признание незаконным отказа, возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка, отказ в удовлетворении требований о взыскании морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГгород-курорт Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Стойлова С.П.,

при секретарях судебного заседания Вздоровой А.В. и Ноговой А.В.,

с участием:

представителя истца Кубановой З.Б., представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенную нотариусом по Кисловодскому городскому нотариальному округу Валенцукевич Н.Н. и зарегистрированную в реестре за №,

представителя ответчика Иванова Р.А., представившего доверенность
№, выданную ДД.ММ.ГГГГ главой города-курорта Кисловодска,

представителя ответчика Алешникова И.А., представившего доверенность №, выданную ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по исковому заявлению И.У.Х. к ответчикам – Администрации города-курорта Кисловодска, Комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности заключить договор возмездного отчуждения земельного участка, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

И.У.Х. является собственником комплекса нежилых зданий и сооружений, расположенных на земельном участке общей площадью 111 708 кв.м. по <адрес>А в городе Кисловодске.

И.У.Х. обратился в Администрацию города-курорта Кисловодска с заявлением о предоставлении земельного участка по <адрес>А
в городе Кисловодске в собственность. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска отказал И.У.Х. в передаче в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что отнесен к числу земель особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте и не подлежит приватизации.

И.У.Х. обратился в Кисловодский городской суд с иском к ответчикам – Администрации города-курорта Кисловодска, Комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании заключения договора купли-продажи земельного участка. Впоследствии в порядке статьи 39 ГПК РФ И.У.Х. дополнил исковые требования и просил также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Допрошенная в судебном заседании представитель истца Кубанова З.Б., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования и пояснила суду, что истец является собственником комплекса нежилых зданий и сооружений под литерами Г, Г1-Г-14, А, В, В1, Д, Г32, Г31, Г29, Г30, И, Е, Ж, З, Б по <адрес>. Постановлением главы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку общей площадью 111708 кв.м. с расположенными на нем литерами А, В, В1, Г-Г14, Д присвоен адрес город Кисловодск, <адрес>. Также представитель истца пояснила, что истец обратился в Администрацию города-курорта Кисловодску с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность путем заключения договора купли-продажи. Однако, Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал И.У.Х. в передаче в собственность земельного участка. Считает данный отказ не соответствующим закону. На основании этого, представитель истца Кубанова З.Б. просила суд признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении И.У.Х. земельного участка, распложенного по адресу город Кисловодск, <адрес>; обязать Администрацию города-курорта Кисловодска заключить с И.У.Х. договор купли-продажи земельного участка площадью 111 708 кв.м., кадастровый номер 26:34:110104:0002, распложенного по адресу <адрес>А; взыскать с Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска в пользу И.У.Х. компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей. Одновременно, представитель истца просила также восстановить истцу срок на обжалование отказа Комитета имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ ввиду того, что истцу своевременно не было известно о принятом решении.

Допрошенный в судебном заседании представитель ответчика – Администрации города-курорта Кисловодска Иванов Р.А., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, и пояснил, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, и законодательство содержит запрет на предоставление его в собственность, земельный участок находится в третьей зоне округа санитарной охраны. Также пояснил, что истцом пропущен срок на обжалование отказа, при этом доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, в судебном заседании представлено не было. В связи с этим представитель ответчика Иванов Р.А. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований И.У.Х. в полном объеме.

Допрошенный в судебном заседании представитель Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска Алешников И.А., действующий на основании доверенности, также не согласился с исковыми требованиями, дал пояснения, аналогичные пояснениям представителя Администрации, и просил суд отказать в удовлетворении исковых требований И.У.Х.

Заслушав объяснения представителей сторон по делу, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах настоящего дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст.246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24-26 Гражданского процессуального кодекса РФ и другими федеральными законами.

Как следует из ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно с ч.2 ст.256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из ч.1 ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в ст.36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ,
с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно с п.6 ст.36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст.36 ЗК заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с п.4.5.5. Положения об управлении и распоряжении имущественными объектами муниципальной собственности в городе-курорте Кисловодске, утвержденного решением Совета города-курорта Кисловодска
от 27 декабря 2006 года № 100-36 к компетенции главы города-курорта Кисловодска по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью относится предоставление по согласованию с Думой города-курорта Кисловодска земельных участков, государственная собственность
на которые не разграничена, в собственность и пользование юридическим и физическим лицам.

Согласно протоколам о результатах торгов по продаже арестованного имущества № и № от ДД.ММ.ГГГГ и договору мены, заключенному ДД.ММ.ГГГГ в простой письменной форме, истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения – насосная литер «Д» общей площадью 686,20 кв.м., комплекс теплиц литер «Г, Г1-Г14» общей площадью 46379,20 кв.м., административное здание – литер «А» общей площадью 479,80 кв.м., склад, гараж литер «В, В1» общей площадью 585,50 кв.м., расположенные по адресу <адрес>,
о чем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФРС России по <адрес> ему выданы свидетельства о государственной регистрации права №, №, №, №

Как усматривается из материалов настоящего гражданского дела, указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 111708±117 кв.м., который прошел государственный кадастровый учет, и ему присвоен отдельный кадастровый номер №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) №, выданной
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес>.

Постановлением главы города-курорта Кисловодска № от 25 мая
2009 года вышеназванным объектам недвижимости и земельному участку и расположенным на нем литерам А, В, В1, Д, Г, Г1-Г14 присвоен адрес <адрес>А.

Как достоверно установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию города-курорта Кисловодска с заявлением о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка путем заключения договора купли-продажи. Однако, письмом №
от ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска отказал истцу в передаче в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что отнесен к числу земель особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте и не подлежит приватизации.

Что касается просьбе истца о восстановлении срока для обжалования отказа Комитета имущественных отношений, суд приходит к следующему.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Д.М.С. суду показал, что работал вместе с истцом в период с 2004 по 2006 год, и представлял его интересы по доверенности в органах местного самоуправления. Также показал, что после получения отказа Комитета имущественных отношений в предоставлении земельного участка в собственность И.У.Х., он передал все документы другому лицу и 10 августа 2009 года уехал в командировку в Нижний Новгород, Тольятти и Москву. При этом о данном отказе он истцу ничего не сказал и не придал этому значения.

Суд критически относится к данным показаниям свидетеля Д.М.С., поскольку согласно материалам настоящего гражданского дела обжалуемый отказ и документы к нему он получил 18 августа 2010 года в то время, как свидетель утверждает, что с 10 августа 2010 года находился в командировке за пределами города Кисловодска, что не соответствует действительности.

Несмотря на получение представителем истца ответа и прилагаемых документов, не освобождало Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска от обязанности направить этот отказ в адрес истца. При этом достоверных сведений о направлении отказа до настоящего времени и получение его истцом ответчиками не представлено, в связи с чем суд считает возможным признать причину пропуска трехмесячного срока, предоставленного истца на обжалование отказа органа местного самоуправления, уважительной и восстановить его.

Вместе с тем, отказ Комитета имущественных отношений изначально подлежит признанию незаконным, поскольку вопросы распоряжения земельными участками в пределах городского округа находятся в исключительной компетенции Главы города-курорта Кисловодска по согласованию с Думой города-курорта Кисловодска.

Кроме того, суд с данным отказом Комитета имущественных отношений согласиться не может, так как он является необоснованным, незаконным и основан на неправильном толковании норм действующего земельного законодательства РФ, а также положений постановления Правительства РФ об особо охраняемым природных территориях и без учета требований Федерального закона о государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Как следует из ст.36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с п.3 ст.35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 25 октября 2001 года
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Как следует из п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Как установлено выше, комплекс нежилых зданий и сооружений по <адрес>А в городе Кисловодске, принадлежащих на праве собственности истцу, находится на земельном участке площадью
111708 кв.м., в связи с чем согласно п.3 ст.35, п.1 ст.36 ЗК РФ у истца возникло преимущественное право покупки данного земельного участка.

При этом, из обжалуемого письма – отказа Комитета имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что спорный земельный участок отнесен к числу земель особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте и не подлежит приватизации.

В соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.

Согласно подп.1 и подп.4 п.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли населенных пунктов; земли особо охраняемых территорий и объектов.

Как следует из п.10 ст.85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно подп.1 п.2 ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Как следует из п.3 ст.94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

В соответствии с п.1 ст.95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Согласно с п.1 ст.96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Как следует из ст.8 ЗК РФ перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота.

Как следует из п.3 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно исследованного в ходе судебного заседания кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, имеющий кадастровый номер №, расположенный по <адрес>А в городе Кисловодске общей площадью 111 708 кв.м. целиком отнесен к категории земель – земли населенных пунктов.

Действительно, город Кисловодск является курортом согласно Постановлению Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», а Постановлением Совета Министров РСФСР
от 09 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режим округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» определены границы и режим округов санитарной охраны города-курорта Кисловодска.

В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно п.4 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее – кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

По смыслу названного Федерального закона основными принципами ведения кадастра является установление заранее определенного перечня сведений, позволяющих однозначно идентифицировать и индивидуализировать недвижимое имущество, а также его обязательность для всех органов государственной власти и местного самоуправления.

При этом постановление Совмина РСФСР от 09 июля 1985 года № 300 принималось с учетом действовавшего на тот период земельного законодательства РСФСР, поэтому действующее земельное законодательство РФ и федеральное законодательство о государственном кадастре недвижимости в настоящее время имеют приоритет над положениями данного постановления Совмина РСФСР, которые должны применяться в части, не противоречащей действующему законодательству. Статьи ЗК РФ как основного закона земельного законодательства имеют высшую юридическую силу, на что указывает и ст. 2 ЗК РФ, в соответствии с которой нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Согласно статье 4 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в РФ ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что спорный земельный участок площадью 111 708 кв.м. в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» из категории «земли населенных пунктов» в порядке, установленном вышеуказанными нормативно-правовыми актами, не переведен, и доказательств, свидетельствующих об обратном в судебном заседании представлено не было.

Кроме того, спорный земельный участок не изъят из хозяйственного использования и оборота, для него не установлен особый правовой режим, он не имеет никакого особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, что подтверждается данными государственного земельного кадастра, согласно которым указанный земельный участок отнесен к категории «земли населенных пунктов», а не к категории «земли особо охраняемых территорий».

Из письма ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельный участок по <адрес>А не находится ни в первой, ни во второй горно-санитарных зонах города Кисловодска, а сведения о других санитарно-охранных зонах в ГКН отсутствуют.

Согласно заключению Управления по недропользованию по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в недрах под земельным участком площадью 111708 кв.м. по <адрес>А в городе Кисловодске отсутствуют полезные ископаемые.

В соответствии с п.2 ст.96 ЗК РФ в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из п.1 ст.16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года
№ 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения – исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.32 Федерального закона от 14 марта 1995 года
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Как следует из п.4 ст.32 Федерального закона от 14 марта 1995 года
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых природных территорий и находится в третьей зоне санитарной охраны города-курорта Кисловодска, а также указание об это в обжалуемом отказе Комитета имущественных отношений до внесения соответствующего изменения в государственный кадастр недвижимости о категории земельного участка и отнесении его к зоне санитарной охраны является необоснованным, поскольку земельный участок по Промышленной, 23-А в городе Кисловодске согласно ст. 6 ЗК РФ сформирован, его границы определены, в установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» порядке, поставлен на кадастровый учет и, соответственно, может являться объектом гражданско-правовых отношений.

Вместе с тем, даже если предположить, что спорный земельный участок расположен в границах третьей зоны санитарной охраны города-курорта Кисловодска, то это обстоятельство, по мнению суда, само по себе не свидетельствует о невозможности передать его в собственность за плату, а лишь ограничивает его использование с целью сохранения природных лечебных ресурсов и защиты их от загрязнения и преждевременного истощения.

В соответствии с п.3 ст.96 ЗК РФ земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно п.3 ст.16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Как следует из п.1 ст.32 Федерального закона от 14 марта 1995 года
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В соответствии с п.2 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1425 от 7 декабря 1996 года лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

Согласно с п.13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1425 от 7 декабря 1996 года режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

В ходе судебного заседания также установлено, что спорный земельный участок используется в целях под производство цветочно-декоративных культур, что не противоречит требованиям действующего законодательства об использовании земельных участков в границах третьей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны, а также Правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденных Решением Думы города-курорта Кисловодска № 137-39 от 07 августа 2009 года, в связи с чем можно с достоверностью сделать вывод о том, что осуществляемая на земельном участке по <адрес>А деятельность по данному виду использованию не повлечет ухудшение экологического состояния земельного участка.

В то же время, в условиях состязательного процесса ответчиками не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о принадлежности спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий, а также к третьей зоне санитарной охраны, и у ответчиков не имелось законных оснований для отказа в передаче земельного участка в собственность истца путем заключения договора купли-продажи, в связи с чем исковые требования о возложении обязанности по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка подлежат удовлетворению.

В части исковых требований И.У.Х. о взыскания с Комитета имущественных отношений компенсации морального вреда суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ч.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В ходе судебного заседания представителем истца не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении ему нравственных или физических страданий, предусмотренных ст.151 ГК РФ, а именно суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований И.У.Х.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199,258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление И.У.Х. – удовлетворить в части.

Восстановить И.У.Х. процессуальный срок на обжалование отказа Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении И.У.Х. земельного участка, распложенного по адресу <адрес>А.

Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении И.У.Х. земельного участка, распложенного по адресу <адрес>А.

Обязать Администрацию города-курорта Кисловодска заключить с И.У.Х. договор купли-продажи земельного участка общей площадью 111 708 кв.м., распложенного по адресу <адрес>А.

В удовлетворении искового заявления И.У.Х. в части требований о взыскании с Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска компенсации морального вреда
в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней в Ставропольский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Кисловодский городской суд с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья С.П.Стойлов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200