об отказе в назначении досрочной пенсии



№2-1234-10г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 августа 2010 года в гор. Кисловодске

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего Супрунова В.М., при секретаре Виноградовой М.В., с участием истца Бородько А.В., действующего по доверенности представителя ответчика Вакина Р.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Бородько А.В. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Кисловодску СК о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности включения в специальный педагогический стаж периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 03.07.1983г. по 30.04.1985г. из расчета один день военной службы за два дня работы, возложении обязанности назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты возникновения права на пенсию, взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 руб.

установил:

Бородько А.В. обратился в суд с указанным иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Кисловодску СК, указав, что решением ГУ-УПФ РФ по г.Кисловодску от Дата обезличена. № Номер обезличен ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, этот отказ мотивирован отсутствием у него требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. С данным отказом он не согласен, поскольку в июне 1982 года он окончил Ростовское училище искусств с квалификацией «руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов и преподаватель ДМШ по классу баяна», после чего он поступил в Ростовский гос. Музыкально-педагогический институт по этой специальности, а после первого курса института с 03.07.1983г. призван на военную службу в ряды Советской Армии, по окончании службы в которой с 10.05.1985г. продолжил обучение в ВУЗе, с 01.11.1988г. поступил в Ольгинскую ДМШ преподавателем, а с 01.07.1989г. по настоящее время трудится преподавателем ГОУСПО «Ставропольский краевой музыкальный колледж им. В.И.Сафонова». Указывает, что время прохождения действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 03.07.1983г. по 30.04.1985г. должно включаться в специальный стаж для пенсии, поскольку в этом случае надо руководствоваться законодательством, действовавшим в это время. Законом СССР от 12.10.1967г. «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось (статья 78), что солдатам срочной службы время их действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-х месячного срока (а по уважительной причине и более этого срока) после увольнения в запас приступили к работе по полученной до призыва специальности, пунктом 1 Положения, утв. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959г. №1397 предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности включается служба в составе Вооруженных Сил СССР, Закон РФ от 22.01.1993г. №4338-1 «О статусе военнослужащих» предусматривал, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы, Федеральным законом от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также предусмотрено (пункт 3 статьи 10)правило о включении времени военной службы по призыву в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П считает, что нормы законодательства, ухудшающие его пенсионные права по сравнению с приобретенными до введения в действие нового правового регулирования не могут применяться по отношению к нему, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» имеет прямое действие на территории РФ и не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях», поэтому его служба в рядах Вооруженных Сил СССР должна включаться в специальный стаж для назначения пенсии в двойном размере, а при таком исчислении указанного стажа по состоянию на 03.04.2010 года он составит требуемые 25 лет, в силу чего просит суд признать решение ГУ-УПФ РФ от Дата обезличена. № Номер обезличен об отказе ему в назначении пенсии незаконным, возложить на ГУ УПФ РФ обязанность включить период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 03.07.1983г. по 30.04.1985г. в специальный педагогический стаж из расчета один день военной службы за два дня работы и назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты возникновения права на пенсию. Также Бородько А.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ дополнил свои исковые требования требованиями о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 10000 руб., поскольку считает, что из-за действий ответчика он вынужден отвлекаться от обычной жизни и ходить по различным инстанциям, в том числе в суд, он переживает, испытывает стресс, что неблагоприятно сказывается на обстановке в семье, т.е. действиями ответчика ему причинены нравственные страдания — моральный вред, который он считает необходимым компенсировать за счет ответчика.

В судебном заседании Бородько А.В. свои требования, изложенные в основном и дополнительном иске поддержал.

Представитель ответчика Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ по г. Кисловодску СК, действующий по доверенности Вакин Р.В. с исковыми требованиями Бородько А.В. не согласился, суду пояснил, что истец обратился в Управление ПФР Дата обезличена. с заявлением №Номер обезличен о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, представив копии паспорта и трудовой книжки и военный билет. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 и пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, а Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается такая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены соответствующие Список и Правила (далее Список № 781 и Правила № 781 соответственно). Указанные Список и Правила № 781 не предусматривают возможности включения периода прохождения военной службы по призыву в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пункт 4 которых предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а пунктом 5 определено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами. Считает, что поскольку законность Списка и Правил № 781, Правил № 516 неоднократно подтверждена высшими судебными инстанциями, а служба в Вооруженных Силах СССР не указана в них в качестве работы, дающей право на льготную пенсию, она не относится к педагогической деятельности, а значит зачет истцу в педагогический стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР будет являться необоснованным. Указал, что Федеральный закон № 173-ФЗ в п. 9 ст. 30 предусматривает, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с этим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом, исходя из правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 № 320-О и от 06.03.2003 № 107-О, и изданных на их основе Разъяснений Минтруда России от 17.10.2003 № 4, утвержденных Постановлением Минтруда России № 70 от 17.10.2003 следует, что основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой, что подтвердил, сославшись на данное разъяснение Минтруда и Конституционный Суд РФ в постановлении № 2-П от 29.01.2004 г.

Спорный период службы истца в Вооруженных Силах СССР имел место в 1983 - 1985 годах, а в это время пенсионное обеспечение пед. работников регламентировалось Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, согласно пп. «г» п. 1 и п. 4 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР… - при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, данное положение в соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года, поэтому, поскольку истец на указанный день не выработал 2/3 требуемого стажа (стаж составлял 06 лет 07 месяцев 29 дней) период его службы в составе Вооруженных Сил СССР не подлежал включению в педагогический стаж, а поскольку у него отсутствовал необходимый стаж работы, дававший право на пенсию за выслугу лет (25 лет) в соответствии с Разъяснениями Минтруда России от 17.10.2003 № 4 исчисление педагогического стажа истцу должно производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, т.е. в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, Списком и Правилами № 781, Правилами № 516. Представитель ответчика считает что применить к пенсионному обеспечению истца нормы Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-I “О статусе военнослужащих» и нормы Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривающие, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается (включается) в стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы (один день военной службы за два дня работы) нельзя, так как в соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие, при этом действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Указанные Законы вступили в силу с 01.01.1993г. и с 01.01.1998г. соответственно, без указания в законодательстве на приданием им обратной силы, они изданы и введены в действие после окончания срока военной службы Бородько А.В., следовательно не могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением им военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР в период с 03.07.1983 по 30.04.1985. Т.о. на 11.03.2010 (дата обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости) он не имеет установленной Федеральным законом № 173-ФЗ продолжительности стажа педагогической деятельности (25 лет), как исчисленного по нормам действующего законодательства, так и исчисленного по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения соответствующей работы (прохождения военной службы), в связи с чем его исковые требования являются необоснованными, просит отказать в их удовлетворении. Также считает, что в силу законности своих действий Управление ПФР не нарушало каких-либо прав истца, не наносило ему моральный вред, а кроме того, законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда в пенсионных правоотношениях, в связи с чем просит суд отказать истцу и в требованиях о компенсации морального вреда.

Выслушав истца, представителя ответчика и исследовав представленные и имеющиеся в деле материалы, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действующей с 31.12.2008) (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом, а изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе, как путем внесения изменений и дополнения в Федеральный закон № 173-ФЗ. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 статьи 27 в новой редакции предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Список № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Правила № 781).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка № 781, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка № 781, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка № 781, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка № 781. Закрепляя названные положения в Списке и Правилах № 781 Правительство РФ, действуя в пределах предоставленных ему законодателем полномочий не предусмотрело возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам периода прохождения последними военной службы.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Правила № 516). Пункты 4 и 5 Правил № 516 предусматривают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. В данном постановлении и Правилах Правительство РФ также не предусмотрело возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов прохождения гражданами военной службы в Вооруженных Силах СССР, а тем более не предусмотрело исчисления периодов указанной военной службы в двойном размере.

Изложенное свидетельствует о том, что действующее законодательство о трудовых пенсиях (федеральный закон и изданные в пределах полномочий во исполнение данного закона акты Правительства РФ) не предусматривает включение в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периодов прохождения гражданами военной службы по призыву.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 29.01.2004 № 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", установил конституционно-правовой смысл норм пенсионного законодательства (Федерального закона № 173-ФЗ). В данном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, быть уверенными и в том, что приобретенные ими на основе действующего законодательства права будет уважаться властями и будет реализовано. В указанном Постановлении Конституционный Суд РФ со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О также указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Следовательно, при исчислении продолжительности стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение (в данном случае — досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей) и определении права на такую пенсию следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент выполнения (осуществления) дающей право на льготное пенсионное обеспечение работы или иных видов деятельности.

Как следует из военного билета серии Номер обезличен от Дата обезличена., Бородько А.В. Октябрьским районным военным комиссариатом г. Ростова на Дону 03 июля 1983 года признан годным к строевой службе и призван на действительную военную службу и направлен в часть, а 30 апреля 1985 года на основании приказа Министерства обороны СССР от 28.03.1985 № 12 уволен (демобилизован) в запас. В указанное время действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Отказывая Бородько А.В. во включении периода прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР ГУ УПФ РФ исходило из того, что на дату обращения истца в территориальный орган ПФР за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления. Суд отклоняет указанные доводы пенсионного органа по следующим основаниям. Период военной службы Бородько А.В. в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, т.е. до установления нового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, а значит период такой военной службы должен включаться в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам Положения от 17.12.1959г. №1397, действовавшего в период осуществления такой деятельности, независимо от времени обращения Бородько А.В. за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В период прохождения истцом военной службы в составе Вооруженных Сил СССР также действовал Закон СССР от 12.10.1967 года «О всеобщей воинской обязанности». Статьей 78 Закона СССР от 12.10.1967г. предусматривалось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж, солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.

При таких обстоятельствах, руководствуясь нормами законодательства, действовавшего в спорный период, суд считает, что пенсионный орган необоснованно отказал Бородько А.В. во включении времени прохождения последним действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 03.07.1983г. по 30.04.1985г. в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей календарно (по фактической продолжительности), в связи с чем суд считает необходимым возложить на ГУ-УПФ РФ обязанность включить данное время в указанный стаж в календарном порядке (по фактической продолжительности).

В то же время суд отклоняет доводы и требования истца о включении в указанный стаж периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР из расчета один день военной службы за два дня работы в силу следующего.

Как указывалось выше, при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости и при исчислении стажа, дающего право на такую пенсию за период с 01.01.2002 применяется порядок исчисления и подтверждения такого стажа, установленный действующим законодательством (Федеральным законом № 173-ФЗ и изданными в целях его реализации нормативными актами), а за период до 01.01.2002 года может применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, установленный нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права на пенсию. Нормы о необходимости кратного (в двойном размере) включения периода военной службы по призыву в стаж работы по специальности установлены Законом РФ от 22.01.1993г. №4338-1 «О статусе военнослужащих», пункт 3 статьи 10 которого предусматривал, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы. Постановлением Верховного Совета РФ от 22.01.1993г. № 4339-1 данный Закон введен в действие с 1 января 1993 года. Федеральным законом от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон № 76-ФЗ) Закон РФ № 4338-1 признан утратившим силу с 01.01.1998 года. В дальнейшем аналогичное правило о кратном включении военной службы в стаж работы по специальности установлено статьей 10 Федерального закона № 76-ФЗ, пунктом 3 которой определено, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона № 76-ФЗ, данный закон вступает в силу с 1 января 1998 года. Статьей 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Как указано выше данные законы вступили в силу с 01.01.1993г. и с 01.01.1998г. соответственно, при этом в них или в других нормативных актах не определено, что действие данных законов распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие. Военная служба Бородько А.В. протекала в период с 03.07.1983г. по 30.04.1985г., т.е. до введение в действие указанных законов, а значит нормы Закона РФ № 4338-1 и Федерального закона № 76-ФЗ о кратном включении военной службы по призыву в стаж работы по специальности к военной службе Бородько А.В. и его пенсионному обеспечению применяться не могут. Кроме того, указанные нормы противоречат положениям Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и изданным в целях его реализации Правилам, которые не предусматривают включения периодов военной службы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, а значит, в силу нормы пункта 2 статьи 31 Федерального закона № 173-ФЗ не могут применяться по отношению к пенсионному обеспечению Бородько А.В. При таких обстоятельствах суд отклоняет требования истца о включении периода военной службы по призыву с 03.07.1983г. по 30.04.1985г. из расчета один день военной службы за два дня работы и отказывает в их удовлетворении.

Из копии Заявления от Дата обезличена усматривается, что с заявлением о назначении трудовой пенсии истец обратился в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ по г. Кисловодску Дата обезличена. Как следует из Заключения по определению продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 05.04.2010г. и из оспариваемого истцом Решения Управления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 21.04.2010 № 10, по состоянию на 11.03.2010 (дату обращения с заявлением в пенсионный орган) стаж Бородько А.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, исчисленный по действующему законодательству составлял 21 год 3 месяца 12 дней.

Исчисленный календарно (по фактической продолжительности) период прохождения истцом действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР составляет 1 год 9 месяцев 28 дней.

Поскольку ранее действовавшее пенсионное законодательство позволяет включать в специальный стаж для пенсии педагогическим работникам все те же периоды фактической педагогической деятельности истца, что и включены пенсионным органом в указанный стаж, исчисляемый по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, с учетом включения календарно (по фактической продолжительности) периода прохождения военной службы по состоянию на 11.03.2010 года (дата обращения с заявлением в территориальный орган ПФР) стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, исчисленный по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы (осуществления иной деятельности) Бородько А.В. составит 23 года 1 месяц 10 дней (21 г. 3 мес. 12 дн. учтенный стаж + 1 г. 9 мес. 28 дн. военная служба по фактической продолжительности). Следовательно, по состоянию на 11.03.2010 года Бородько А.В. не имеет требуемой пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ продолжительности стажа на соответствующих видах работ, а следовательно, не имеет права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1. данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Учитывая данную норму закона и отсутствие у истца на 11.03.2010 года права на досрочную трудовую пенсию по старости (а фактическую дату возникновения права на пенсию в будущем определить не возможно в силу объективных причин) суд признает необоснованным требование Бородько А.В. о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения права на пенсию и отказывает в его удовлетворении.

Что касается дополнительно заявленного требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 руб. суд считает необходимым отказать в его удовлетворении, поскольку истцом не представлено доказательств фактического причинения Управлением ПФ РФ ему физических или нравственных страданий своими действиями, а кроме того, отсутствует специальный закон, допускающий в случае нарушения имущественного права (к которым относятся и пенсионные права) возможность привлечь пенсионный орган к ответственности, как того требует пункт 2 ст. 1099 ГК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бородько А.В. к государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кисловодску Ставропольского края удовлетворить частично.

Признать не соответствующим закону Решение государственного учреждения — Управления Пенсионного Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кисловодску Ставропольского края от Дата обезличена г. № Номер обезличен в части отказа включить календарно (по фактической продолжительности в стаж работы, дающий Бородько А.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, исчисляемый по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы (осуществления деятельности) период действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 03.07.1983 г. по 30.04.1985 г.

Обязать государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кисловодску Ставропольского края включить в стаж работы, дающий Бородько А.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, исчисляемый по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы (осуществления деятельности) период действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 03.07.1983 г. по 30.04.1985 г. календарно (по фактической продолжительности).

В части признания незаконным Решения от Дата обезличена № Номер обезличен в оставшейся части, возложения на ответчика обязанности включить в специальный педагогический стаж период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 03.07.1983г. по 30.04.1985г. из расчета один день военной службы за два дня работы, назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты возникновения права на пенсию, взыскания компенсации морального вреда в сумме 10000 руб. Бородько Александру Викторовичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд течение десяти дней с даты изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий,

судья Кисловодского городского суда: В.М. Супрунов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200