РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 года город - курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
при секретаре Пшуковой А.У.
с участием помощника прокурора Арустамян С.А.
с участием представителей: Разборовой М.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Боровского В.Н., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска, признании незаконными итогового протокола и ведомости проверки, отмене постановления, итогового протокола, ведомости, обязании провести регистрацию кандидатом в депутаты, восстановлении нарушенных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
10 февраля 2011 года Байрамуков А.И., не согласившись с данным постановлением, обратился в Кисловодский городской суд с заявлением, в котором просил признать незаконным Постановление территориальной избирательной комиссии города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Байрамукову А.И. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23; признать незаконным итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 с приложением к нему в виде ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23; отменить вышеуказанные документы; обязать Территориальную избирательную комиссию города – курорта Кисловодска зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 и восстановить в полном объёме нарушенные его избирательные права.
В судебном заседании Байрамуков А.И., поддержал заявленные требования, пояснив суду, что 06 января 2011 года он обратился в ТИК г.Кисловодска с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города - курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23. 23 января 2011 года, он, оформив все необходимые документы, представил их в комиссию. 29 января 2011 года Рабочей группой ТИК г.Кисловодска было проведена проверка подписных листов, в результате которой были признаны недействительными 15 подписей избирателей. В нарушение действующего законодательства после проведенной проверки ему не выдали ни Итоговый протокол проверки, ни ведомость, приложенную к нему. На основании данных документов ТИК г.Кисловодска ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска по одномандатному избирательному округу № 23. Считает, что указанным постановлением и действиями Рабочей группы нарушены его права, предусмотренные законодательствам, данные документы незаконны и поэтому подлежат отмене. Им были представлены в ТИК г.Кисловодска все необходимые документы, оформленные в строгом соответствии с законом. Оснований для признания недействительными подписей в подписных листах не было, и считает, что отказ ему в регистрации кандидатом носит «политический характер», преследующий основную цель – не допустить его к участию в избирательной компании. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представитель Территориальной Избирательной Комиссии города Кисловодска – Боровской В.Н., не согласился с заявлением Байрамукова А.И., пояснив суду, что 06 января 2011 года Байрамуков А.И. подал в ТИК г.Кисловодска заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 23 одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения. 23 января 2011 года Байрамуков А.И. представил в ТИК 15 подписных листов, содержащих 73 подписи избирателей. 28 января 2011 года Байрамуков А.И. был письменно извещен о месте и времени проверки его подписных листов. 29 января 2011 года, в присутствии Байрамукова А.И., Рабочей группой была проведена проверка представленных подписных листов. По результатам проверки подписных листов недействительными признаны 15 подписей по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,2,5,6 части 10 статьи 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз. Обоснованность, признания отдельных подписей недействительными, подтверждена официальными документами. Результаты проверки нашли свое отражение как в Итоговом протоколе, так и в ведомости проверки. Результаты проверки были оформлены незамедлительно, и Байрамуков А.И., извещенный о времени и месте проверки, вправе был получить надлежащим образом заверенные копии вышеуказанных документов. Жалоб от Байрамукова А.И. на нарушение установленного порядка работы Рабочей группы в ТИК г.Кисловодска не поступало. Рассмотрение вопроса о регистрации Байрамукова А.И. было назначено на ДД.ММ.ГГГГ. В этот день, в присутствии Байрамукова А.И., ТИК г.Кисловодска приняла постановление об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска по 23 избирательному округу, так как количество действительных и достоверных подписей избирателей в размере 58 было недостаточно для данной регистрации. Байрамуков А.И. обжаловал данное решение в Избирательную Комиссию Ставропольского края, которая, рассмотрев его жалобу, установила, что в действительности ТИК г.Кисловодска должна была признать недействительными не 15, а 23 подписи избирателей, поэтому оспариваемое постановление было признано законным. Считает, что Территориальной Избирательной Комиссией при вынесении оспариваемого постановления не было допущено нарушений норм права. Просит в удовлетворении заявления Байрамукова А.И. – отказать.
Представитель Думы города - курорта Кисловодска – Разборова М.А. считает, что заявление Байрамукова А.И. удовлетворению не подлежит, так как в судебном заседании установлена правомерность действий ТИК г.Кисловодска. Достоверных и действительных подписей, представленных Байрамуковым А.И. в ТИК г.Кисловодска, было недостаточно для регистрации его кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованные лица – Избирательная Комиссия Ставропольского края, Администрация города – курорта Кисловодска, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своих представителей не направили. С заявлением об отложении судебного заседания в суд не обращались. Суд, в соответствии со ст.260 – 1 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей вышеуказанных заинтересованных лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав мнение помощника прокурора, считающего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд пришел к нижеследующему.
В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из ст.261 ГПК РФ в случае если суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, он обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В соответствии с п.1,2 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниям для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В судебном заседании установлено, что Решениями Думы города - курорта Кисловодска Ставропольского края № 134 – 310 от 27 октября 2010 года и № 163 – 310 от 07 декабря 2010 года утверждены схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы города – курорта IV созыва».
В соответствии с данными решениями в одномандатный избирательный округ № 23 входят улицы: Полевая, Крылова, Леваневского, Фрунзе, Ломоносова, Катыхина с № 8 до конца и с № 91 до конца, Красноармейская с № 6 до конца и с № 7 до конца, проспект Мира с № 8 по № 10, Шаумяна с № 1 по № 13 и с № 2 по № 10, Чкалова с № 2 по № 10 и с № 1 по № 13, Ксении Ге, Чернышевского, Суворова, Кубанская, переулки: Бабушкина, Почтовый, Саперный – нечетная сторона, Менделеева, Солнечный, Зенитный – нечетная сторона, Южный – нечетная сторона. Число избирателей в избирательном округе указано в количестве 3369 человек.
Согласно постановлению Территориальной Избирательной Комиссии № 2\3 от 21 декабря 2010 года, по 23 одномандатному избирательному округу установлено количество подписей необходимых для регистрации в размере 67, а максимальное количество подписей, представляемых для регистрации в размере 73.
В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Как следует из пункта 3 статьи 14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списка кандидатов, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии с Постановлением № принятым ТИК города Кисловодска ДД.ММ.ГГГГ, проверке подлежало 100 процентов подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу. Кроме того, данным Постановлением утверждено Положение о процедуре проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва, а также создана Рабочая группа и утвержден списочный состав, в соответствии с которым в Рабочую группу включена ФИО7
Вышеуказанное Постановление не противоречит ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз.
06 января 2011 года Байрамуков А.И. обратился в ТИК города Кисловодска Ставропольского края с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 23 одномандатному избирательному округу, приложив к нему необходимые документы, уведомив ТИК г.Кисловодска о своём самовыдвижении.
Как следует из подтверждений от 23 января 2011 года, член ТИК г.Кисловодска Громовская Т.А., в указанную дату, приняла от Байрамукова А.И. уведомление о реквизитах специального избирательного счета в филиале Сбербанка России, протокол об итогах сбора подписей и подписные листы в поддержку кандидата на 15 листах, в которых содержалось 73 подписи.
Байрамуков А.И. был уведомлен о проверке подписных листов, что подтверждается извещением № 200 от 28 января 2011 года, в котором указано место и время проверки и имеется его подпись, свидетельствующая об ознакомлении Байрамукова А.И., что свидетельствует о соблюдении ТИК г.Кисловодска требований ч.6 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз
В соответствии с положением пункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст.14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии со ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке. Подпись избирателя может быть признана недействительной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке, либо на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии Ставропольского края.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
При этом в соответствии с п.1,2,5,6 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы.
В ходе проверки подписных листов проведенной Рабочей группой ТИК г.Кисловодска, в поданных подписных листах были установлены нарушения, которые могли послужить основаниями для признания подписей недействительными, что было отражено в ведомости, приложенной к итоговому протоколу от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что на подписном листе 1 в строках 1 и 2 были неверно указаны года рождения избирателей, указанные в паспортах избирателей, что подтверждается адресными справками, выданными ОУФМС России по СК в городе Кисловодске на избирателей ФИО9 и ФИО10, что является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и влечет недействительность подписей избирателей в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 2 - ом подписном листе в строке 1 допущена ошибка в номере паспорта избирателя ФИО11, что подтверждается адресной справкой, выданной ОУФМС России по СК в городе Кисловодске на данного избирателя, что является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и влечет недействительность подписей избирателей в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 4 – ом подписном листе в строке 3, свою подпись в поддержку кандидата, поставил избиратель не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе № 23, что является нарушением пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и влечет недействительность подписей избирателей в соответствии с п.1 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 6 – ом подписном листе в строке 4, не полностью указан адрес места проживания избирателя ФИО12, а также неверно указан номер её паспорта, что подтверждается адресной справкой, выданной ОУФМС России по СК в городе Кисловодске, и является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, влекущим недействительность подписей избирателей в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 11 – ом подписном листе в строке 1 указано отчество избирателя ФИО13 несоответствующее его отчеству по паспорту, что подтверждается адресной справкой, выданной ОУФМС России по СК в городе Кисловодске, и является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, влекущим недействительность подписей избирателей в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 12 – ом подписном листе в строке 4 указан адрес места проживания избирателя ФИО14 не соответствующий адресу места проживания указанному в паспорте избирателя, а в строке 5 неверно указано отчество избирателя ФИО15, а также номер паспорта, что подтверждается адресными справками, выданными ОУФМС России по СК в городе Кисловодске, и является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, влекущим недействительность подписей избирателей в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 13 подписном листе в строках 2, 3, 4, 5, неверно указаны: имя избирателя, допущены ошибки в отчестве, фамилии и имени, что подтверждается адресными справками, выданными ОУФМС России по СК в городе Кисловодске на избирателей ФИО23, ФИО17, ФИО18, ФИО19, и является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, влекущим недействительность подписей избирателей в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 14 подписном листе в строке 4 неверно указан номер паспорта избирателя ФИО20, что подтверждается адресной справкой, выданной ОУФМС России по СК в городе Кисловодске, и является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, влекущим недействительность подписей избирателей в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
На 15 подписном листе в строке 2 не полностью указан адрес места проживания избирателя ФИО21, что подтверждается адресной справкой, выданной ОУФМС России по СК в городе Кисловодске, и является нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, влекущим недействительность подписей избирателей в соответствии с п.2 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз.
В судебном заседании заявитель Байрамуков А.И. не оспаривал вышеустановленные обстоятельства, пояснив суду, что эти ошибки были допущены сборщиками подписей.
Кроме того, на основании заключения эксперта ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ, которая была включена в состав Рабочей группы, была признана недействительной подпись избирателя в строке 3 подписного листа 14, так как цифровые записи в графе «Дата подписания» выполнены одним лицом в указанной строке, а также в строке 3 подписного листа № 9 и в строке 3 подписного листа № 11.
Байрамуков А.И. в судебном заседании категорически возражал против признания данной подписи недействительной, считая заключение тенденциозным, противоречащим действующему законодательству.
Вместе с тем, в условиях состязательности сторон им не было представлено суду допустимых и относимых доказательств, опровергающих данное заключение эксперта.
В связи с чем, суд, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, приходит убеждению, что оснований не доверять заключению эксперта ФИО7 у суда не имеется. Выводы, изложенные в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ, сделаны на основании проведенных объективных исследований, выполненных лицом не заинтересованным в исходе дела.
Учитывая, что допустимых доказательств, опровергающих заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании представлено не было, суд считает, что действия ТИК г.Кисловодск по признанию недействительной подписи избирателя в строке 3 подписного листа 14, законы и обоснованы, так как в соответствии с п.5 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз, недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно.
Учитывая, что для регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска Байрамукову А.И. необходимо было представить 67 достоверных и действительных подписей избирателей, чего им сделано не было, так как на представленных им подписных листах в ТИК г.Кисловодска имелось лишь 58 достоверных подписи, что недостаточно было для его регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска, суд приходит к убеждению о законности принятого Постановления Территориальной избирательной комиссии г.Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказана Байрамукову А.И. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города - курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения требований указанных в заявлении Байрамукова А.И. о признании незаконным Постановления территориальной избирательной комиссии города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Байрамукову А.И. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23, признании незаконными итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 с приложением к нему в виде ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23, отмене вышеуказанных документов, обязании Территориальной избирательной комиссии города – курорта Кисловодска зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 и восстановлении в полном объёме нарушенных его избирательных прав.
Доводы заявителя о том, что в нарушение действующего законодательства копии итогового протокола и копии ведомости были вручены ему не за два дня до заседания ТИК г.Кисловодска, а лишь ДД.ММ.ГГГГ, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
В соответствии с п.7 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года.
Согласно п.13 ст.15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз, в случае если количество достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных и недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, избирательная комиссия, проверявшая соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, обязана изготовить заверенные руководителем рабочей группы ведомости проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными. В этом случае избирательная комиссия обязана немедленно после получения соответствующего требования выдать ведомости проверки кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными.
В судебном заседании не было представлено доказательств, подтверждающих, что Байрамуков А.И. обращался в ТИК г.Кисловодска с заявлениями о выдаче ему итогового протокола и ведомости, и, что в этом ему было отказано.
Кроме того, суд учитывает, основания по которым Байрамукову А.И. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска:
Как следует из оспариваемого постановления, Байрамукову А.И. отказано в регистрации, в связи с отсутствием необходимого количества достоверных и действительных подписей. То есть все нарушения, обнаруженные в ходе проверки документов, представленных Байрамуковым А.И., были выявлены в подписных листах, представленных Байрамуковым А.И. в ТИК г.Кисловодска.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", установлен запрет на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
В связи с чем, суд считает, что отсутствие у заявителя вышеуказанных документов не повлияло на законность принятого постановления.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе ФИО24 в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23, о признании незаконными итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города - курорта Кисловодска четвертого созыва ФИО1 по одномандатному избирательному округу № 23 и приложенной к нему ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города - курорта Кисловодска четвертого созыва ФИО1 по одномандатному избирательному округу № 23, отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе ФИО25 в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23, отмене итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города - курорта Кисловодска четвертого созыва ФИО1 по одномандатному избирательному округу № 23 и приложенной к нему ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города - курорта Кисловодска четвертого созыва ФИО1 по одномандатному избирательному округу № 23, обязании Территориальную Избирательную Комиссию города – курорта Кисловодска зарегистрировать ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работающего генеральным директором ООО «Радуга», проживающего в городе Кисловодске, выдвинувшего свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 и восстановлении в полном объёме нарушенных избирательных прав - отказать.
Решение может быть обжаловано в пятидневный срок в Ставропольский краевой суд.
Судья Стойлов С.П.