ.ГГГГ и приказ о назначении ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения № от ДД.ММ.ГГГГ; произведена перемотка пожарных рукавов в пожарных шкафах учебного корпуса № и пожарные рукава подцеплены к кранам, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт; проведена проверка огнезащитного состояния чердачного помещения корпуса №, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, и ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка на реализацию 23 пожарных шкафов.
Также судом установлено, что ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования федерального подчинения, учредителем которого является Правительство Российской Федерации, функции которого исполняет Министерство образования и науки Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет закрепленное на праве оперативного управления федеральное имущество, самостоятельный баланс, собственный бюджетный, расчетный, валютный и другие счета банковских и иных кредитных учреждениях, директор учреждения несет ответственность за все стороны деятельности учреждения, которое несет ответственность перед учредителем за сохранность и эффективность использования в соответствии с установленными задачами и целями закрепленной за ним собственности, учреждение включено в систему централизованного государственного бюджетного финансирования, которое осуществляется Министерством за счет средств федерального бюджета. Из проекта бюджетной сметы на 2010 год и отчета о состоянии лицевого счета на ДД.ММ.ГГГГ видно, что финансирование ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» на текущий год обеспечено на 55 % от запланированного.
На момент рассмотрения жалобы приобретено и установлено 23 пожарных шкафа, что подтверждается договором поставки с установкой от ДД.ММ.ГГГГ, накладной, и актом о приемке выполненных работ.
На основании изложенного, суд считает, что в качестве смягчающих обстоятельств при назначении наказания должностному лицу не было учтено имущественное и финансовое положение образовательного учреждения, что назначение наказания в виде штрафа в размере № рублей может поставить данное учреждение в трудное финансовое положение. Кроме того, деятельность ГОУ СПО «Кизеловский горный техникум» финансируется из средств федерального бюджета, самостоятельного дохода не имеет, все указанные требования пожарного надзора ведут к большим финансовым затратам, которые образовательное учреждение выделить самостоятельно не может, и на момент рассмотрения настоящего дела нарушения требований Правил пожарной безопасности были устранены.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, поскольку должностным лицом были приняты все зависящие от него меры по устранения выявленных нарушений, с учетом смягчающих обстоятельств, суд считает, что имеются основания для изменения назначенной меры наказания в виде административного штрафа на меру наказания предупреждение, при назначении которой также может быть достигнута цель административного наказания, что не ухудшит положение должностного лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника 31-ОНД по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кизеловский горный техникум» Фотеевой Г.М. изменить, назначить за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья