Иск об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

заочное

ДД.ММ.ГГГГ                                                     <адрес>

Катав-Ивановский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Козынченко И.В.,

при секретаре ФИО4,

с участием старшего помощника Катав-Ивановского городского прокурора ФИО5,

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по иску Катав-Ивановского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год,

установил:

         Катав-Ивановский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2, в котором просят обязать ИП ФИО2, осуществляющего деятельность по <адрес> в <адрес>-Ивановского муниципального района произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год.

В обоснование требований указали, что Катав-Ивановской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении природоохранного законодательства в сфере негативного воздействия на окружающую среду. В ходе проверки установлено, что в ходе деятельности кафе «Золотое яблоко», расположенного по <адрес> в <адрес> образуются отходы производства, которые размещаются в контейнерах, в отведенных местах и впоследствии вывозятся в соответствии с договором, заключенным между ИП ФИО2 и специализированной организацией ООО «Коммунальный сервис» договором от ДД.ММ.ГГГГ для захоронения на полигон твердых бытовых отходов, используемый обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис». Кроме того, в процессе деятельности образуются жидкие нечистоты, которые, в соответствии с договором заключенным между ИП ФИО2 и специализированной организацией ООО «Коммунальный сервис» складируются ИП ФИО2 в установленных местах до вывоза Исполнителем.

В судебном заседании старший помощник Катав-ивановского городского прокурора ФИО5 настаивал на заявленных требованиях, ссылаясь на изложенное в заявлении. Дополнил, что кафе «Золотое яблоко», являясь природопользователем, незаконно не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, чем создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде и здоровью неопределенного круга лиц.

Ответчик - индивидуальный предприниматель ФИО6 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались. В деле имеется почтовое уведомление о получении судебной повестки. Ходатайств и возражений по существу заявленных требований суду не представили.

           В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Определение судьи о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.

        В соответствии со ст. 150 ГПК РФ непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление Катав-Ивановского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ИП ФИО2, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов

производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи её физических, химических, биологических и иных показателей.

Судом достоверно установлено, что в ходе деятельности кафе «Золотое яблоко» образуются отходы производства, которые размещаются в контейнерах, в отведенных местах и впоследствии вывозятся. В процессе деятельности организации образуются жидкие нечистоты, которые складируются ИП ФИО2 в установленных местах до вывоза.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела: договорами, заключенными между ИП ФИО2 и специализированной организацией ООО «Коммунальный сервис» от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по захоронению ТБО на полигоне и от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по нецентрализованному водоотведению; договором от ДД.ММ.ГГГГ аренды, заключенным между главой Катав-Ивановского муниципального района и ИП ФИО2, соглашением о продлении срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Порядком определения платы и предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих

веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом МПР Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утверждённых приказом МПР Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами отнесены к отходам пятого класса опасности; ртутьсодержащие лампы относятся к первому классу опасности.

В силу статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно письму Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключённым с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчёту платы и её внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Из материалов дела видно, что в договорах, заключенных ИП ФИО2 со специализированной организацией ООО «Коммунальный сервис», не предусмотрена обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью кафе «Золотое яблоко».

Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.

Учитывая изложенное, суд приходит к мнению, что обязанность по произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год должна быть возложена на ИП ФИО7

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд                                                         

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Катав-Ивановского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год, удовлетворить.

          Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2, осуществляющего деятельность по <адрес> в <адрес>-Ивановского муниципального района произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год.

Ответчик вправе подать в Катав-Ивановский городской суд <адрес> заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: