РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года город - курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
при секретаре Пшуковой А.У.
с участием помощника прокурора Арустамян С.А.
с участием представителей: Крымшамхалова Х.Р., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Разборовой М.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Боровского В.Н., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по заявлению Есимова Т.К. о признании недействительной ведомости проверки подписных листов, признании недействительным заключения эксперта, признании недействительными результатов проверки подписных листов, отмене постановления избирательной комиссии, обязании провести регистрацию кандидатом в депутаты,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ Есимову Т.К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
09 февраля 2011 года Есимов Т.К., не согласившись с данным постановлением, обратился в Кисловодский городской суд с заявлением, в котором просил признать недействительной ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска, четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, составленную рабочей группой Территориальной избирательной комиссией города Кисловодска, Ставропольского края, признать недействительным заключение эксперта Г.Н.А. № от ДД.ММ.ГГГГ МЭКО ЭКЦ ГУВД по Ставропольскому краю, признать недействительными результаты проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, указанные в итоговом протоколе Рабочей группы Территориальной Избирательной Комиссии города Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ, отменить Постановление Территориальной Избирательной Комиссии города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Есимову Т.К. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, обязать Территориальную Избирательную Комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.
В судебном заседании представитель Есимова Т.К. – Крымшамхалов Х.Р., поддержал заявленные требования, пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ его доверитель обратился в ТИК <адрес> с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города - курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, оформив и предоставив в комиссию соответствующие документы. ДД.ММ.ГГГГ Есимов Т.К. предоставил в Территориальную Избирательную Комиссию г.Кисловодска «единую» папку со сброшюрованными 15 подписными листами, содержащими 73 подписи избирателей в поддержку выдвижения его кандидатуры кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9. ДД.ММ.ГГГГ Рабочей группой ТИК г.Кисловодска было проведена проверка подписных листов, в результате которой были признаны недействительными 20 подписей, что составляет 27,39 % об общего количества подписей представленных в ТИК г.Кисловодска. На основании итогового протокола ТИК г.Кисловодска было принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Есимову Т.К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска по одномандатному избирательному округу № 9. Считает, что указанным постановлением и действиями Рабочей группы нарушены права его доверителя предусмотренные Конституцией РФ. Так при составлении ведомости проверки подписных листов избирателей не были указанны причины по которым та или иная подпись избирателя признана недействительной, а лишь указывались общие основания. Его доверитель категорично не согласен с результатами данной проверки, так как своими противозаконными действиями Рабочая группа безо всяких на то фактических оснований пытается не допустить Есимова Т.К. к участию в выборах, ущемляя его гражданские права. Также считает, что при составлении заключения № от ДД.ММ.ГГГГ эксперт МЭКО ЭКЦ ГУВД по Ставропольскому краю Г.Н.А. признала недостоверными и недействительными 10 цифровых значений (дат подписания избирателей). С данным заключением его доверитель не согласен, считая, что оно составлено с нарушением действующего законодательства. В связи с чем, считает, что итоговый протокол и ведомость подлежат признанию недействительными. Так же в нарушение действующего законодательства копии итогового протокола и копии ведомости были вручены его доверителю не за два дня до заседания ТИК г.Кисловодска, а лишь 03 февраля 2011 года, чем были нарушены права его доверителя. Все вышеуказанные нарушение повлекли принятие ТИК г.Кисловодска незаконного постановления, которое также подлежит отмене. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель Территориальной Избирательной Комиссии города Кисловодска – Боровской В.Н., не согласился с заявлением Есимова Т.К., пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ Есимов Т.К. подал в ТИК г.Кисловодска заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 9 одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения. ДД.ММ.ГГГГ Есимов Т.К. представил в ТИК 15 подписных листов, содержащих 73 подписи избирателей. ДД.ММ.ГГГГ Есимов Т.К. был письменно извещен о месте и времени проверки его подписных листов. ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии Есимова Т.К., Рабочей группой была проведена проверка представленных подписных листов. По результатам проверки подписных листов недействительными признаны 20 подписей по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,2,5,7 части 10 статьи 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз. Обоснованность, признания отдельных подписей недействительными, подтверждена официальными документами. Результаты проверки нашли свое отражение как в Итоговом протоколе, так и в ведомости проверки. Результаты проверки были оформлены незамедлительно, и Есимов Т.К., извещенный о времени и месте проверки, вправе был получить надлежащим образом заверенные копии вышеуказанных документов. Жалоб от Есимова Т.К. на нарушение установленного порядка работы Рабочей группы в ТИК г.Кисловодска не поступало. Рассмотрение вопроса о регистрации Есимова Т.К. было назначено на ДД.ММ.ГГГГ. В этот день, в присутствии Есимова Т.К., ТИК г.Кисловодска приняла постановление об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска по 9 избирательному округу, так как количество действительных и достоверных подписей избирателей в размере 53 было недостаточно для данной регистрации. Считает, что Территориальной Избирательной Комиссией при вынесении оспариваемого постановления не было допущено нарушений норм права. Просит в удовлетворении заявления Есимова Т.К. – отказать.
Представитель Думы города - курорта Кисловодска – Разборова М.А. считает, что заявление Есимова Т.К. удовлетворению не подлежит, так как в судебном заседании установлена правомерность действий ТИК г.Кисловодска. Достоверных и действительных подписей, представленных Есимовым Т.К. в ТИК г.Кисловодска, было недостаточно для регистрации его кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованные лица – Избирательная Комиссия Ставропольского края, Администрация города – курорта Кисловодска, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своих представителей не направили. С заявлением об отложении судебного заседания в суд не обращались. Суд, в соответствии со ст.260 – 1 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей вышеуказанных заинтересованных лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, опросив свидетелей, заслушав мнение помощника прокурора, считающего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд пришел к нижеследующему.
В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из ст.261 ГПК РФ в случае если суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, он обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В соответствии с п.1,2 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниям для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В судебном заседании установлено, что Решениями Думы города - курорта Кисловодска Ставропольского края № 134 – 310 от 27 октября 2010 года и № 163 – 310 от 07 декабря 2010 года утверждены схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы города – курорта IV созыва».
В соответствии с данными решениями в одномандатный избирательный округ № 9 входят улицы: Дальневосточная, Калинина с № 137 до конца и с № 70 до конца, Целинная с № 23 до конца и с № 28 до конца, Школьная с 3 99 до конца, Седлогорская с № 69 до конца и с № 106 до конца, Аджарская с № 2 по № 14а; переулки: Мартовский с № 1 по № 9, с 3 17 до конца и четная сторона, конечный, поселок Белореченский. Число избирателей в избирательном округе указано в количестве 3391 человек.
Согласно постановлению Территориальной Избирательной Комиссии № 2\3 от 21 декабря 2010 года, по 9 одномандатному избирательному округу установлено количество подписей необходимых для регистрации в размере 67, а максимальное количество подписей, представляемых для регистрации в размере 73.
В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Как следует из пункта 3 статьи 14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списка кандидатов, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии с Постановлением № принятым ТИК города Кисловодска ДД.ММ.ГГГГ, проверке подлежало 100 процентов подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу. Кроме того, данным Постановлением утверждено Положение о процедуре проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва, а также создана Рабочая группа и утвержден списочный состав, в соответствии с которым в Рабочую группу включена Г.Н.А.
Вышеуказанное Постановление не противоречит ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз.
ДД.ММ.ГГГГ Есимов Т.К. обратился в ТИК города Кисловодска Ставропольского края с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 9 одномандатному избирательному округу, приложив к нему необходимые документы, уведомив ТИК г.Кисловодска о своём самовыдвижении.
Как следует из подтверждений от ДД.ММ.ГГГГ, член ТИК г.Кисловодска Г.Т.А., в указанную дату, приняла от Есимова Т.К. уведомление о реквизитах специального избирательного счета в филиале Сбербанка России, протокол об итогах сбора подписей и подписные листы в поддержку кандидата на 15 листах, в которых содержалось 73 подписи.
Есимов Т.К. был уведомлен о проверке подписных листов, что подтверждается извещением № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано место и время проверки и имеется его подпись, свидетельствующая об ознакомлении Есимова Т.К., что свидетельствует о соблюдении ТИК г.Кисловодска требований ч.6 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз
В соответствии с положением пункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст.14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии со ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке. Подпись избирателя может быть признана недействительной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке, либо на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии Ставропольского края.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
При этом в соответствии с п.2,5,7 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
В ходе проверки подписных листов проведенной Рабочей группой ТИК г.Кисловодска, в поданных подписных листах были установлены нарушения, которые могли послужить основаниями для признания подписей недействительными, что было отражено в ведомостях, приложенных к итоговому протоколу от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что на подписном листе 2 в строках 3 и 5 указаны номера и серии паспортов избирателей Х.А.Х. и С.Д.Р. не соответствующие серии и номеру паспортов, выданных данным избирателям, что подтверждается адресными справками, выданными ОУФМС России по СК в городе Кисловодске на избирателей Х.А.Х. и С.Д.Р., что является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и влечет недействительность подписей избирателей в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 4 подписном листе в строке 2 указан адрес места жительства избирателя Б.Д.К. не соответствующий адресу места жительства указанному в паспорте избирателя, что подтверждается адресной справкой, выданной ОУФМС России по СК в городе Кисловодске на избирателя Б.Д.К., что является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и влечет недействительность подписи избирателя в соответствии с п. 2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 8 подписном листе в строках 1,2,4,5 указаны адреса места жительства избирателей не соответствующие адресам места жительства указанным в паспортах избирателей, что подтверждается адресными справками, выданными ОУФМС России по СК в городе Кисловодске на избирателя Д.Л.М., а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Д.Э.В., Д.Л.М., которые пояснили суду, что проживают по адресу: <адрес> дом, №, что также подтверждается представленными паспортами данных свидетелей. Данные недостатки являются нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и влекут недействительность подписей избирателей в соответствии с п. 2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 10 подписном листе в строке 5 указан адрес места жительства избирателя не соответствующий адресу места жительства указанному в паспорте избирателя, что подтверждается адресной справкой, выданной ОУФМС России по СК в городе Кисловодске на избирателя Т.А.М., в соответствии с которой данный избиратель проживает по <адрес>, что является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и влечет недействительность подписи избирателя в соответствии с п.1,2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз, так как указанный избиратель не обладает активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
На подписном листе 13 в строке 1 указан адрес места жительства избирателя У.Ф.У. не соответствующий адресу места жительства указанному в её паспорте, что подтверждается адресной справкой, выданной ОУФМС России по СК в городе Кисловодске, а также паспортом избирателя, что является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и влечет недействительность подписи избирателя в соответствии с п. 2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На подписном листе 14 в строке 1 указан не полностью адрес места жительства избирателя, а в строке 4 неверно указано отчество избирателя, что подтверждается адресными справками, выданными ОУФМС России по СК в городе Кисловодске на данных избирателей, и является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, влекущим недействительность подписей избирателей в соответствии с п. 2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На подписном листе 15 в строке 1,2,3 указаны не полностью адреса места жительства избирателей, а также в строках 2,3 неверно указаны имя и отчество избирателей, что подтверждается адресными справками, выданными ОУФМС России по СК в городе Кисловодске на данных избирателей, и является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, влекущим недействительность подписей избирателей в соответствии с п. 2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
Таким образом суд приходит к убеждению, что ТИК г.Кисловодска абсолютно законно и обоснованно были признаны недействительными все 14 вышеуказанных подписей избирателей.
Кроме того, на основании заключения эксперта Г.Н.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, которая была включена в состав Рабочей группы, были признаны недействительными подписи избирателей: в строке 2 на 1 подписном листе, в строке 4 на 2 - ом подписном листе, в строках 2,5 на 4 - ом подписном листе, в строке 3 на 5 подписном листе, в строке 5 на 7 – ом подписном листе, так как при проведении исследований ею было установлено, что на подписном листе № 1 в строках 1 и 2, на подписном листе 2 в строках 3 и 4, на подписном листе в строках 1,2,5, на подписном листе 5 в строках 1 и 3, цифровые записи в графе «Дата подписания» выполнены одним лицом. Кроме того, на подписном листе № 7 в строке 5 цифровые записи в графе «Дата подписания» выполнены лицом удостоверявшим протокол.
В судебном заседании Г.Н.А. поддержала доводы, изложенные в её заключении, показав суду, что ею при проведении исследовании спорных цифровых записей были установлены совпадения как по общим, так и по частным признакам, которые существенны, устойчивы и образовывали индивидуальную совокупность, что позволило ей прийти к однозначным выводам, изложенным в заключении.
Свидетели К.Р.К. и Т.Ф.А-К.., в судебном заседании пояснили суду, что дата подписания на подписном листе 5 в строке 3 и на подписном листе 7 в строке 5 выполнялась ими собственноручно.
На обсуждение сторон судом был вынесен вопрос о назначении по делу судебной почерковедческой криминалистической экспертизы.
В судебном заседании стороны отказались от проведения экспертизы.
В связи с чем, суд, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, приходит убеждению, что оснований не доверять заключению эксперта Г.Н.А. у суда не имеется. Выводы, изложенные в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ, сделаны на основании проведенных объективных исследований, выполненных лицом не заинтересованным в исходе дела.
Учитывая, что допустимых доказательств, опровергающих заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании представлено не было, суд считает, что действия ТИК г.Кисловодск по признанию недействительными подписей избирателей: в строке 2 на 1 подписном листе, в строке 4 на 2 - ом подписном листе, в строках 2,5 на 4 - ом подписном листе, в строке 3 на 5 подписном листе, в строке 5 на 7 – ом подписном листе, законы и обоснованы, так как в соответствии с п.5 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз, недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно.
Вместе с тем, суд считает, что оснований для признании недействительной подписи избирателя Д.Р.В. на 8 – ом подписном листе в строке 3, не было, так как согласно представленному паспорту Д.Р.В., адрес места проживания данного избирателя, указанный в подписном листе соответствует адресу места проживания избирателя, указанному в его паспорте, что исключает возможность признания подписи данного избирателя недействительной в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
Учитывая, что для регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска Есимову Т.К. необходимо было представить 67 достоверных и действительных подписей избирателей, чего им сделано не было, так как на представленных им подписных листах в ТИК г.Кисловодска имелось лишь 54 достоверных подписи, что недостаточно было для его регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска, суд приходит к убеждению о законности принятого Постановления Территориальной избирательной комиссии г.Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказана Есимову Т.К. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города - курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения требований указанных в заявлении Есимова Т.К. о признании недействительными результатов проверки подписных листов, указанных в Итоговом протоколе Рабочей группы.
Доводы заявителя о том, что в нарушение действующего законодательства копии итогового протокола и копии ведомости были вручены ему не за два дня до заседания ТИК г.Кисловодска, а лишь ДД.ММ.ГГГГ, чем были нарушены права его доверителя, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
В соответствии с п.7 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года.
Согласно п.13 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз, в случае если количество достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных и недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, избирательная комиссия, проверявшая соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, обязана изготовить заверенные руководителем рабочей группы ведомости проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными. В этом случае избирательная комиссия обязана немедленно после получения соответствующего требования выдать ведомости проверки кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными.
В судебном заседании не было представлено доказательств, подтверждающих, что Есимов Т.К. обращался в ТИК г.Кисловодска с заявлениями о выдаче ему итогового протокола и ведомости, и, что в этом ему было отказано.
Кроме того, суд учитывает, основания по которым Есимову Т.К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска:
Как следует из оспариваемого постановления, Есимову Т.К. отказано в регистрации, в связи с отсутствием необходимого количества достоверных и действительных подписей. То есть все нарушения, обнаруженные в ходе проверки документов, представленных Есимовым Т.К., были выявлены в подписных листах, представленных Есимовым Т.К. в ТИК г.Кисловодска.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", установлен запрет на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
В связи с чем, суд считает, что отсутствие у заявителя вышеуказанных документов не повлияло на законность принятого постановления.
В связи с вышеизложенным, суд отказывает в удовлетворении заявления Есимова Т.К о признании недействительной ведомости проверки подписных листов, признании недействительным заключения эксперта, признании недействительными результатов проверки подписных листов, отмене постановления избирательной комиссии, обязании провести регистрацию кандидатом в депутаты.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Есимова Т.К. о признании недействительной ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения Есимова Т.К., кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска, четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, составленной рабочей группой Территориальной избирательной комиссией города Кисловодска, Ставропольского края, признании недействительным заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ МЭКО ЭКЦ ГУВД по Ставропольскому краю Г.Н.А., признании недействительными результатов проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва, Есимова Т.К. по одномандатному избирательному округу № 9, указанных в итоговом протоколе Рабочей группы Территориальной Избирательной комиссии города Кисловодска, отмене постановления территориальной избирательной комиссии города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Есимову Т.К. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, обязании провести регистрацию кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска по одномандатному избирательному округу № 9, – отказать.
Решение может быть обжаловано в пятидневный срок в Ставропольский краевой суд.
Судья Стойлов С.П.