отказано в иске о признании незаконными действий и решений пенсионного фонда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город-курорт Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Стойлова С.П.

при секретаре Ноговой А.В.

с участием представителей: Вакина Р.В., доверенность № 1 от 11 января 2010 года, Гебеновой Л.А., доверенность № 12 от 20 августа 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.А.Л. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Кисловодску Ставропольского края о признании Решения № 14 от 18.06.2010 года незаконным, признании выводов УПФР в письме от 21.06.2010 г. не соответствующими Положению о службе в органах внутренних дел РФ, обязании включения в трудовой (страховой стаж) времени службы в ОВД СК с 29.12.1970г. по 26.08.1983г. в полуторном размере, обязании включения в страховой стаж для назначения пенсии в соответствии с трудовым вкладом периодов работы с июня 1965 года по 7 ноября 1968 года, с 03.03.1989г. по 28.12.1990г., с июля по 10.12.1992г., периодов работы в качестве ПБОЮЛ с 02.07.1993г. по 31.08.2003г. и с 01.01.2009г. по 17.11.2009г., обязании перерасчета размера пенсии с 17.11.2009г., взыскании компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Ш.А.Л. обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что он 17.11.2009г. обратился в УПФР по г.Кисловодску за назначением по старости, представив все необходимые документы: паспорт, военный билет, свидетельство о перемене имени, а взамен утраченной в связи с пожаром трудовой книжки справки с места работы, службы, предпринимательской деятельности, на его жалобы о неправильном исчислении страхового стажа и размера пенсии УПФР своим решением от 18.06.2010г. № 14 отказало ему во включении в трудовой (страховой) стаж ряда периодов его фактической трудовой деятельности, а также периодов предпринимательской деятельности, не смотря на Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007г. № 9-П. Кроме того указывает, что УПФР официально в письме от 21.06.2010г. № 0908/3238 отказало ему в льготном исчислении 1 год службы в ОВД за 1,5 года трудового стажа, не смотря на наличие соответствующей нормы в Положении о службе в органах внутренних дел РФ, которая не нуждается в дублировании в пенсионном законодательстве. Считает, что им выполнены все конституционные обязанности по труду и уплате налогов и сборов, в то время как российское государство в лице УПФР обязанностей по назначению ему достойной трудовой пенсии не выполняет. Считает, что обязанности налоговых органов и Пенсионного фонда РФ по собиранию налогов и сборов, которые фактически бездействовали, переложены ими на него, не имеющего задолженности по налогам и сборам согласно справке ГНИ Кисловодска. Указывает на то, что УПФР по г. Кисловодску грубо и существенно нарушило его права на трудовую пенсию по старости, учтенный стаж в 23 не соответствует фактическому около 40 лет, что повлияло на стажевый коэффициент, в результате которого ему назначена трудовая пенсия в сумме ниже прожиточного минимума, что является недостойным отношением к нему со стороны цивилизованного государства, гарантировавшего каждому достойное социальное обеспечение по старости.

В дальнейшем в порядке ст. 39 ГПК РФ Ш.А.Л. уточнил заявленные исковые требования, дополнив их требованиями о взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 руб., и исключив требования о включении в стаж для определения размера пенсии периода работы с июля 1992 года по 10.12.1992г. в ТОО ПКФ «КиН ЛТД».

В судебном заседании Ш.А.Л. заявленные исковые требования поддержал, суду пояснил, что Российская Федерация согласно своей Конституции, как социальное государство гарантирует любому гражданину создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека., государственную материальную и социальную поддержку каждого, в том числе и достойную пенсию по старости, не ниже размера социальной пенсии. Согласно действовавшему законодательству СССР это право обеспечивалось за счет государственных и социальных средств. Всё наработанное им до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» подлежит зачету в трудовой стаж без каких либо ограничений, в том числе работа на целине в 1965-1968 годы, в Армянской ССР на ликвидации последствий землетрясения в 1989-1990 годы, частная предпринимательская деятельность в 1993-2002 годы, а так же служба в органах внутренних дел из расчета год службы в этих органах в период с 1970 по 1983 год за полтора года трудового стажа по Положению о службе в органах внутренних дел в РФ, закон «О трудовых пенсиях в РФ» не относится к нему, т.к. он заработал свои пенсионные права до его вступления в силу. Начиная с 2003 года и до назначения ему пенсии по старости соответствующие обязательные платежи по закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» поступали от него в Пенсионный фонд РФ, денежные требования по неуплаченным им взносам могут быть удовлетворены за прошлое время согласно ст. 208 ГК РФ не более чем за три года назад, поэтому их «неуплата» по мнению истца юридического значения для пенсионных прав не имеет, тем более, что он уплачивал обязательные налоговые платежи в соответствующий бюджет, в силу чего его индивидуальная трудовая деятельность подлежит безусловному зачету в трудовой стаж до 1 января 2002 года. Указывает, что статья 30 закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года производится одновременно с назначением пенсии, но не позднее 01.01.2013 года, то есть этот закон переходный, при этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который действовал до 1 января 2002 года, поэтому подлежат применению правила, которые установлены до его издания и вплоть до 2013 года, в том числе и правила Положения о службе в органах внутренних дел, приниматься должны свидетельские показания, справки о работе и т.д., которые он представляет суду.

Так же Ш.А.Л. пояснил, что по законодательству СССР труд был не только почетной обязанностью, но и повинностью, за нарушение которой предусматривалась уголовная ответственность, а значит в советское время он не мог не работать, то есть он трудился и получал зарплату, один процент которой взыскивался в Пенсионный фонд, а с 1 января 2002 года страховые взносы на его пенсионное страхование как лица 1949 года рождения направляются государством в полном объеме на финансирование его страховой части трудовой пенсии по старости. Считает, что на основании постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007г. № 9-п вне зависимости от фактической уплаты или неуплаты им страховых взносов ответчик должен включить в его общий трудовой стаж период работы индивидуальным предпринимателем не с 28.02.2005 года, а со 2 июля 1993, иначе это не будет соответствовать конституционному принципу непосредственного действия Конституции РФ, которой подчиняется и суд и которую обязан соблюдать ответчик. Просит суд удовлетворить заявленные и уточненные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ по г. Кисловодску СК, действующий по доверенности Вакин Р.В. с исковыми требованиями Ш.А.Л. не согласился, суду пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с с этим законом, изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный закон, который согласно п. 1 и 2 ст. 31 вступил в силу с 01.01.2002, а другие федеральные законы, принятые до дня его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, могут применяться только в части, не противоречащей Федеральному закону № 173-ФЗ. В соответствии с материалами пенсионного дела №, Ш.А.Л. 17.11.2009 года обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии (регистрационный номер 1793), представив копию своего паспорта, Справку о службе в органах внутренних дел от 25.07.1997 № 2/415, Справку Архивного отдела администрации г. Кисловодска от 09.02.1998 № 59, Архивную справку от 19.01.1998 № 39, Справку АО «Консоль» от 31.08.1998 № 52, Справку ОАО «Кисловодский хлебомакаронный комбинат» от 18.11.1997 № 145, Справку Архивного отдела администрации г. Кисловодска от 09.02.1998 № 60, Сведения государственного архива пос. Цаган-Аман от 27.07.1987 № 83 (выписки из приказов), а документы о ведении предпринимательской деятельности и уплату обязательных платежей за время её ведения истцом при подаче данного заявления в Управление ПФР не представлялись. Представитель пояснил, что Федеральным законом № 173-ФЗ предусмотрены нормы о различных видах стажа, каждый из которых имеет различное значение для целей пенсионного обеспечения. Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2), в том числе периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (подп. 1 п. 1 ст. 11), этот стаж исчисляется в календарном порядке (п. 1 ст. 12), при этом для возникновения права на трудовую пенсию по старости достаточно 5 лет страхового стажа, который у Ш.А.Л. имеется и никем не оспаривается, для определения размера трудовой пенсии по старости и при её последующих перерасчетах страховой стаж значения не имеет. Пунктом 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий установлено, что уплата страховых взносов за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. подтверждается документами территориальных органов ПФР; а уплата ЕСН или ЕНВД за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов, а п. 40 Правил установлено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения страхового стажа, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы), без оснований выдачи могут приниматься только документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы. Статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ определено, что в связи с его введением в действие при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал с учетом расчетного размера трудовой пенсии, который определяется с учетом общего трудового стажа - продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включается среди прочего служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, и органах внутренних дел РФ, этот расчетный размер определяется либо по п 3 (только в календарном порядке по фактической продолжительности), либо по п. 4 (в календарном порядке, но период военной службы может исчисляться в двойном размере) статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ. На момент установления истцу трудовой пенсии исчисленный по п. 4 ст. 30 (с двойным исчислением военной службы по призыву) по состоянию на 01.01.2002 общий трудовой стаж составил 19 лет 6 мес. 18 дней. В соответствии с пунктом 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии. .. к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности. Согласно п.п. 1-3 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё, днем обращения за этой пенсией считается день приема пенсионным органом заявления со всеми необходимыми документами, в случае отсутствия которых дается разъяснение о дополнительном их представлении, если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня этого разъяснения, учитывается первоначальный день приема заявления о назначении пенсии. Такие разъяснения даны истцу, однако соответствующие документы в оговоренный срок не представлены. Рассмотрев представленные истцом и поступившие на запросы Управления ПФР к дате принятия Решения документы, 16.02.2010 Управление ПФР приняло Решение о назначении пенсии истцу с 17 ноября 2009 года, определив расчетный размер пенсии по п. 4 ст. 30 Закона с с учетом периода военной службы по призыву в двойном размере, в силу чего документально подтвержденный страховой стаж по состоянию на 17.11.2009 составил 23 года 8 мес. 14 дн. Справка Архивного отдела администрации г. Кисловодска от 03.12.2009 № 2687 при принятии этого решения не учитывалась, так как не представлялась истцом в Управление. В связи с поступлением справок о зарплате истца по запросу Управления на основании заявления Шалыгина А.Л. от 24.03.2010 о перерасчете пенсии № 516 проведена конвертация пенсионных прав по более выгодному с учетом заработка варианту (п. 4 ст. 30) с учетом общего трудового стажа в календарном порядке, который составил 17 лет 5 мес. 26 дней. Страховой стаж при этом не изменился (что значения для размера пенсии не имеет). При этом размер пенсии истца пересчитан с 1 января 2010 года по правилам п. 2 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, предусматривающих перерасчет с 01.01.2010, но не допускающих перерасчет с более ранних сроков. 16.06.2010 истец подал новое заявление о перерасчете размера пенсии в связи с добавлением стажа и с учетом заработка за период с 01.09.1978 по 31.08.1983 (регистрационный номер 999), приложив к нему Архивную справку от 18.12.2009 № 613, Свидетельское подтверждение от 05.02.1998 (заверенное Акимом Алакольского сельского округа Железинского района Павлодарской области Республики Казахстан) с сопроводительным письмом от 05.02.1998 № Ш-13, Справку отдела налогообложения физических лиц Государственной налоговой инспекции по г. Кисловодску от 30.10.1997 б/н, Справку о заработке от 24.03.2010 № 57, письмо Начальника Спитакского ОВД Республики Армения от 12.09.1997 № 99/11-1634 об отсутствии трудовой книжки с приложением справки без даты и номера (и частично без оснований выдачи) начальника Лернаванского строительного треста о периоде работы с 03.03.1989 по 28.12.1990), Выписку из трудовой книжки (записи № 24, 25) без номера и даты, заверенную инспектором (инженером) по кадрам Нальчикской СПМК. Это заявление удовлетворено в части изменения периода учета заработка по Справке от 24.03.2010 № 57, а также включения в общий трудовой стаж и страховой стаж периода работы с 18.10.1988 по 15.01.1989 по Архивной справке от 18.12.2009 № 613, по результатам чего документально подтвержденный общий трудовой стаж составил 17 лет 8 мес. 24 дня, а страховой стаж 23 года 11 мес. 12 дней. Перерасчет размера пенсии так же произведен с 1 января 2010 года. В остальной части указанного заявления Решением от 18.06.2010 № 14 Ш.А.Л. отказано на следующих законных основаниях. П. 2.2. и 4.4. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190) установлено, что при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных по иным причинам, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на предприятии, в учреждении, организации, колхозе, ином кооперативе или в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя, органы социального обеспечения могут вызвать свидетелей для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний свидетелей при условии, если подлинность их подписей засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельское подтверждение от 05.02.1998 не содержит сведений о причинах отсутствия документов об имеющемся стаже работы, к нему не приложены документы о работе свидетелей в данном совхозе в спорный период, документ не заверен в нотариальном порядке. Преамбулой и пунктами 4.1 и 4.2. Положения № 190 определено, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями, документы, представляемые для подтверждения трудового стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью, при этом справки о периодах работы должны содержать основания их выдачи. Справка без даты и номера, подписанная начальником Лернаванского строительного треста не является документом, выданным с места работы (содержит сведения о работе в Нальчинском СПМК, в то время как заверена начальником Лернаванского строительного треста с оттиском печати «Лернаван»), не является документом, выданным вышестоящей организацией (не имеется сведений о принадлежности Нальчинской СПМК какой либо организации в Республике Армения), не является документом, выданным архивным учреждением (не имеется сведений о передаче архивов Нальчинской СПМК в Республику Армения), частично не содержит основания для её выдачи в части указания на дату окончания периода работы. Выписка из трудовой книжки (записи № 24, 25) без номера и даты, заверенная инспектором (инженером) по кадрам Нальчикской СПМК, противоречит письму Начальника Спитакского ОВД Республики Армения от 12.09.1997 № 99/11-1634, согласно которому трудовая книжка в отделе кадров бывшего Нальчикского СПМК не обнаружена и место её нахождения не известно. Так же из этой Выписки нельзя установить дату окончания работы в Нальчикской СПМК. П. 1.2. Положения № 190 предусмотрено, что с 1 января 1991 года время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР без каких либо исключений, поэтому нет оснований учитывать Справку отдела налогообложения физических лиц ГНИ по г. Кисловодску от 30.10.1997 об отсутствии задолженности по налогам. В то же время, согласно Справке отдела ПУ, АСВ и ВС, ВЗ Управления ПФР от 28.01.2010 № 3 и письму указанного отдела от 16.06.2010 № 06-11/153, истец осуществляет предпринимательскую деятельность с 28 февраля 2005 года по дату выдачи данной справки и произвел уплату страховых взносов за период с 28.02.2005 по 31.12.2009. Сведений о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и соответственно о регистрации его в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за период до 28.05.2002 в Управлении ПФР не имеется. Такие же данные в регистрирующем органе, который ведет Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей — ФНС России, что подтверждает Выписка из ЕГРИП от 15.04.2008 № 2876 (в которой отсутствуют сведения в разделе 10 «Сведения о регистрации физического лица в качестве ИП до 01.01.2004»). Представитель указал, что применить в настоящем деле постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-п нельзя, поскольку оно относится к уплате страховых взносов работодателями, в то время как в определении КС РФ от 04.12.2007 № 950-О-О указано, что это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе индивидуальных предпринимателей). Дополнительно представитель пояснил, что уплаченные истцом. страховые взносы за 2009-й год включены в расчетный пенсионный капитал в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона № 173-ФЗ — размер страховой части трудовой пенсии скорректирован по данным индивидуального (персонифицированного) учета на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР, которые не были учтены при первоначальном назначении пенсии. 23.09.2010 еще раз подал заявление о перерасчете размера пенсии в связи с добавлением стажа № 1561, приложив Архивную справку архивного отдела администрации г. Кисловодска от 28.06.2010 № 1492, повторно приложив Свидетельское подтверждение от 05.02.1998 и Справку № Ш-2/3-08 от 29.01.1998, Справку отдела налогообложения физических лиц ГНИ по г. Кисловодску от 30.10.1997 б/н, а также приложив незаверенную ксерокопию Свидетельства о государственной регистрации ПБОЮЛ КФ № 05418 от 02.07.1993, а так же Справку без номера и даты выдачи начальника Лернаванского строительного треста и 11 справок без номеров и дат выдачи с печатями Нальчинской СПМК, в которых имелось указание на фамилию Шалыгин и инициалы «А.Л., А.П., А.» о работе в различные периоды (частично без указания годов). Это заявление удовлетворено в части включения в общий трудовой стаж периода работы с 15.07.1992 по 10.12.1989 по Архивной справке от 28.06.2010 № 1492, по результатам чего документально подтвержденный общий трудовой стаж составил 18 лет 1 мес. 20 дней, а страховой стаж 23 года 11 мес. 12 дней. Перерасчет размера пенсии так же произведен с 1 января 2010 года. В остальной части указанного заявления Решением от 27.09.2010 № 18 истцу отказано по тем же основаниям, что и в решении от 18.06.2010 № 14. Кроме того, представитель Вакин Р.В. считает законными и обоснованными вывод Управления ПФР в письме от 21.06.2010 № 09-08/3238, поскольку с 01.01.2002 Федеральный закон № 173-ФЗ имеет приоритет перед любыми другими законами и нормативными актами, предусматривающими условия и нормы установления и выплаты трудовых пенсий, при этом данный закон не допускает кратного (в льготном порядке) включения общий трудовой стаж или в страховой стаж, поэтому не подлежит применению норма п. 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ о льготном исчислении трудового стажа, тем более, что она не регулирует исчисление общего трудового стажа для оценки пенсионных прав застрахованных лиц или страхового стажа для определения права на трудовую пенсию по старости, напротив, само указанное Положение предусматривает, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку Управление приняло все оспариваемые решения в соответствии с нормами законодательства и не нарушало каких либо прав истца, его исковые требования не подлежат удовлетворению, в том числе и требование о компенсации морального вреда. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ по г. Кисловодску СК, действующая по доверенности Гебенова Л.А. с заявленными исковыми требованиями так же не согласилась, просила суд отказать в их удовлетворении, поддержав доводы, изложенные представителем ответчика Вакиным Р.В.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и материалы пенсионного дела №, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд России является государственным учреждением и поэтому не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 255 ГПК РФ, поэтому настоящее гражданское дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства, с учетом требований, предусмотренных ГПК РФ, в том числе с соблюдением принципа состязательности сторон, закрепленного ст. 12 ГПК РФ.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — ФЗ от 17.12.2001 № 173) трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 № 173, изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот закон, который, согласно пункту 1 статьи 31 вступает в силу с 01.01.2002, а согласно пункту 2 статьи 31 другие федеральные законы, принятые до дня его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ФЗ от 17.12.2001 № 173.

В соответствии со статьей 2 ФЗ от 17.12.2001 № 173 страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Под иными периодами, включаемыми в страховой стаж согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173 понимается в том числе и период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Пунктом 1 статьи 12 ФЗ от 17.12.2001 № 173 прямо предусмотрено, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. Статьей 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173 установлено, что в связи с введением в действие этого закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал на основании в числе прочих составляющих расчетного размера трудовой пенсии, который определяется с учетом общего трудового стажа - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, в которую включается среди прочего служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, и органах внутренних дел Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173). При этом расчетный размер трудовой пенсии может определяться с применением порядка, либо установленного пунктом 3, либо установленного пунктом 4 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173. И пункт 3, и пункт 4 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173 предусматривают, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии производится в календарном порядке по их фактической продолжительности с рядом исключений, однако в качестве такого исключения не предусматривается служба в органах внутренних дел, следовательно иные законы и нормативные акты, предусматривающие кратный (льготный) порядок исчисления общего трудового стажа или страхового стажа для определения размера трудовой пенсии и для определения права на неё применяться не могут. Частью 4 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (утв. постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. N 4202-I) предусмотрено, что время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа. Однако, статьей 63 названного Положения установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством, т.е. норма части 4 статьи 64 не регулирует порядок исчисления общего трудового стажа в рамках конвертации пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года в расчетный пенсионный капитал для определения размера трудовой пенсии, равно как и порядок исчисления страхового стажа для определения права на трудовую пенсию. Кроме того, статьей 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Пунктом 2 постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, утвердившего названное Положение предусмотрено введение в действие этого Положения с момента его опубликования (14.01.1993 года) без придания ему обратной силы, за исключением его отдельных норм, к которым норма части 4 статьи 64 не отнесена, спорный период службы истца в органах внутренних дел приходится на 1970-1983 годы, а значит названное Положение к истцу не относится. При таких обстоятельствах выводы ответчика, изложенные в письме Шалыгину А.Л. от 21.06.2010г. № 09-08/3238 следует признать законными и обоснованными, а требования Шалыгина А.Л. о признания выводов этого письма несоответствующими Положению о службе в органах внутренних дел РФ и о возложении обязанности включения периода такой службы с 29.12.1970 по 26.08.1983 в трудовой (страховой) стаж на условиях 1 год службы за 1,5 года трудового стажа признать неправомерными и в их удовлетворении отказать.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Поскольку исковые требования, рассматриваемые в настоящем гражданском деле относятся к реализации пенсионных прав суд считает, что при определении круга допустимых доказательств необходимо руководствоваться пенсионным законодательством.

Статьей 13 ФЗ от 17.12.2001 № 173 предусмотрено, что периоды работы и иной деятельности, засчитываемой в страховой стаж подтверждаются по правилам, определяемым Правительством РФ за период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица — документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после такой регистрации — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, при её отсутствии в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, а периоды индивидуальной трудовой деятельности начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей, периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке, периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов ПФР, а за периоды после 1 января 2001 г. - справкой территориальных налоговых органов по установленной форме. Данными Правилами определены и условия и порядок подтверждения страхового стажа свидетельскими показаниями — необходимо документально подтвердить факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения, свидетели должны располагать документами о своей работе за подтверждаемый период. Правила № 555 определили и требования к документам для подтверждения страхового стажа — должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы), без основания выдачи могут приниматься только документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы.

Поскольку в соответствии со ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173 для оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, действовавший до 01.01.2002 суд учитывает нормы Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» установившие (ст. 96 и 97) аналогичные правила доказательства трудового стажа, а так же нормы Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190), установившего, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями, документы, представляемые для подтверждения трудового стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью, при этом справки о периодах работы должны содержать основания их выдачи (преамбула, пункты 4.1. и 4.2.); при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных по иным причинам, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на предприятии, в учреждении, организации, колхозе, ином кооперативе или в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя, органы социального обеспечения могут вызвать свидетелей для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний свидетелей при условии, если подлинность их подписей засвидетельствована в нотариальном порядке (пункты 2.2. и 4.4.); с 1 января 1991 года время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (пункт 1.2.).

Как следует из Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 01.02.2010 Ш.А.Л. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 19.08.2003 года, а значит с указанной даты периоды работы и иной деятельности с целью включения их в страховой стаж и в общий трудовой стаж согласно вышеуказанным нормам законодательства могут подтверждаться только данной Выпиской.

Судом установлено, что истец обращался к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии от 17.11.2009 № 1793, с заявлением о перерасчете пенсии от 24.03.2010 № 516, с заявлением о перерасчете пенсии от 16.06.2010 № 999, с заявлением о перерасчете пенсии от 23.09.2010 № 1561. К указанным заявлениям истец прилагал следующие документы: копию своего паспорта, Справку о службе в органах внутренних дел от 25.07.1997 № 2/415 (за период с 29.12.1970 по 26.08.1983), Справку Архивного отдела администрации г. Кисловодска от 09.02.1998 № 59 (за период работы с 21.02.1984 по 26.03.1984), Архивную справку от 19.01.1998 № 39 (за период работы с 01.10.1984 по 20.02.1986), Справку АО «Консоль» от 31.08.1998 № 52 (за период работы с 02.07.1986 по 01.12.1986), Справку ОАО «Кисловодский хлебомакаронный комбинат» от 18.11.1997 года № 145 (за период работы с 26.02.1987 по 25.08.1987), Справку Архивного отдела администрации г. Кисловодска от 09.02.1998 № 60 (за период работы с 26.04.1988 по 06.05.1988), Сведения государственного архива пос. Цаган-Аман от 27.07.1987 № 83 (выписки из приказов) (за период работы с 19.05.1988 по 17.10.1988) (к первому заявлению), поступившие по запросу ответчика Справки о заработке от 02.03.2010 № 16-2/3123 (ко второму заявлению); Архивная справка (Архивного отдела п. Цаган-Аман Республики Калмыкия) от 18.12.2009 № 613, Свидетельское подтверждение от 05.02.1998 (заверенное Акимом Алакольского сельского округа Железинского района Павлодарской области Республики Казахстан) с сопроводительным письмом от 05.02.1998 № Ш-13, Справка отдела налогообложения физических лиц Государственной налоговой инспекции по г. Кисловодску от 30.10.1997 б/н, Справка о заработке (ГСУ Медицинский вытрезвитель ОВД по г. Кисловодску СК) от 24.03.2010 № 57, письмо Начальника Спитакского ОВД Республики Армения от 12.09.1997 № 99/11-1634 об отсутствии трудовой книжки с приложением справки без даты и номера (и частично без оснований выдачи) начальника Лернаванского строительного треста о периоде работы с 03.03.1989 по 28.12.1990), Выписка из трудовой книжки (записи № 24, 25) без номера и даты, заверенная инспектором (инженером) по кадрам Нальчикской СПМК (к третьему заявлению); Архивную справку архивного отдела администрации г. Кисловодска от 28.06.2010 № 1492, повторно Свидетельское подтверждение от 05.02.1998 и Справка № Ш-2/3-08 от 29.01.1998, Справка отдела налогообложения физических лиц ГНИ по г. Кисловодску от 30.10.1997 б/н, а также приложив незаверенную ксерокопию Свидетельства о государственной регистрации ПБОЮЛ КФ № 05418 от 02.07.1993, а так же Справку без номера и даты выдачи начальника Лернаванского строительного треста и 11 справок без номеров и дат выдачи с печатями Нальчинской СПМК, в которых имелось указание на фамилию Ш.А.Л. и инициалы «А.Л., А.П., А.» о работе в различные периоды (частично без указания годов).

По результатам рассмотрения данных заявлений ответчик вынес: решение от 16.12.2010 о назначении пенсии с 17 ноября 2009 года, учтя при этом общий трудовой стаж 19 лет 6 месяцев 18 дней и страховой стаж 23 года 8 мес. 14 дней (периоды службы/работы/предпр.деят-ти с 17.11.1968 по 08.12.1970 в двойном размере в общий тр. стаж и календарно в страховой стаж, с 29.12.1970 по 26.08.1983, с 21.02.1984 по 26.03.1984, с 01.11.1984 по 20.02.1986, с 02.07.1986 по 01.12.1986, с 26.02.1987 по 25.08.1987, с 26.04.1988 по 06.05.1988, с 19.05.1988 по 17.10.1988, 01.09.2003 по 31.07.2006 только в страховой стаж, с 01.08.2006 по 17.11.2009 только в страховой стаж); Распоряжение от 28.03.2010 о перерасчете с 01.01.2010, учтя при этом общий трудовой стаж 17 лет 5 месяцев 26 дней и страховой стаж 23 года 8 мес. 14 дней (учитывая период военной службы по призыву календарно, но учтя и поступившие сведения о заработке); Распоряжение от 17.06.2010 о перерасчете с 01.01.2010, учтя при этом общий трудовой стаж 17 лет 8 мес. 24 дн. и страховой стаж 23 года 11 мес. 12 дней (добавив период работы с 18.10.1988 по 15.01.1989), Распоряжение от 27.09.2010 о перерасчете с 01.01.2010, учтя при этом общий трудовой стаж 18 лет 1 мес. 20 дней и страховой стаж 23 года 11 мес. 12 дней (добавив период работы с 15.07.1992 по 10.12.1992). Суд считает, что указанные решения законны и обоснованы, потому что стаж исчислен по нормам законодательства, а периоды службы, работы, предпринимательской деятельности подтверждены надлежащими документами. Пенсионным органом соблюден и срок для перерасчета — с 01.01.2010, а не с 17.11.2009 года, как настаивает истец, поскольку это срок соответствует нормам п. 2 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, предусматривающих перерасчет с 01.01.2010 при условии представления документов в пенсионный фонд не позднее 31.12.2010 года.

Кроме того, по результатам рассмотрения заявлений Ш.А.Л. о перерасчете пенсии (конвертации пенсионных прав) от 16.06.2010 № 999 и от 23.09.2010 № 1561 пенсионный орган вынес решения о частичном отказе в их удовлетворении от 18.06.2010 № 14 и от 27.09.2010 № 18 соответственно, которые суд так же признает законными и обоснованными по следующим основаниям.

Как указано выше, пенсионным законодательством установлен порядок и правила подтверждения периодов работы и предпринимательской деятельности, включаемых в общий трудовой и страховой стаж. После 19.08.2003, т.е. даты регистрации истца в системе государственного страхования пенсионный орган не вправе рассматривать с этой целью какие либо иные документы, кроме сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Из Выписки из индивидуального лицевого счета Ш.А.Л. от 01.02.2010 следует, что Шалыгин А.Л. поставлен на учет в качестве страхователя (плательщика страховых взносов) с 03.03.2005 г., но не ранее. Из Справки отдела Управления ПФР от 28.01.2010 № 3 и письма того же отдела от 16.06.2010 № 06-11/153 следует, что истец осуществляет предпринимательскую деятельность с 28 февраля 2005 года, это подтверждается и данными регистрирующего органа — Федеральной налоговой службы России в Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.04.2008 № 2876. Поскольку нормы законодательства не предусматривают каких либо иных документов, подтверждающих для целей пенсионного обеспечения периоды предпринимательской деятельности кроме сведений индивидуального персонального учета после регистрации застрахованного лица и справок территориального органа ПФР об уплате обязательных платежей в Пенсионный фонд до такой регистрации, обоснованным и законным является отказ ответчика во включении периода осуществления предпринимательской деятельности по Справке отдела налогообложения физ.лиц Государственной налоговой инспекции г. Кисловодска от 30.10.2007 и ксерокопии свидетельства КФ № 05418 от 02.07.1993, которое в подлиннике ответчику и суду не представлялось.

Доводы Ш.А.Л. о том, что в его деле подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 10.07.2007г. № 9-П о том, что право на пенсию застрахованного лица не должно ограничиваться по мотиву неуплаты соответствующих страховых взносов работодателем подлежат отклонению, поскольку Конституционный Суд РФ своим определением от 24.12.2007г. № 950-0-0 так же разъяснил, что это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе и индивидуальных предпринимателей, которые посредством уплаты обязательных платежей за себя так же обеспечивают себя и пенсионными правами в будущем. Суд считает, что неисполнение истцом своей обязанности зарегистрироваться в качестве плательщика страховых взносов и произвести их уплату в спорный период, а доказательств обратного суду не представлено, не возлагает на государство в лице пенсионного органа ответственность и обязанность учитывать при определении права на пенсию и её размера спорный период с 02.07.1993 по 31.08.2003 г.

Обоснованным является и отказ ответчика в зачете в стаж периода работы с июня 1965 года по 7 ноября 1968 года по Свидетельскому подтверждению от 05.02.1998 года, потому что данное подтверждение не заверено нотариально, как того требует соответствующее Положение, а сведений о том, что Аким сельского округа вправе совершать нотариальные действия по законодательству иностранного государства Республики Казахстан не имеется, кроме того, нет сведений и документов о совместной работе свидетелей с Ш.А.Л.

На законных основаниях ответчик не включил в общий трудовой и страховой стаж период работы с 03.03.1989 по 28.12.1990, заявленный истцом, поскольку последний не представил в пенсионный орган и в суд подтверждающие документы, соответствующие требованиям законодательства, соответствующих Правил и Положения. Представленные истцом ответчику документы не являются надлежащими и допустимыми доказательствами его трудового стажа. Так, Справка без даты и номера, подписанная начальником Лернаванского строительного треста не может быть признана судом документом, выданным с места работы (указано на работу в Нальчинской СПМК, но справка заверена начальником Лернаванского строительного треста, в печати читается «Лернаван»), нельзя признать её выданной вышестоящей организацией (сведений об отнесении Нальчинской СПМК вышестоящей организации в Республике Армения нет), не выдавалась архивным учреждением (сведений о передаче архивов Нальчинской СПМК в Республику Армения так же нет), дату окончания периода работы указана без оснований. Выписка из трудовой книжки (записи № 24, 25) без номера и даты, заверенная инспектором (инженером) по кадрам Нальчикской СПМК, действительно, как указывает ответчик противоречит письму Начальника Спитакского ОВД Республики Армения от 12.09.1997 № 99/11-1634о том, что трудовая книжка в отделе кадров бывшего Нальчикского СПМК не обнаружена и место ее нахождения не известно, в этой Выписке не указана дата окончания работы в Нальчикской СПМК. Представленные в пенсионный орган с заявлением от 23.09.2010 № 1561 о конвертации Справки без номеров и дат выдачи с печатями Нальчинской СПМК, в которых имелось указание на фамилию Ш.А.Л. и инициалы «А.Л., А.П., А.» о работе в различные периоды (частично без указания годов) (11 штук) так же не отвечают требованиям законодательства. В рукописной справке нет сведений об организации, в которой работал истец и его должности, не указаны основания выдачи, нет номера и даты, а имя и отчество истца указаны не полностью. В остальных справках так же имеется ряд нарушений требований Правил и Положения — имя отчество полностью не указаны, инициалы в справках имеют разночтения, нет сведений о месте работы и должности, нет номеров и даты выдачи справок, не указаны основания их выдачи, в отдельных справках вообще не указаны годы работы, отдельные справки не подписаны руководителем организации, их выдавшей.

Суд, следуя правилу ст. 60 ГПК РФ, не может принять в подтверждение заявленных требований представленные истцом показания свидетелей, которые не отвечают вышеуказанным требованиям.

При таких обстоятельствах, суд признает действия ответчика по частичному отказу в конвертации пенсионных прав Ш.А.Л. по Решениям от 18.06.2010 №14 и от 27.09.2010 № 18 законными, а требования Ш.А.Л. о признании решения УПФР по г. Кисловодску от 18.06.2010г. № 14 незаконным и о возложении обязанности включить в стаж, для назначения пенсии соответствующей трудовому вкладу периодов работы с июня 1965 года по 7 ноября 1968 года, с 03.03.1989г. по 28.12.1990г., периода осуществления предпринимательской деятельности со 2 июля 1993 года по 31 августа 2003 года, с 1 января по 17 ноября 2009 года, произвести перерасчет пенсии с 17 ноября 2009 года суд. считает необоснованными и отказывает в их удовлетворении.

В части исковых требований Ш.А.Л. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 10000 руб. суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу указанной нормы возмещение морального вреда связано с совершением ответчиком действий, либо бездействий, которыми были нарушены неимущественные права и нематериальные блага. Учитывая, что в судебном заседании не установлено, что действиями либо бездействием ответчика принадлежащие истцу права нарушены, суд считает, что заявленные требования истца о взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 руб. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ш.А.Л. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Кисловодску Ставропольского края, о признании Решения № 14 от 18.06.2010 года незаконным, о признании выводов УПФР в письме от 21.06.2010 г. не соответствующими Положению о службе в органах внутренних дел РФ, обязании включения в трудовой (страховой стаж) времени службы в ОВД СК с 29.12.1970г. по 26.08.1983г. в полуторном размере, обязании включения в страховой стаж для назначения пенсии в соответствии с трудовым вкладом периодов работы с июня 1965 года по 7 ноября 1968 года, с 03.03.1989г. по 28.12.1990г., периодов работы в качестве ПБОЮЛ с 02.07.1993г. по 31.08.2003г. и с 01.01.2009г. по 17.11.2009г., обязании перерасчета размера пенсии с 17.11.2009г., взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 руб. - отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней, со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Стойлов С.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200