РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2011 года город - курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
при секретаре Пшуковой А.У.
с участием помощника прокурора Арустамян С.А.
с участием представителей: Разборовой М.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Боровского В.Н., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по заявлению Дежукаева Х.Р. о признании незаконным отказа в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска, обязании провести регистрацию кандидатом в депутаты,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ Дежукаеву Х.Р. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
04 февраля 2011 года Дежукаев Х.Р., не согласившись с данным постановлением, обратился в Кисловодский городской суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ в его регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 25 избирательному округу, обязать Территориальную избирательную комиссию города Кисловодска зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска.
В судебном заседании Дежукаев Х.Р. поддержал доводы, изложенные в заявлении, показав суду, что решением Думы города – курорта Кисловодска № 66 – 310 от 20 декабря 2010 года на 13 марта 2011 года были назначены выборы депутатов Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва. Решением Думы города – курорта Кисловодска № 134 – 310 от 27 октября 2010 года утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов, согласно которой определены границы округов, в том числе и одномандатного избирательного округа № 25. Он предоставил в Территориальную Избирательную Комиссию г.Кисловодска все необходимые документы для регистрации кандидатом в депутаты Думы г.Кисловодска, в том числе и подписи избирателей, поддержавших его выдвижение. Всего им было предоставлено 74 подписи. При проведении проверки подписей были признаны недействительными все 74 подписи, по причине отсутствия указания субъекта Российской Федерации в адресе сборщика подписей. Считает, что признание всех подписей недействительными не соответствует действующему законодательству, так как согласно приложению № 4 к Закону Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» утверждена форма подписного листа, в соответствии с которой указание в графе «адрес места жительства» наименования субъекта Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, при проведении проверки избирательной комиссией были допущены нарушения действующего законодательства, так в ведомости по проверки подписных листов не указаны подробно основания, по которым подписной лист или строка в нем признаются недействительными. Также он не был своевременно уведомлен о начале проверки подписных листов, и ему не предоставили время для исправления допущенных нарушений. Указанные нарушения повлекли за собой принятие Избирательной комиссией незаконного постановления. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представитель Территориальной Избирательной Комиссии города Кисловодска – Боровской В.Н., не согласился с заявлением Дежукаева Х.Р., пояснив суду, что 06 января 2011 года Дежукаев Х.Р. подал в ТИК г.Кисловодска заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 25 избирательному округу. 17 января 2011 года Дежукаев Х.Р. представил в ТИК 15 подписных листов, содержащих 74 подписи избирателей. 22 января 2011 года Дежукаев Х.Р. был письменно извещен о месте и времени проверки его подписных листов. 23 января 2011 года, в присутствии Дежукаева Х.Р., Рабочей группой была проведена проверка представленных подписных листов. По результатам проверки подписных листов недействительными признаны все 74 подписи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2,5,7 части 10 статьи 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз. Обоснованность признания отдельных подписей недействительными подтверждена официальными документами. Результаты проверки нашли свое отражение в Итоговом протоколе и в ведомости проверки. Результаты проверки были оформлены незамедлительно, и Дежукаев Х.Р., извещенный о времени и месте проверки, вправе был получить надлежащим образом заверенные копии вышеуказанных документов. Жалоб на нарушение установленного порядка работы Рабочей группы в ТИК г.Кисловодска от Дежукаева Х.Р. не поступало. Рассмотрение вопроса о регистрации Дежукаева Х.Р. было назначено на 26.01.2011 года. В этот день, в присутствии с Дежукаева Х.Р., ТИК г.Кисловодска приняло постановление об отказе Дежукаеву Х.Р. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска по 25 избирательному округу, так как количество действительных и достоверных подписей избирателей было недостаточно для данной регистрации. Дежукаев Х.Р. обжаловал данное постановление в Избирательную комиссию Ставропольского края. По результатам рассмотрения жалобы Дежукаева Х.Р., Избирательной комиссией Ставропольского края нарушений в действиях ТИК г.Кисловодска выявлено не было, и в удовлетворении жалобы отказано. Просит в удовлетворении заявления Дежукаева Х.Р. – отказать.
Представитель Думы города - курорта Кисловодска – Разборова М.А. считает, что заявление Дежукаева Х.Р. удовлетворению не подлежит, так как в судебном заседании установлена правомерность действий ТИК г.Кисловодска, а достоверных и действительных подписей, представленных Дежукаевым Х.Р. в ТИК г.Кисловодска, было недостаточно для регистрации его кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованные лица – Избирательная Комиссия Ставропольского края, Администрация города – курорта Кисловодска, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своих представителей не направили. С заявлением об отложении судебного заседания в суд не обращались. Суд в соответствии со ст.260 – 1 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей вышеуказанных заинтересованных лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав мнение помощника прокурора, считающего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд пришел к нижеследующему.
В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из ст.261 ГПК РФ в случае если суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, он обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В соответствии с п.1,2 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниям для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением Территориальной Избирательной Комиссии № 2\3 от 21 декабря 2010 года, по 25 одномандатному избирательному округу установлено количество подписей необходимых для регистрации в размере 68, а максимальное количество подписей, представляемых для регистрации в размере 74.
В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Как следует из пункта 3 статьи 14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списка кандидатов, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии с Постановлением № 3\17 принятым ТИК города Кисловодска 28 декабря 2010 года, проверке подлежало 100 процентов подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу.
Вышеуказанное Постановление не противоречит ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз.
06 января 2011 года Дежукаев Х.Р. обратился в ТИК города Кисловодска Ставропольского края с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 25 избирательному округу, приложив к нему необходимые документы, уведомив ТИК г.Кисловодска о своём самовыдвижении.
Как следует из подтверждения от 17 января 2011 года, член ТИК г.Кисловодска Г.Т.А., в указанную дату, приняла от Дежукаева Х.Р. уведомление о реквизитах специального избирательного счета в филиале Сбербанка России, протокол об итогах сбора подписей и подписные листы в поддержку кандидата на 15 листах, в которых содержалось 74 подписи.
Дежукаев Х.Р. был уведомлен о проверке подписных листов, что подтверждается извещением № 142 от 22 января 2011 года о проверке подписных листов, в котором указано место и время проверки и имеется его подпись, свидетельствующая об ознакомлении Дежукаева Х.Р. с данным извещением.
В соответствии с положением пункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст.14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии со ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке. Подпись избирателя может быть признана недействительной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке, либо на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии Ставропольского края.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
При этом в соответствии с п.2,5,7 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
В ходе проверки подписных листов проведенной Рабочей группой ТИК г.Кисловодска, в поданных подписных листах были установлены нарушения, которые могли послужить основаниями для признания подписей недействительными, что было отражено в ведомостях, приложенных к протоколу.
В судебном заседании установлено, что на всех 15 подписных листах, в которых содержалось 74 подписи избирателей в поддержку кандидата Дежукаева Х.Р., в адресе места жительства сборщика подписей удостоверявшего подписные листы отсутствовало указание наименование субъекта Российской Федерации, что является нарушением ч.3 ст.14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз и влечет за собой, в соответствии с п.7 части 10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, недействительность всех 74 подписей избирателей в 15 подписных листах.
Кроме того, в подписном листе 2 в строке 2, в подписном листе 4 в строках 3,4,5, в подписном листе 9 в строках 2 и 5, указаны адреса места жительства избирателей не соответствующие адресам места жительства указанным в паспортах избирателей, что подтверждается адресными справками, выданными ОУФМС России по СК в городе Кисловодске, что является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и влечет недействительность подписи избирателя в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
Также в подписном листе 2 в строке 3 имеются неоговоренные исправления в дате подписания избирателя Г.Б.М., что является нарушением ч.11 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз и влечет за собой в соответствии с п.5 части 10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз недействительность всех трех подписей избирателей в подписном листе.
Доводы заявителя Дежукаева Х.Р. о том, что указание в адресе места жительства лица, удостоверявшего подписной лист, наименования субъекта Российской Федерации не предусмотрено действующим законодательством, по мнению суда подлежат отклонению, так как противоречат вышеуказанному пункту 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Установленные судом вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании, а именно подписными листами, адресными справками, выданными ОУФМС России по СК в городе Кисловодске, а также справкой о результатах проверки по данным базы данных ПРИУР КСА ГАС «Выборы» от 22 января 2011 года, итоговым протоколом и ведомостями, приложенными к нему.
Проверив представленные доказательства в соответствии со ст.59,60 ГПК РФ и оценив их в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд находит данные доказательства относимыми, допустимыми и имеющими значения для правильного разрешения дела по существу.
Выявленные нарушения в подписных листах, представленных Дежукаевым Х.Р. в ТИК г.Кисловодска, в действительности имели место и влекли за собой юридически значимые последствия, предусмотренные действующим законодательством, поэтому ТИК г.Кисловодска абсолютно на законных основаниях признали недействительными все 74 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва Дежукаева Х.Р.
Проанализировав в совокупности представленные доказательства, обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к убеждению, что Дежукаевым Х.Р. не было представлено достаточного количества достоверных и действительных подписей для регистрации его кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 25, и поэтому в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Территориальная избирательная комиссия г.Кисловодска обязана была отказать в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 25.
В связи с вышеизложенным, суд считает что принятое Постановление Территориальной Избирательной Комиссии г.Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Дежукаеву Х.Р. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 25, обоснованно и вынесено в соответствии с действующим законодательством.
Нарушений влекущих отмену оспариваемого постановления в судебном заседании установлено не было, поэтому суд отказывает в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Дежукаева Х.Р. о признании незаконным отказа в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 25 избирательному округу, обязании произвести регистрацию кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 25 избирательному округу – отказать.
Решение может быть обжаловано в пятидневный срок в Ставропольский краевой суд.
Судья Стойлов С.П.