ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Катав-Ивановский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Козынченко И.В., при секретаре ФИО3, с участием пом. прокурора ФИО4, представителя ответчика - администрации Катав-Ивановского муниципального района <адрес> ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Катав-Ивановского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № <адрес>-Ивановского муниципального района <адрес>, администрации Катав-Ивановского муниципального района <адрес>, об обязании установить пандус и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа в здание школы, установил: Катав-Ивановский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № <адрес>-Ивановского муниципального района <адрес>, в котором просит: обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>-Ивановского муниципального района <адрес> установить пандусы и поручни на входе в учебный корпус школы в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 « Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для обеспечения беспрепятственного доступа в учебный корпус лицам с ограниченными физическим возможностями. В обоснование требований прокурор указал, что в Катав-Ивановской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в которой установлено, что в МОУ Средняя общеобразовательная школа № <адрес>-Ивановского муниципального района не обеспечивается беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями. Вход в учебный корпус МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» Катав-Ивановского муниципального района не имеет необходимых приспособления для беспрепятственного доступа в него инвалидов. Наличие крыльца без поручней и пандусов препятствуют свободному доступу лиц с ограниченными функциональными возможностями в учебный корпус школы. Несоблюдение ответчиком требований законодательства в части обеспечения возможности доступа в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в учебный корпус МОУ СОШ № <адрес> лицам с ограниченными физическими возможностями, влечет нарушение их права на доступность и беспрепятственный доступ в учреждение образования. В судебном заседании пом. прокурора ФИО4 уточнил заявленные требования и просил обязать МОУ СОШ № <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пандусы и поручни на входе в учебный корпус школы в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 « Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для обеспечения беспрепятственного доступа в учебный корпус лицам с ограниченными физическим возможностями; при недостаточности денежных средств у общеобразовательного учреждения возложить на администрацию Катав-Ивановского муниципального района <адрес> субсидиарную обязанность профинансировать выполнение требований по установки пандусов и поручней на входе в учебный корпус школы из средств местного бюджета. Представитель ответчика - администрации Катав-Ивановского муниципального района <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании согласился с исковыми требованиями. Представитель ответчика - МОУ СОШ № <адрес> в суд не явился, извещен надлежащим образом, предоставил в суд письменный отзыв, в котором предъявленные исковые требования признает в полном объеме и просит рассмотреть дело без его участия. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление Катав-Ивановского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № <адрес>-Ивановского муниципального района <адрес>, администрации Катав-Ивановского муниципального района <адрес>, об обязании установить пандус и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа в здание школы, подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.ч. 1,2,6 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность школьного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Согласно ч.1 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно ст. 18 этого же Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в нарушение перечисленных требований законодательства вход в учебный корпус МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» Катав-Ивановского муниципального района не имеет необходимых приспособлений на входе в учебный корпус для беспрепятственного доступа в него инвалидов. Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела: актом осмотра места правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей, из которых видно, что вход в учебный корпус не оборудован приспособлением для доступа в него инвалидов; сведениями Управления образования администрации Катав-Ивановского муниципального района, согласно которых непосредственно в школах района в 2010-2012 год обучаются 25 детей-инвалидов, специальное оборудование в образовательных учреждениях не установлены; Уставом МОУ Средней общеобразовательной школы № <адрес>-Ивановского муниципального района <адрес>. По правилам п.п. 3.9, 3.13, 314, 3.29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Открытые лестницы общественных, жилых и промышленных зданий должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, при этoм максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %, при перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее не более 10 %. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО6 51261. В соответствии с п. 12.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 1-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися. Согласно таблицы 12.1 «Требования к зданиям учреждений образования» СП 1-102-99 на входе в здания подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования осуществляется по пандусу. Поручни на ограждениях лестниц следует предусматривать на высоте 0,5 м (в блоке начальных классов); 0,7 и 0,9 м. Если лестницы крыльца проектируются без ограждения (с двух или трехсторонним спуском), их следует оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на отдельных опорах. Согласно ч.1 ст. 51, п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнения функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Пунктом 19 части 2 ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, когда указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Поскольку образовательный процесс проводится непосредственно в учебном корпусе МОУ СОШ № <адрес>, суд считает, что обязанность по установке пандусов и поручней на входе в корпус школы следует возложить на МОУ СОШ № <адрес>, установив срок до ДД.ММ.ГГГГ, так как действующее законодательство требует обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ в редакции, применяемой к отношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учредителем в МОУ СОШ № <адрес> является администрация Катав-Ивановского муниципального района <адрес>. Согласно п. 10 Устава МОУ СОШ № <адрес>, учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества, то есть комитет имущественных отношений администрация Катав-Ивановского муниципального района <адрес>, который наделил имуществом МОУ СОШ № <адрес> на праве оперативного управления. Учитывая данное обстоятельство, суд считает, что в случае недостаточности денежных средств у МОУ СОШ № <адрес>, администрация Катав-Ивановского муниципального района <адрес> обязана нести субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного ей учреждения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Катав-Ивановского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № <адрес>-Ивановского муниципального района <адрес>, администрации Катав-Ивановского муниципального района <адрес>, об обязании установить пандус и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа в здание школы, удовлетворить. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № <адрес>-Ивановского муниципального района <адрес> установить пандус и поручни на входе в учебный корпус для обеспечения беспрепятственного доступа в здание школы, в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 « Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № <адрес>-Ивановского муниципального района <адрес> возложить на администрацию Катав-Ивановского муниципального района <адрес> субсидиарную обязанность профинансировать выполнение мероприятий по установке пандусов и поручней для обеспечения беспрепятственного доступа в здание школы. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Катав-Ивановский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: И.В. Козынченко