избрание за совершение административно правонарушения меры наказания в виде штрафа невозможно, поскольку законный представитель юридического лица готов и намерен устранять выявленные нарушения (5-25/2012)



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кизел                                  ДД.ММ.ГГГГ

Судья Кизеловского городского суда Пермского края Митракова Т.В.,

при секретаре Мольковой Л.Н.,

с участием законных представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и.о. директора КГАСУСОН «ГПНИ» Греховой Н.В., действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и руководителя Коспашского филиала КГАСУСОН «ГПНИ» Останиной М.Я., действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20. ч. 3 КоАП РФ, в отношении Краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Губахинский психоневрологический интернат», юридический адрес: <адрес>, почтовый адрес: <адрес>, <...>, имеющего филиалы: Никоновский филиал краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Губахинский психоневрологический интернат», находящийся по адресу <адрес>, почтовый адрес филиала: <адрес>; Александровский филиал краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Губахинский психоневрологический интернат», находящийся по адресу <адрес> почтовый адрес филиала: <адрес>; «Кизеловский психоневрологический интернат»- филиал краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Губахинский психоневрологический интернат», находящийся по адресу <адрес>, почтовый адрес филиала: <адрес>; Коспашский филиал краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Губахинский психоневрологический интернат», находящийся по адресу <адрес>, почтовый адрес: <адрес>,

у с т а н о в и л :

           С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Управления Росздравнадзора по Пермскому краю № 187-Пр/12 от 22.05.2012 года комиссией специалистов Управления Росздравнадзора по Пермскому краю в составе трех человек под председательством ФИО2 проведена плановая выездная проверка КГАСУСОН «ГПИ» по месту осуществления им медицинской деятельности в Коспашском филиале по месту фактического нахождения филиала учреждения: по <адрес>, с целью исполнения утвержденного плана проверок на 2012 год на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными нормативными актами.

          Проверкой были установлены нарушения законодательства в области выполнения требований и условий лицензии при осуществлении деятельности без извлечения прибыли, выразившиеся в осуществлении медицинской деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, а именно: п.п. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, по соблюдению установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно:

1. На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения правил хранения лекарственных средств:

1.1. Помещение, использующееся для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения, не соответствует требованиям: в кабинете старшей медицинской сестры - стены побелены, на части стены бумажные обои. Таким образом, поверхность не допускает возможность проведения влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в кабинете осуществляется хранение лекарственных препаратов.

1.2. В медицинском кабинете «Пост», в котором на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ осуществляется хранение лекарственных препаратов, отсутствует прибор для регистрации параметров воздуха: термометр (гигрометр и др.). Таким образом, контроль за условиями хранения лекарственных препаратов, в соответствии с указанием производителя на упаковке (этикетке) не проводится. Карты учета температуры и влажности в данном помещении на момент проверки отсутствуют.

1.3. Руководителем учреждения не определен порядок учета лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности.

2. В использовании выявлено незарегистрированное изделие медицинского назначения: «Шпатель деревянный шлифованный», производства «Апексмед Интернэшнл», Нидерланды, в количестве 28 штук, цену установить не представляется возможным. Изделие не зарегистрировано, приходные документы и документы, подтверждающие качество отсутствуют.

3. По контролю качества оказания медицинской помощи.

3.1. Не обеспечен внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности:

3.1.1. Контроль за качеством оказания медицинской помощи в учреждении (внутренний и внешний) формальный.

             В учреждении не проводится разбор летальных случаев проживающих. В Коспашском филиале КГАСУСОН «Губахинский ПНИ» в 2011 году умерло 3 человека, за 1 квартал 2012 года 4 человека. Из них: 1 человек с диагнозом: <...>, 3 человека с диагнозом: <...>. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, посмертный патологоанатомический диагноз: <...>). ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, посмертный патологоанатомический диагноз: <...>. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, посмертный патологоанатомический диагноз: <...>. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, посмертный патологоанатомический диагноз: <...>). КГАСУСОН «Губахинский ПНИ» заключен договор с ММУЗ «Кизеловская РБ» на осуществление внутриведомственного контроля качества. Специалистами ММУЗ «Кизеловская РБ», осуществляющими контроль качества медицинской помощи, не проводится анализ качества медицинской помощи пациентам с летальным исходом, не указываются ошибки медицинского персонала в диагностике, тактике ведения пациента, лечении, что приводит к повторению подобных ошибок вновь.

3.1.2. Оказание медицинской помощи проживающим гражданам организовано неудовлетворительно :

Медицинскими работниками Коспашского филиала КГАСУСОН «Губахинский ПНИ» не выполняются рекомендации врачей-специалистов по результатам проведенных ежегодных осмотров. У ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 врачом-стоматологом при проведении ежегодного осмотра установлена нуждаемость в санации полости рта. Данная рекомендация медицинскими работниками не выполнена, в карте пациентов отсутствует информация о выполнении рекомендаций. ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, врачом-терапевтом рекомендовано повторить OAK, выполнить анализ мокроты на ВК. Данные рекомендации не выполнены. У ФИО7 врачом-стоматологом при проведении ежегодного профилактического осмотра установлена необходимость в санации полости рта, врачом-терапевтом рекомендовано повторно выполнить ОАМ, провести курс лечения таблетками канефрона. Данные рекомендации врачей не выполнены.

Ежегодный углубленный медицинский осмотр инвалидов врачом-онкологом, врачом-отоларингологом не проводился.

Нарушается ведение первичной медицинской документации: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. В медицинской карте отсутствует информация о констатации смерти. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. В медицинской карте отсутствует информация о смерти.

Главным специалистом-экспертом отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Управления Росздравнадзора по Пермскому краю по результатам проверки, в ходе которой были выявлены нарушения пунктов 6,7, 11 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 706 н от 23.08.2010 года «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 17.04.2009 года № 01И-220/09, согласно которому незарегистрированные изделия медицинского назначения подлежит изъятию из обращения, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 735 от 30.10.2006 года «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения», ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 72 Постановления Правительства Российской Федерации № 55 от 19.01.1998 года, п. 11 Инструкции о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 года № П-7, Приказа Министерства социальной защиты Российской Федерации № 180 от 11.10.1993 года «Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов», Федерального закона № 122-ФЗ от 02.08.1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, приказа МЗ СССР № 375 от 17.03.1987 года «О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов», приказа Минздрава ССР № 204 от 12.02.1987 года «О введении формализованных форм медицинской документации», п. 5 «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 291 от 16.04.2012 года, в отношении КГАСУСОН «Губахинский ПНИ» ДД.ММ.ГГГГ года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях по тем основаниям, что в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года № 291, невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных пп. «б» п. 5 настоящего Положения, является грубым нарушением.

В судебном заседании законный представитель юридического лица Грехова Н.В. пояснила, что с протоколом об административном правонарушении согласна, так как выявленные нарушения имелись, но в настоящее время все устранены. На момент проверки в интернате шел ремонт, об этом проверяющие были поставлены в известность. Кабинет старшей медицинской сестры еще не ремонтировали. В настоящее время кабинет покрашен моющей отделкой. Гигрометры в количестве 4 штук должны были быть в интернате на момент проверки. В медицинском кабинете «Пост» гигрометр был установлен во время проверки. Директором интерната приказом № 59/2 от 27.06.2012 года утвержден порядок учета лекарственных препаратов с истекшим сроком годности. На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ шпатели были изъяты из обращения и утилизированы. Разбор летальных случаев произведен, ММУЗ «Кизеловская городская больница» произведена экпертиза, о чем составлен акт. Проведена санация полости рта у ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11.     ФИО6 и ФИО7 ФИО6 и ФИО7 выполнены анализы крови и мокроты. Пантелеев прошел курс лечения таблетками канефрона. Клиенты, наблюдающиеся у онколога осмотрены, также были на приеме у дерматолога. Во все документы были внесены все необходимые сведения: факт смерти клиента. Учреждение делает все возможное для того, чтобы оказывать качественную медицинскую помощь, фельдшер ежедневно делает обходит. Клиенты интерната в силу своего заболевания: страдающие психическими расстройствами, «лежачие», не всегда могут сказать, что их беспокоит и где у них «болит», поэтому возникают сложности в диагностировании.

В судебном заседании законный представитель юридического лица Останиной М.Я. поддержала, доводы изложенные Греховой Н.В., дополнительно пояснила, что в настоящее время в Коспашский филиал принят новый фельдшер, прежний уволен из-за неудовлетворительных результатов работы. В настоящее время клиентов регулярно возят в ММУЗ «Кизеловская городская больница» для осмотра, взятия анализов и диагностирования сложных случаев.            

           В судебное заседание представитель Управления Росздравнадзора по Пермскому краю не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, считает, что учреждению необходимо назначить наказание только в виде штрафа, поскольку выявленное нарушение не может рассматриваться как малозначительное.

           Объектом посягательства, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 19.20. КоАП РФ является порядок управления в сфере деятельности, связанной с предоставлением медицинских услуг без извлечения прибыли. В силу частей 1 и 2 ст. 4.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение составляет три месяца, поскольку дело передано на рассмотрение районному суду, и исчисляется при длящемся правонарушении со дня его обнаружения.

           Согласно ст. 58 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 года № 61-ФЗ хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правилами хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 706 н от 23.08.2010 года, предусмотрено:

6. Отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.

7. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.

Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.

11. В организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

        Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 07.02.1992 года изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг); гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В соответствии с п. 72 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 года, информация об изделиях медицинского назначения (изделиях медицинской техники, включая инструменты, оборудование, приборы и аппараты медицинские, изделия медицинские из резины, текстиля, стекла, полимерных и других материалов, и запасных частях к ним, предназначенных для профилактики, диагностики, лечения заболеваний в домашних условиях, реабилитации и ухода за больными; оправах для корригирующих очков и линзах для коррекции зрения; изделиях протезно-ортопедических и запасных частях к ним; наборах реагентов и средств для диагностики; домашних (автомобильных) аптечных комплектах (наборах) и прочих медицинских материалах и средствах) помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать сведения о номере и дате разрешения на применение таких изделий в медицинских целях, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в установленном порядке, а также, с учетом особенностей конкретного вида товара, сведения о его назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения.

Общими положениями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 735 от 30.10.2006 года, предусмотрено:

1.2. Регистрация изделий медицинского назначения представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации.

1.3. Регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для: профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием; воздействия на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека, однако способ действия которых может поддерживаться такими средствами.

1.5. При осуществлении государственной регистрации к российским и зарубежным изделиям медицинского назначения предъявляются одинаковые требования.

         1.8. Сведения о номере и дате регистрации изделия медицинского назначения должны быть доступны для потребителя (нанесены на упаковку, этикетку, инструкцию по применению, руководство по эксплуатации), а также содержаться на рекламной продукции, предназначенной для конечного потребителя.

Согласно п. 21 Приказа Министерства социальной защиты РФ № 180 от 11.10.1993 года "Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов" в доме-интернате (отделении) милосердия должен ежегодно проводиться углубленный медицинской осмотр всех инвалидов и престарелых врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, онкологом, окулистом, дерматологом, гинекологом, отоларингологом, психиатром). Периодические врачебные осмотры должны проводиться в зависимости от состояния больных, но не реже одного раза в неделю. По согласованию с вышестоящими по подчиненности и соответствующими финансовыми органами для консультаций могут приглашаться специалисты на договорной основе из лечебно-профилактических учреждений.

Согласно ст. 12 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" № 122-ФЗ от 02.08.1995 года граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьей 7 настоящего Федерального закона, а также имеют право на: уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого возраста и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования. В соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Приложением № 4 "Медицинская карта стационарного больного" к Приказу Здравоохранения № 204 от 12.02.1987 года предусмотрено, что на обороте титульного листа в "особых отметках" записывается согласие больного (родственников) на операцию. Предусмотрено место для записи приема и выдачи вещей и ценностей от больных. Здесь же записывается диагноз патологоанатомический.

В судебном заседании с достоверностью установлен факт допущенных юридическим лицом нарушений, а именно: помещение, использующееся для хранения лекарственных препаратов медицинского применения, частично побелено и поклеены обои, что не позволяет проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств; однако доказательств о том, какие лекарственные препараты хранились в нем на момент проверки суду не представлено; в медицинском кабинете "Пост", отсутствует прибор для регистрации параметров воздуха, нет карт учета температуры и влажности, однако, доказательств о том, какие лекарственные препараты хранились в данном кабинете на момент проверки, каковы условия их хранения в соответствии с указанием производителя на упаковке (этикетке), суду не представлено; в учреждении имеется незарегистрированное изделие медицинского назначения "Шпатель деревянный". производства «Апексмед Интернэшнл», Нидерланды, в количестве 28 штук, без сведений о цене, изделие не зарегистрировано, на него отсутствуют приходные документы и его качестве, однако, доказательств того, что указанное изделие применяется в использовании, суду не представлено; руководителем учреждения не определен порядок учета лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности, однако, доказательств того, что в лечении пациентов применялись такие средства, суду не представлено; в учреждении не производится разбор летальных случаев, однако, доказательств того, что данные обстоятельство приводит к повторению подобных ошибок вновь, суду не представлено, поскольку как следует из протокола об административном правонарушении и договора оказания платных медицинских услуг № 115 от 01.01.2012 года, пациенты умерли в первом квартале 2012 года, МБУЗ "Кизеловская городская больница" по заявкам КГАСУСОН "Губахинский психоневрологический интернат" один раз в квартал производит оценку качества наблюдения, лечения и ведения медицинской документации; в отношении четырех клиентов не выполнены рекомендации врачей специалистов, однако, доказательств о том, какие рекомендации были назначены пациентам, каков их срок исполнения, каковы диагнозы больных, имеется ли необходимость в проведении таких мероприятий, а также о том, что это привело или могло привести к негативным последствиям, суду не представлено; ежегодный углубленный медицинский осмотр инвалидов врачом-онкологом, врачом- отоларингологом не проводился, однако, доказательств о том, когда производился последний осмотр клиентов суду не представлено; в медицинских картах двух пациентов не указаны сведения о констатации смерти, однако доказательств того, что указанное обстоятельство привело к негативным последствиям суду не представлено.

Согласно подпункта «б» пункта 5 "Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"), утвержденного Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В соответствии с пунктом 6 указанного Положения, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

        В соответствии с ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

         В протоколе об административном правонарушении указано, что КГАСУСОН "Губахинский психоневрологический интернат" необходимо привлечь к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20. КоАП, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований.

Несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2. КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

В данном случае составы правонарушений, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 19.20. КоАП РФ, имеют один родовой объект посягательства. Суд считает, что действия юридического лица необходимо переквалифицировать на ч. 2 ст. 19.20. КоАП РФ, поскольку доказательств того, что выявленные нарушения повлекли за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, человеческие жертвы или причинение вреда здоровью, суду не представлено. Кроме того, в ходе проверки объяснения от персонала учреждения не истребовались, выдержки из карт пациентов, для оценки оказания и медицинской помощи, к материалам дела не приложены, то есть, протокол об административном правонарушении, как и акт проверки содержат сведения о выявленных правонарушениях общего характера с предположительными выводами. В судебном заседании законные представители КГАСУСОН "Губахинский психоневрологический интернат" согласились с выявленными нарушениями, однако, как указывалось ранее, представленные материалы не позволяют сделать суду однозначный вывод о том, что медицинская деятельность в учреждении осуществляется с грубыми нарушениями лицензионных требований.

На основании изложенного, суд усматривает в действиях КГАСУСОН "Губахинский психоневрологический интернат" вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

        В соответствии с частями 1 и 2 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

        При назначении наказания, следует учесть количество, характер и степень общественной опасности, имущественное положение юридического лица, совершившего административное правонарушение, обстоятельства, смягчающее административную ответственность, а именно признание вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

          В судебном заседании было установлено, что в медицинском кабинете «Пост» установлен гигрометр, что подтверждается оборотной ведомость по материальным запасам Коспашского филиала, паспортом изделия и сертификатом об утверждении типа средства измерения и температурным листом кабинета на июнь 2012 года (л.д. 74-76, 81-82, 79). Шпатели деревянные шлифованные, производства «Апексмед Интернэшнл», Нидерланды, в количестве 28 штук, изъяты из обращения и утилизированы согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83). В интернате ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка по контролю деятельности медицинской сестры, в ходе которой было установлено: в кабинете сохраняется надлежащая температура для хранения лекарственных средств, журналы контроля температуры и влажности заполнены, препараты, которые необходимо хранить в холодильнике, хранятся при надлежащей температуре, на полках шкафа медикаменты находятся по фармокологическим группам, упаковкой наружу, стеллажные карты заполнены, журналы заполнены, подписаны, пронумерованы, скреплены печатью, накладные по форме-11 ведутся на латинском языке, лекарств с истекшим сроком годности не выявлено (л.д. 92). Приказом № 59/2 от 27.06.2012 года директором учреждения утвержден порядок ведения учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности, назначены ответственные лица за его исполнение (л.д. 70-71). Клиенты интерната ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО6 прошли осмотр врача-стамотолога с санацией полости рта, у ФИО6 взяты анализы крови и мокроты, у ФИО8- анализы мочи и крови, у ФИО7- крови, в карты ФИО1 и ФИО12 внесены сведения о смерти (л.д. 84-87). В Копашском филиала на основании приказа КГАСУСОН "Губахинский психоневрологический интернат" № 1/18 от 10.01.2012 года создана комиссия по разбору летальных случаев, на которой ДД.ММ.ГГГГ отмеченные летальные случай были разобраны, что подтверждается протоколами, ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ « Кизеловская городкася больница» был составлен акт ведомственного контроля качества медицинской помощи.

         При таких обстоятельствах, суд считает, что избрание в отношении КГАСУСОН "Губахинский психоневрологический интернат" за совершение административно правонарушения меры наказания в виде штрафа невозможно, поскольку законный представитель юридического лица готов и намерен устранять выявленные нарушения действующих лицензионных условий и требований, часть которых, на момент рассмотрения административного дела устранена, также приняты все зависящие от него меры по устранения выявленных требований закона, что свидетельствует о стремлении исполнить возложенные на него обязанности, назначение наказания в виде административного штрафа может поставить учреждение в трудное финансовое положение, которое финансируется за счет средств краевого бюджета. Таким образом, юридическому лицу следует определить административное наказание только в виде предупреждения, поскольку указанное наказание, по мнению суда, сможет также обеспечить достижение цели административного наказания.

          Руководствуясь ст.ст. 3.12., 29.10, 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

           Юридическое лицо Краевое государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Губахинский психоневрологический интернат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

           Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 суток со дня вручения мотивированного постановления или получения его копии.

           Судья